Сегодня:

17 августа 2018 г.
( 4 августа ст.ст.)
пятница.

Семь отроков Ефесских.

Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана , Иамвлиха , Мартиниана , Иоанна , Дионисия , Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250, 408-450). Обретение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000). Мч. Елевферия (ок. 305-311). Прмц. Евдокии (362-364). Прмч. Михаила, мчч. Симеона и Димитрия (1937). Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (1717).


2 Кор., 184 зач., VII, 10-16. Мк., 9 зач., II, 18-22.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О долготерпении Божием

Слово 94

В Великий Понедельник
за Литургией Преждеосвященных Даров

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Достигше верни спасительную страсть Христа Бога,
неизреченное Его долготерпение прославим:
яко да благоутробием Своим совоздвигнет и нас,
умерщвленных грехом, яко Благ и Человеколюбец.

(Стихира на хвалитех)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

Вот и дожили мы с вами до Страстной седмицы, дней скорбных, но и полагающих основание торжеству веры православной, предопределяющих преславное Христово Воскресение. Святая Церковь ныне воспевает: «Достигше верни спасительную страсть Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим…» Почему страдания Господа нашего Иисуса Христа названы спасительными? Потому что, пройдя через них, Сын Божий спасает род человеческий от вечной смерти и духовного небытия. То, что совершается в Страстную седмицу, трудно выразить обычными словами и невозможно постигнуть разумом. Только истинная вера, твердая и несомненная, неколебимая вера поможет пережить нам эти святые дни вместе с возлюбленным Господом и всем сердцем, всей душой сострадать Ему.

Начиная с сегодняшнего Богослужения, мы вступили в седмицу воспоминаний Страстей Христовых. Какими же подошли мы к этому дню? Стали ли лучше, чище, добрее, просвещеннее? Поприще Великого поста, которое мы благополучно миновали, смирило горделивость человеческого духа. И вот стоим мы теперь в храме, в глубоком душевном покое, потому что ничто постороннее не тревожит и не занимает отныне нас. Мы пришли к Богу, мы готовы отдать всю душу Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, чтобы созерцать Его спасительные страдания и сопереживать Ему, чтобы пролить сострадательные слезы. Образ страждущего Господа предстает пред нами сейчас в таком невыразимом величии, что затмевает собой абсолютно все. Ничто земное теперь не может проникнуть в наше сердце! Житейские заботы, желания и помышления, каждодневные дела — все осталось за стенами храма и совершенно не волнует нас. Да и как можно сравнивать Божие и человеческое? Нет такой меры сравнения, сколько не ищи!

Святая Церковь призывает нас: …неизреченное Его долготерпение прославим… Воздадим Господу славу и благодарение за спасительный путь Его на Голгофу. За смерть, претерпеваемую за нас. Слезы, проливаемые за нас. За молитвы, с животворящего креста произносимые за нас. Мы прославляем неизреченное долготерпение Христа, которое подкреплялось величайшей самоотверженной любовью Его ко всему роду человеческому. Любовью Божией был вознесен на крест наш Спаситель. Любовью был проникнут Его последний вздох. Любовью попрал Господь саму смерть и открыл людям путь спасения. Ничто не могло бы осуществиться без любви! Но Бог Сам есть Любовь (1Ин. 4:16). И вот мы приходим в храм, чтобы выразить свою любовь к Господу нашему и Спасу Христу, предстать пред Богом с душой, очищенной покаянием, и смиренным, сокрушенным сердцем. Пусть ничто постороннее не тревожит нас, потому что в эти святые дни мысленные очи наши устремлены только на страждущего Господа, ожидающего нашего покаяния и дарующего нам спасение и свидетельствующего о Своей всепобеждающей любви к нам Своим величайшим долготерпением.

Мы желаем сегодня не только молиться и воспевать Господа, не только сострадать Его искупительной жертве, принесенной за нас. Мы хотим сораспясться Христу, дабы полнее и благодатнее приблизиться к Нему духом! У подножия креста Господня оставим отринутые нами, раскаянные и поверженные грехи и распнем на кресте бушующие в нас страсти. Спогребемся Спасителю при чудном погребении животворящего тела Божественного Страдальца, хороня во гробе ветхого, земного своего человека, отягченного порочными привязанностями и тяжкими беззакониями. Наконец, обновимся со Господом, наполним новым, вдохновенным содержанием жизнь нашу, дабы явиться причастниками славы воскресшего Христа и наследниками благословенного Царства Небесного. Как пишет апостол Павел, вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2Кор. 6:2). И нужно-то только для этого отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света (Рим. 13:12)! Восславим Грядущего на страсть Господа, Который «благоутробием Своим совоздвигнет и нас, умерщвленных грехом, яко Благ и Человеколюбец».

Апостол Петр начинает свое Первое соборное послание словами: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1Пет. 1:3). Речь здесь идет не о физической смерти, а о смерти духовной, в которой пребывают те, кто не знает Бога. Грех ведет нас к погибели. Нет ничего страшнее, чем смерть души, в которой нет Господа! Происходит это тогда, когда человек, становясь рабом греха, постепенно подчиняется ему до такой степени, что уже не осознает, что главное в этой жизни, а что нет. Тратя дни в пустых, вредных и мимолетных удовольствиях, услаждая и насыщая грехолюбивую плоть, все более приземляясь и отягощаясь греховным, нераскаянный грешник не может и не хочет обратиться к Господу, чтобы покаяться, очиститься, приблизиться к Богу и духовно воспарить к небесам. Мы все умираем в грехе, но воздвигаемся искренним покаянием, истинной верой и христианской любовью. И в этом, яко Благ и Человеколюбец, помогает нам Господь!

Святая Церковь призывает нас сопутствовать Господу во дни Страстной седмицы. Именно для этого мы приходим в храм и связываем душу свою занятиями духовными, чтобы ничто мирское не волновало ее. Если, держа в памяти распятие Христово, сораспнемся с Господом, то перестанем жалеть и ублажать свою плоть и начнем освобождаться от ее давления на дух наш. Если на греховные помыслы и желания наложим путы, то уподобимся связанному Спасу, влекомому на неправедный суд человеческий. В таинстве покаяния и Причащения встанем пред Господом, Который, в отличие от Каиафы, Анны и Пилата, творивших беззаконный суд, будет нас судить по милосердию и любви и вынесет оправдательный приговор, помилование. Пройдем со Христом весь крестный путь размышлением и состраданием и затем с мукой сердечной будем стоять у креста, сопереживая Сыну Божиему, взявшему на Себя грехи всего мира.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Видя пред собой Животворящий Крест Господень, будем помнить и о своем жизненном кресте, который мы обязаны достойно нести. Без ропота и сожаления. В смирении и терпении. Тогда-то и наградит нас Господь! Но, к сожалению, мы слишком много работаем для суеты мира, порой забывая о блаженной вечности. В погоне за призрачным мирским счастьем обретаем лишь скорби и разочарования, тоску о несбыточном или неполучившемся. А между тем истинное счастье в жизни лишь одно, и оно, с Богом! Счастье в Господе и Спасе нашем Иисусе Христе! Так хорошо понимаешь это в благодатные, святые дни седмицы Страстей Христовых.

Ныне была совершена еще одна Литургия Преждеосвященных Даров. Многие из вас стали причастниками, приняли Святые Христовы Таины. Мать-Церковь любит нас, предоставляя это право — соединиться во время Богослужения с Господом. Сегодня Бог в нас! Проявим особую заботу, духовную зрелость и настойчивость в деле спасения, дабы навсегда удержать Сына Божия в себе. Весь пост мы очищались, говели, готовились именно к этой высокой и благословенной цели. Если будем ощущать постоянно, что носим в себе Самого Бога, то убоимся совершать непотребное, то ничто в нас на сможет оскорбить нашего Спасителя. Возрадуемся, что причастились в этот Великий Понедельник, потрудились, чтобы получить неизреченный Божественный дар! Наша задача теперь — сохранить в себе все то доброе и светлое, что, по милости Своей, ниспослал Господь Бог. И, вкушая Тело и Кровь Спасителя, всегда будем помнить о смерти Его, принятой за нас, грешных. Постараемся же, чтобы вся жизнь наша явилась примером христианской добродетели и благочестия, чтобы не огорчить Христа и не предать Его величайшую любовь!

Воскликнем же вместе со святым Давидом: что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? И далее: чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115:3-4).

Самого Себя даровал нам Господь! Может ли что быть выше сего драгоценного дара?! Мы славословим Господа и воздаем хвалу за Его благодеяния. Вот только даже самая яркая и вдохновенная хвала человеческая меркнет пред величием Бога и неувядаемой славой Его! Повелевающий всей вселенной и держащий в Своей власти весь мир, Господь находит место для пребывания в каждом любящем Его сердце, ведь любовью навечно соединяемся мы с Богом, как сказал апостол любви Иоанн Богослов: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4:16). Только для этого, по словам святителя Димитрия Ростовского, «любить нужно то, что любит Бог, и никогда не любить того, чего Бог не любит; делать то, что угодно Богу, и старательно избегать того, что не угодно Богу; усердно стремиться к тому, чему Он радуется и что повелевает, и никогда не помышлять о том, что Он запрещает и за что Он гневается». Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: