Сегодня:

20 июня 2018 г.
( 7 июня ст.ст.)
среда.

Собор Ивановских святых.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999) Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы , Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV). Собор святых Ивановской митрополии . Сщмч. Андроника , архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919).


Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

На песнопение «Се жених грядет в полунощи»

Слово 95

В Великий Вторник

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща;
недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,
да не смерти предана будеши, Царствия вне затворишися,
но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже,
Богородицею помилуй нас!.

(Тропарь на утрене)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

Великий Вторник можно назвать днем прощания. Господь наш Иисус Христос, грядый… к вольной страсти, прощается с Иерусалимским храмом, прощается с народом иудейским. Сердце Спасителя горит и трепещет: Он знает, что эти люди, внимательно слушающие Его последнюю проповедь в храме, не только не поймут слова, к ним обращенные, но в скором времени изольют на Него всю свою злобу и ненависть. За что?! За все те добрые дела, которые Господь сотворил на этой земле? За все те светлые поучения, которыми напитал Живодавец Христос человеческий разум? За мир душевный, ниспосланный всем скорбящим и обремененным? Божественный Учитель обращается к погрязшему в грехах человечеству с последними сказанными из глубины души словами. Его проповедь не может не потрясти! Спаситель говорит не только для иудейского народа, но и для каждого из нас. И лишь крайне невнимательный или крайне равнодушный человек способен слушать Господа без трепета и содрогания сердца, без живого участия души!

Не будем скрывать слез своих. Не станем прятать нахлынувших чувств. Все это — благо для нас, живительный источник духовного совершенствования. Если мы умеем слушать Господа, если умеем сострадать Ему, значит для нас еще не все в этой жизни потеряно. Значит, в сердце живет любовь! А любовь призывает к состраданию и сопереживанию: нам больно за Сына Божиего, Который скорбит об ожесточении народа иудейского, о слепоте и лукавстве его вождей и наставников. Нам страшно от предсказания тех ужасных бедствий, которые неминуемо последуют для ведущих и ведомых по дороге ненависти. Но труднее и горестнее всего слышать последние слова, коими заключена проповедь Спасителя: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38).

А еще Великий Вторник можно назвать днем ожидания. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа». Кто же Тот таинственный Жених, Который приходит в полуночи? К кому и для чего Он идет? Кто они: раб блаженный — бдящий и раб унывающий — недостойный? Что значит само слово полунощь? Какие загадочные, полные глубокого смысла слова поются сегодня в храме. Жених, грядущий в полуночи, есть Господь наш Иисус Христос. Среди многих славных имен Спасителю присуще всехвальное имя Жениха Всевышнего. С Ним, единственным и дражайшим, обручена душа человеческая, как невеста чистая помолвлена с достойным женихом. Когда же произошло это святое обручение? Со стороны Божественного Жениха — на Честном и Животворящем Кресте, когда распятый Сын Божий для искупления душ наших от грехов и проклятия и для усвоения нас Себе на вечность пролил Свою святую Кровь и претерпел смерть. Мы же с вами обручены были со Христом в таинстве святого крещения, в котором отрекались от диавола и сочетались с Господом таинственными святыми узами. И вот со времени того обручения мы с вами, по словам апостола Павла, не свои (1Кор. 6:19). Радость великая, братья и сестры, в том, что и душою, и телом усвоил нас Себе Господь наш Иисус Христос. С той поры началось великое и важное ожидание.

Как это нередко бывает в обычной, земной жизни, брак не сразу следует за обручением. Вот и Жених наш возлюбленный удалился от нас в четыредесятый день по воскресении Своем. Сколько же еще ждать благословенного бракосочетания? Господь не бросил, не отверг нас. Как много знаков любви оставлено в подтверждение союза с Ним: с нами Его святое слово, с нами Его Плоть и Кровь, с нами благодать Святого Духа, с нами таинства Церкви и сама наставница Церковь Христова. Но Жених грядет в полунощи… И пребудет Женихом душ и сердец наших до последнего дня разлуки, до последнего дня мира. Когда же настанет благословенный и преславный день этот и совершится всемирное торжество брачное?

Тяжела и утомительна разлука с любимым человеком. Еще труднее переживать разлуку с Господом. Особенно тяжко ощущали это ученики Его, святые апостолы. Не раз и не два спрашивали они Божественного Учителя о дне и часе Его благодатного пришествия. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один (Мф. 24:36), — последовал ответ Господа. Неизвестность и составляет ту таинственную полунощь, о которой возвещало сегодняшнее песнопение.

Обрученные Спасителю должны быть всегда готовы достойно встретить Его, потому что никто на свете не знает, когда же действительно настанет этот день и час. Сам Господь предупреждает всех нас: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). В наши дни, в наше суетное и такое непростое время особенно важно помнить это предостережение. Сегодня так много среди нас дремлющих и спящих глубоким духовным сном. Духовный сон — не сон телесный, необходимый организму, дающий покой и здоровье. Духовный сон есть болезненная спячка, когда в душе пусто, когда в сердце нет Бога — сплошная тьма. Страшно уснуть таким сном, еще страшнее не проснуться от него никогда.

Жених грядет! Для преисполненного любви христианского сердца нет и не может быть радостнее этой вести. Устремиться навстречу Господу по первому зову, оставив все свои повседневные дела и удовольствия, — вот верх земного блаженства! Как же достойно подготовиться к этому лучезарному событию? Будем молиться, не будем прилепляться душой ни к чему житейскому — ни к вещам, ни к богатству, ни к приобретениям текущих дней. Уподобимся рабу бдящему, готовому отринуть все по первому зову, дабы обрести подлинное блаженство. Но как много среди нас рабов недостойных, унывающих. Жених придет, а мы воздремашася вся и спаху! Живем так, как будто жить нам на земле вечно. Суета забот, вихрь страстей заслоняют единственное важное, то, о чем должно думать постоянно, — о спасении грешной души своей. Забываем сказать сами себе словами священной песни: блюди убо, душе моя… не сном отяготися, да не смерти предана будеши!

В Евангельском чтении на Литургии (см. Мф. 24:36-26:2) мы слышали сегодня притчу о десяти девах: тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не захватили с собой масла про запас. Мудрые же девы вместе со светильниками взяли еще и масло. И пока неразумные вынуждены были отлучиться, чтобы купить еще масла, пришел жених, чертоги брачные затворились. Неразумные девы, оставшись пред закрытыми дверьми, просили: Господи, Господи, отвори нам. И в ответ услышали приговор Божий: не знаю вас. Спаситель завершает притчу словами предостережения: итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Эта притча говорит нам о том, что жизнь духовная невозможна без совершения добрых дел, — вера должна сопровождаться добрыми свершениями. Не уподобимся же неразумным девам, которые ждали Жениха Небесного, но не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Вот так и вся жизнь наша должна стать достойным приготовлением к встрече Господа.

Как же сделать так, чтобы чаяние пришествия Жениха Небесного стало основой всего нашего земного существования?

Жених грядет! — для православных христиан нет блаженней этих двух проникновенных слов. Ради них некоторые люди оставляют мир и все, что есть в мире, отрекаются от всего земного, чтобы не раздваивать своего внимания и усердия, не отягчиться духом. Такие подвижники Христовы находят благодатный приют и успокоение в святых обителях. Другие не оставляют мира со всеми его радостями и огорчениями, но не прилепляются ни к чему сердцем своим. Любви ко Христу подчинены все их дела, чувства и отношения. По первому гласу о пришествии Господа с радостью отвергаются они от всех житейских приобретений. Людей, проводящих так свою земную жизнь, можно назвать рабами бдящими. Спаситель видит и ценит такое усердие, и награда будет неизреченно велика: пусть в мире они терпят трудности и скорби, но все страдания временны и преходящи, а в будущем их ожидает высочайшее блаженство.

Вспоминая притчу о десяти девах, дабы не уподобиться нам девам неразумным и достойно встретить Жениха Небесного, мы должны непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры, нашей любви к Господу и любви к ближним.

Этому учит нас также прозвучавшая сегодня в Евангельском чтении притча о талантах, в которой ленивый и лукавый раб скрыл свой талант в землю. Ленивый и лукавый раб — это образ души человеческой, не желающей духовного совершенствования, не обогащающейся теплотой веры. Сокрушаясь и трепеща, стоит ныне душа человеческая пред Божественным Судией: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего… упова душа моя на Господа (Пс. 129:1-2, 4).

В Великий Вторник встает пред нами также ветхозаветный прообраз Самого Господа Иисуса Христа — многострадальный Иов. Оставленный людьми, претерпевающий многочисленные скорби и лишения, изнемогающий, но не унывающий под бременем испытаний, прославляющий Господа в своих страданиях и сам прославляемый Всевышним, святой Иов являет нам пример подлинного христианского смирения и терпения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! В дни святой Страстной седмицы возжжем в душах наших огонь сладчайшей любви ко Господу, заправим светильники веры добрыми делами и пойдем за Спасителем на крест самоотречения. Будем верными своему обручению с Женихом Небесным, всегда на страже, бодры и чисты, дабы с мудрыми девами войти нам в небесный чертог и сподобиться от Господа богатой и неизреченной милости. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: