Сегодня:

19 сентября 2017 г.
( 6 сентября ст.ст.)
вторник.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех.

Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила , бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.


Гал., 212 зач., V, 11-21. Мк., 28 зач., VII, 5-16. Архангела: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Протоиерей Александр Шаргунов

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь совершает память святых отцев шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы с вами исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, непочитающих святые иконы. Этот Собор как бы явился печатью всех остальных Соборов.

Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной, или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. И каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как мы слово Христово воспринимаем. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог?

Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы — созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое святых.

Суть Никео-Цареградских Соборов, говорящих о Божестве Христа, сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют.

Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры: это невозможно, потому что это недвижимый камень, на котором все зиждется. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое. Например, монофизиты. Сейчас довольно регулярно бывают совещания на очень высоком уровне отдельных православных с так называемыми нехалкидонскими монофизитскими церквами — теми, которые не приняли решения Халкидонского Собора. То есть не признавшими, что человеческое естество Господа нашего Иисуса Христа, не растворяется в Его Божестве, не поглощается Им. И что человеческая природа не изменяется, оттого что Бог воспринял нашу природу, а наоборот, достигает своей полноты, и только во Христе Иисусе мы имеем подлинного Человека. Новое творение, которое соединено уже с Самим Богом, Тем, в Котором человеческая природа выражена в совершенной полноте. Если кто-то из людей хочет стать человеком, он должен следовать за Тем, Кто есть истинный Человек. Христос дает не только образ, Он приобщает Своей жизни, и только так, по мере того, как мы приобщаемся ко Христу, мы становимся самими собою, исполняем свое предназначение, призвание, данное нам от Бога.

Исповедание веры в это никогда не бывает отвлеченным, абстрактным. Когда забывают о том, что Христос — это Человек из Назарета, историческая личность, когда мало уделяют внимания человеческому естеству Христа, тогда с неизбежностью теряется это таинственное равновесие. То и образ Христов становится не таким реальным, каким он должен быть для внимающих Ему и следующих за Ним, он становится немножко мифом. Отсюда все ложные учения, какие появились в роде человеческом, и все бедствия. Поскольку истинный, совершенный человек стал абстрактным, человечество ищет такого человека, который бы отвечал его желанию. Отсюда рождается гуманизм, который в свою очередь развивается в коммунизм и так далее. И наконец то, что начинает совершаться в наши дни — отказ человека от своего человеческого достоинства.

Как естественная реакция на утрату должного внимания к человеческой природе Христа, возникает забота о том, чтобы больше, подробнее сказать о Человеке Иисусе Христе: внимание к Его слову, жизни, ко всему, что произошло с Ним. Но когда это внимание, опять же, становится таким, что Божество Господа Иисуса Христа как бы отступает на второй план и все более и более оттесняется, тогда Христос становится одним из великих учителей духовности, великим социальным преобразователем — чем хотите, только не Господом Иисусом Христом, Богочеловеком.

Тогда происходит нарушение равновесия не только в мире, который постепенно вообще отделяется от Церкви, от тайн человека и Бога, и вырабатывает свои, отделенные от нее учения. Это все более и более совершается в самой Церкви, по крайней мере, в том обществе христианском, которое продолжает себя именовать таковым. Мы знаем, что не только у протестантов широкое распространение получают эти лжеучения, но и среди католиков. Согласно официальной информации, около 30% священнослужителей, во Франции, например, сомневаются в Божестве Господа Иисуса Христа. Для них это просто величайший Учитель человечества. Естественно, вслед за этим и реальность Евхаристии становится символом.

А когда нарушается это равновесие, скажем, у нас? Мы можем быть православными, но по существу только внешне исповедовать свою веру. Когда человеческая природа Христа умаляется, мы становимся монофизитами в своем рассуждении, умствовании, хотя внешне исповедуем себя православными. Наше внимание к страданиям человечества, к грехам, заблуждениям, слепоте человечества практически отсутствует. Мы говорим, что важна молитва, в этом заключается вся наша духовная жизнь. А забота о других людях, с естеством которых Христос соединился в Своем таинственном Воплощении, нас не касается. То есть мы не видим Самого Христа, как Он скажет нам на Страшном последнем Суде. Вот к чему приводит это ложное богословие, которое входит не прямо через дверь — ложные исповедания, а через ложное осуществление той тайны, которую исповедует Церковь шести Вселенских Соборов.

Или наоборот: имеет место чрезмерное внимание к человеческому естеству Христа за счет умаления Его Божества. Мы можем сосредотачиваться только на каких-то земных заботах, забывая о том, что смысл воплощения Божия, смысл Его слова, жизни, смерти и Воскресения в том, чтобы соединить человека с Богом. Чтобы человеческая природа и Божественная соединились по дару Христову, чтобы мы стали, как говорят святые отцы, богами. Невозможно, человеку стать богом, но таков дар Божий, по благодати Его. Не по естеству, а по дару Его любви. Чтобы мы узнали, что значит исповедовать эту тайну Господа Иисуса Христа, которую исповедуют святые отцы: «Буди имя Господне благословенно от ныне до века. Благословен Христос Бог наш, препрославленный вовеки». Святые отцы не находят слов, для того чтобы перед этой тайной вознести хвалу Господу. И дай Бог, чтобы наше исповедание веры было осмысленным, глубоким. Чтобы мы узнали «не плотью и кровью» (Мф. 16:17), которые не могут никогда постигнуть эту тайну, а смирением всей нашей жизни перед таинственными путями Божиими, которые Он осуществляет в истории и в нашей жизни через послушание всему, чему учит Господь тайной Своего Воплощения, соединением Божественной и человеческой природы, чтобы мы сделались способны принять этот дар, когда Отец Небесный открывает нам истину.

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил Мотовилова, который был хромым и не мог быть исцелен никакой медициной, только одним чудом — чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «Верите ли Вы в Господа Иисуса Христа?» — «Верую», — ответил тот. И батюшка тогда сказал ему, чтобы он прочитал Символ веры, который мы каждое утро читаем, поем за каждой Божественной Литургией. Заступничеством преподобного Серафима у Мотовилова было такое исповедание веры, которое сделало возможным совершение чуда. «Если Вы веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите? Вы уже здравы даром Христа. Господь для того и пришел, чтобы верующих в Него исцелить». И он получает чудесное исцеление.

Тайна того, что Бог стал человеком, и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества — эта вера дает исцеление человеку, народу и человечеству, а отступление от этой веры ведет к болезни и гибели.

Мы слышали сегодня Евангелие об исцелении двух слепых. Как они следуют за Господом Иисусом Христом? Как поразительно сказано в Евангелии: слепые следуют за Христом — это какое же желание нужно иметь, чтобы следовать за Христом, подобно зрячим! Значит, они понимают, что рядом появилась возможность обрести зрение. И это вопрос жизни и смерти для них. С самого начала Господь как будто не слышит их — Он испытывает их веру. Таково ли это исповедание веры, как у нас часто бывает, когда мы одними устами произносим Символ веры. Самое главное — прозрение духовное, чтобы мы увидели, как увидели эти слепые перед собою не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека.

Когда Господь дает нам это зрение, когда светлый день, когда Он дает благодать, легко нам идти за Господом нашим и исповедовать Его. Но когда полная тьма, и мы как будто бы слепые, как слепорожденные, и никогда ничего не видели, то для человека подвиг — следовать за Христом, говорить Ему: «Наставниче!» — и, умоляя Его об исцелении, исповедовать веру в Него.

Дай Бог нам также помнить о втором чуде, когда Господь дарует немому язык говорить и приносить хвалу Господу, после чего происходит разделение в народе. Одни — хромые, убогие и отверженные, нищие, которых за людей, может быть, не считают, дескать, что с ними говорить, они и веры никакой не знают — говорят, что никогда не было такого от века в Израиле и в роде человеческом. Другие замышляют, как убить Того, Кто совершил это чудо. Другие — это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Вдруг когда тайна веры является самой вещью, когда наступает прозрение слепого — такое разделение! Господь дарует не только исцеление одному человеку, двум людям, не только кого-то немого и глухого делает способным приносить хвалу Господу, но говорит нам, что если мы хотим стать зрячими на самом деле, если наша хвала, исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать и слепоте и страданию других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека. Аминь.

31 июля 2011 года

vn001

Источник: Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества».

См. также: