Сегодня:

21 июля 2018 г.
( 8 июля ст.ст.)
суббота.

Казанская икона Божией Матери.

Седмица 8-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия , Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Александра, Феодора и Николая пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579), и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655) Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1895), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), в Высочиновская (XVIII), в Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в день Рождества Богородицы и в Неделю пред Воздвижением

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога,
благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих.

(1Кор.1:21)

Рождество Пресвятой Богородицы

От начала века открыта была для всех людей великая книга премудрости Божией – это мир с его красотою и премудрым устройством, свидетельствовавшими о Творце. Издавна эту книгу читали мудрецы века сего, пытались уразуметь, что видели в ней, и открыть силы, движущие вселенной. Но не всегда одинаково читали книгу природы мудрецы и философы: если одни приходили к несомненному убеждению, что Бог есть то основание жизни вселенной, которым мы «живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28), то другим, напротив, казалось, что нигде нельзя обнаружить следов присутствия Бога в природе. Они возомнили, что уже открыли тайну жизни с ее разнообразием (Геккель, Дарвин); что во всем, что прежде люди, не знавшие науки о природе, считали удивительным, нет ничего удивительного, ибо все есть лишь такое или иное сочетание сил природы, действующих по известным людям науки законам. Проникнувшись подобным убеждением, начали они изъяснять и духовную жизнь человека и объявили, что этот гордый своим разумом царь природы возник из ее же недр и напрасно разум его хочет подняться куда-то за пределы земли: не в небе, а на земле должен он искать истинного смысла своего существования (Ницше). Христианство с его учением о добродетели назвали они религиею рабов, людей, лишенных силы и с подавленным чувством свободы (Ницше), христианское подвижничество и особенно стремление к девственной жизни мрачным отзвуком средних веков (Скабичевский и другие); стали учить, что плотское соединение людей в браке более приближает к Богу, чем девственная чистота души, и что в таком смысле нужно видоизменить прежнее ошибочное понимание христианства (Розанов и его «новая концепция христианства»).

И вот всем этим построениям мудрости человеческой противостоит неизменный Божий свет о спасении рода человеческого, так как мир мудростию своею не мог найти Бога в открытой пред ним премудрости мироздания, то благоволил Бог избрать такой способ спасения его, который казался ему безумием. «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова» [*] — Пресвятую Деву, сосуд девства, исполненный небесной чистоты и смирения, давая уразуметь миру, ценившему лишь земную мудрость, что не в ней, а в означенных презираемых им качествах души заключается залог спасения для мира. Ибо все величие и слава этой Девы были в чистоте небесной Ее души, «вся слава Дщери Царевы внутрь», по словам древнего псалмопевца (Пс. 44:14). Сам Господь Вседержитель, «в руке Которого дыхание всего живущего» (Иов. 12:10), принимает «зрак раба», во всем уподобляясь сынам человеческим (Флп. 2:7). Но в этом, «подобном Сыну Человеческому» (Дан. 7:13), сокрыта была такая сила духа, пред которою должны были преклониться все помышления человеческие. Ибо все верующие во Христа сыны Церкви имеют во Христе полноту мудрости и ведения (Кол. 2:3, 9), находят в Нем для ума своего полное успокоение и разрешение всех сомнений, которые мучат и терзают людей, мнящих на земле найти весь смысл жизни человеческой. А опозоренная людьми нынешнего века девственная чистота души, которая отличала Пресвятую Деву, не более ли всего способствует сохранению сил души в их целости и крепости, не более ли всего дает возможность широко раскрыться сердцу для чистой и самоотверженной любви к Богу и к людям? Поистине она уневещивает Христу души благочестивых, по слову псалмопевца: «приведутся Царю девы вслед... Дщери Царевы» (Пс. 44:14-15). Напротив, положило ли какие-либо твердые основы для жизни то прелюбодейное учение (Розанова и других), по которому только брак и возбуждение низших потребностей природы открывает путь к общению с Богом и к какому-то таинственному проникновению души в «домирные высоты»? В действительности мы видим, что только потому учение подобных людей, почти утративших способность здравого рассуждения, увлекает умы современного общества, что оно дает видимое оправдание современному растлению ума и плоти, все более и более увеличивающемуся. Увы! Современному обществу суждено называть великими людей, едва не безумствующих или прямо впавших в безумие (Розанов, Ницше, см. у Мережковского), как бы точное исполнение слов апостола: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие» (1Кор. 1:20) и других его слов о том, что все учения «безрассудно надмевающихся плотским умом своим» лжефилософов века сего «имеют лишь вид мудрости», в действительности же растлевают и плоть и дух (Кол. 2:18, 23).

Посему отвратимся от этих лжемудрствований и соединим умы наши с верою Церкви! «Не мудростью и силою, не богатством земным хвалимся», но «хваляйся о Господе да хвалится», Христа сделав для себя «премудростью от Бога, праведностью и освящением» (1Кор. 1:30-31). И как Господь Бог, «призрев на смирение Рабы Своея», Пресвятой Девы, сделав Ее «ублажаемою от всех родов», так и с нами «сотворит величие» (Лк. 1:48-49), соделывая чрез девственную чистоту и нашу душу, как душу Пресвятой Девы, «премудрости Божией приятелищем» и легко всякие «афинейская плетения растерзающею» [*].

Как некогда молился Господь, чтобы все верующие в Него были приведены в единение с Ним и Отцом и мир увидел славу еще на земле преобразившейся жизни христиан, так и теперь чрез святую жизнь Церкви почитаемое в ней спасительное Имя Христово соделается «превыше всякаго имени», так что «преклонится пред Ним всякое колено небесных, и земных, и преисподних» (Флп. 2:9-10). И хотя бы проповедь Евангелия по-прежнему не обладала «превосходством слова или мудрости человеческой» или «убедительными словами человеческой мудрости», в самой жизни верующих во Христа никогда не перестанут совершаться очевидные для людей мира «явления духа и силы» (1Кор. 2:1, 4).

Аминь.

Уфимские Епархиальные Ведомости. 1902. №13–24. С. 1201–1204.)

vn001

Источник: Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской: житие, поучения, почитание, акафист. — М.: Благовест, 2011.

См. также: