Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, о воскрешении сына наинской вдовы

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Лк., 30 зач., 7:11-16

Мертвый, поднявшись сел и стал говорить;
и отдал его Иисус матери его.

Лк. 7:15

Воскрешение сына вдовы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Горчайшая из земных скорбей – утрата близкого человека, унесенного неумолимой смертью. Для пораженного такой утратой мир, еще недавно согретый любовью, превращается в холодную, равнодушную пустыню, по которой бредет любящий, провожая бездыханное тело любимого.

Вот так из ворот шумного и равнодушного города Наина выходила убогая погребальная процессия: одинокая вдова провожала на кладбище единственного сына. Для этой женщины умерший юноша был всем: светом очей, смыслом жизни, средоточием радостей и надежд. И теперь невыносимая боль пронзала ее сердце, слезы струились из невидящих глаз, не принося облегчения. Столь велика была материнская скорбь, что она не могла и не хотела поверить в реальность этой смерти и этой разлуки.

А навстречу погребальным носилкам шел Тот, Кто явился воплощенным отрицанием смерти, олицетворил Собою Жизнь и Воскресение. Спаситель откликнулся на великую силу материнского горя, и несчастная женщина услышала полные силы и сострадания слова: не плачь (Лк. 7:13). Этот голос светлым лучом ворвался во мрак ее скорби, вернул ей способность видеть и слышать происходящее вокруг. И вдова услышала, как Божественный Незнакомец обратился к ее сыну: тебе говорю, встань (Лк. 7:14), – она увидела, как рука юноши дрогнула, потом он приподнялся на погребальных носилках, уста его разомкнулись и он позвал мать. И казавшееся неизбывным горе разлуки сменилось неизреченной радостью встречи.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4), – сказал Иисус Христос накануне воскрешения сына Наинской вдовы. Как ночь бежит от лица рассвета, так исчезают страдания с восходом Солнца Правды, глубочайшая скорбь сменяется высочайшей радостью при приближении Сына Божия.

Наинская вдова ничего не знала о Спасителе и не чаяла встречи с Ним. Среди евангельских чудес, явленных для уврачевания человеческих скорбей, воскрешение сына этой женщины – единственное, которое Господь совершил без прямого обращения и моления к Нему. Господь сжалился над нею (Лк. 7:13), – сказано в Священном Писании. Это чудо явлено в утоление материнского сердца, немо взывающего к Божественному милосердию, – такова сила материнской любви.

Свершившееся у ворот города Наина прообразовало иное, уже близившееся событие, когда оружие прошло душу Светлейшей из матерей. Жгучая скорбь всех матерей, когда-либо оплакивавших детей своих, слилась в пречистом сердце Девы Марии у гроба Божественного Ее Сына. Воскрешавший мертвых Сам облекся в погребальные пелены, два бесконечно долгих дня длился этот томительный плен, длилась невыразимая скорбь Матери Божией. Наконец, в третий день по обетованию Победитель смерти Своею Божественной Силой расторг мрачные узы и уврачевал раны души Матери Своей. Но и по Воскресении Господнем ждало Богородицу новое испытание – до конца земного Ее жития продолжалась разлука Пречистой с Божественным Сыном.

Воплотившая в Себе все могущество материнской любви, изведавшая все глубины материнской скорби, Царица Небесная возносит молитвы земных матерей к Престолу Всевышнего, и по Ее предстательству обретают спасение заблудшие и погибающие.

Земное родство, земная близость, земная любовь многое значат и для Горнего мира. От самих людей зависит, прервутся или перейдут в вечность узы любви, связывающие их во временной жизни. «Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога», – говорит преподобный Максим Исповедник. Отец Небесный, радующийся единению земных детей Своих, уготовил любящим друг друга счастливую встречу в Царстве Добра и Света.

Ослабевший пловец может спастись из водной пучины, если его поддержит дружеская рука. Так же и любящий может спасти любимого от гибели, ибо истинная любовь всесильна. Известно множество случаев возвращения к жизни больных, состояние которых врачи считали безнадежным, – это происходило, когда у постели обреченного неотлучно находился близкий ему человек, не только заботами, но и всеми силами души противившийся надвигавшейся на любимого смерти. Так силой любви можно отодвинуть земную кончину ближнего. То же святое чувство способно отвратить от дорогого нам человека и вечную погибель.

В наше жестокое время, когда рвутся и предаются поруганию даже кровные узы, соединяющие людей, ломается связь поколений, извращается святое понятие семьи, – мир становится похожим на ад, мрачное обиталище ненависти, где бывшие супруги вечно раздираемы свирепой злобой друг на друга, где дети шлют проклятия родителям своим.

Люди, позабывшие заповеди Господни, превращаются в бессердечных эгоистов, стремящихся лишь к самоублажению. Подобный человек слеп к собственной греховности, а в отношении к ближним отводит себе роль потребителя и судьи. В пораженном такой язвой обществе матери и отцы жалуются на негодных детей, муж и жена осыпают друг друга попреками, брат проклинает брата и сестра злословит сестру.

Если ближний наш идет по пагубному пути, значит, слаба наша любовь к нему. Пока человек жив, есть надежда на его преображение и возрождение. Но не судящим, а любящим даруется от Господа способность врачевать духовные недуги ближних. Так слезы и молитвы матери обращают на путь правды закоренелого преступника, так смиренная жена излечивает мужа-алкоголика от гнусного недуга, так нежная рука сестры удерживает несчастного брата от самоубийства. Нет невозможного для того, кто, подобно наинской вдове, всей силой любви противится гибели любимого.

По жестокосердию нашему Господь порой лишь смертью ближнего может пробудить в нас искру любви к нему. При жизни родного человека мы были холодны к нему, но вот он уходит в мир иной, на нас обрушиваются одиночество и сиротство и мы познаем горечь утраты. Смерть очищает образ ушедшего от будничной шелухи, во всем ничтожестве представляет нам былые обиды на него, и тогда мы уже не судим утраченного нами, но видим его в сокровенной красоте и осознаем неизбывность вины перед ним. Малодушного этот миг прозрения может привести к отчаянию, но для мужественного сердца – это начало служения усопшему возлюбленному и пути к грядущей радостной встрече с ним.

Истинная любовь сильнее смерти, ибо не может смириться с вечной разлукой. Спутницы любви – надежда и вера, если священный пламень любви охватил душу человека, он выжигает из нее безверие. Так святая любовь к ближнему неминуемо приводит к порогу Вселюбящего Господа, Утешителя всех скорбящих. И тогда невыносимая скорбь о невозвратном в любящем сердце сменяется тихой печалью разлуки и надеждой на встречу с ним в мире ином. «Плачь об умершем, но умеренно, как бы провожаешь отходящего в дальнюю сторону», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Любовь немыслима без служения любимому. Как служить ушедшему в мир иной? Молитвой о нем, милостыней и чистотой собственной жизни. Стремись к совершенству, ибо встретиться с утраченным ближним ты сможешь только в Господнем Царстве совершенной любви. Неустанно молись о душе умершего, ибо даже если он осужден, пламенная молитва может извлечь его и со дна преисподней – свидетельства тому содержаться в Священном Предании. Но если хочешь служить родному усопшему, помни: каждый грех, совершенный тобой, есть причина печали его, новая вина твоя перед ним.

Некогда Спаситель воскресил сына наинской вдовы, вернул юношу к земной жизни и временной радости. Это чудо – лишь тень величайших свершений. Собственным Воскресением и Вознесением указал Сын Человеческий роду людскому путь к Вечной жизни и бессмертной радости. Но горе тем, кто дерзнул пренебречь путем спасения. В урочный час воскресит Всемогущий Создатель всех живших на земле людей, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5:29).

Дорогие во Христе братья и сестры!

Древле на бескрайнем поле мертвых костей человеческих Господь явил пророку Иезекиилю видение грядущего всеобщего воскресения:

Кости сухие! слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, – и оживете, и узнаете, что Я – Господь… И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею…

И вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху… Так говорит Господь: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут… и вошел в них дух, – и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.

(Иез. 37:4-10).

Грянет неизбежный срок исполнения судеб, и все мы окажемся среди несметного этого полчища воскрешенных перед Престолом Правосудного Господа. Там встретимся мы и с ближними нашими – только вот неисчерпаемой радостью или нескончаемой мукой обернется для нас встреча?

Нынешними земными делами готовим мы себе и ближним своим посмертную участь. В мире духовном, куда нам предстоит перейти, нет смесей и полутонов: чистота Пресветлого Добра противостоит мрачному абсолюту зла. Спасенных ожидает блаженство единения любимых и любящих в лучах Всесовершенной Любви Господней. Но участь погибших, отдавшихся человекоубийце-диаволу: вечная ненависть и скрежет зубов, вражда всех против всех в беспросветном мраке кромешного пламени.

Опомнимся же, пока долготерпением Божиим даровано еще нам время для покаяния и молитв, для обращения и спасения, для служения ближним и Господу Милующему, ада Победителю.

Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения.– 2002 г.

См. также: