Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О том, почему Бог не отвечает на наши молитвы

ИгуменНектарий(Морозов)

Мы всетакилииначечего-топросимуБога.Просимпо-разномуивразныхслучаях.Просим,когдаоказываемсявкаких-тосложныхжизненныхситуацияхиобстоятельствах,когданампомощьБожияособеннонужна;иногдапросимуБогачто-то,оказавшисьвтакомположении,когда,кромеНего,намипомочь-тониктонеможет;поройпросимЕгоочем-то,когдадолжныбылибычто-тосделатьсами,ноделатьэтогонехочется.Иконечно,каждыйдень,еслимычитаемутренниеивечерниемолитвы,еслимыходимвхрам,мыпросимосамомважном–просимотом,чтобыГосподьнаспомиловал,спас,просимотом,чтобыдалнамвсепотребноедлянашейземнойжизниидлянашеговечногоблагобытия.

Когдачеловекчего-тождетотБога,то,во-первых,исполнениеэтогопрошениябываеточеньважнымсамопосебе,аво-вторых,этооченьзначимодлянас,какоткликнанашимолитвы,каксвидетельствоотом,чтоБогдействительноесть,чтоОнслышитнас,чтоОнмилосердипоСвоемумилосердиюилюбвинашипрошенияисполняет.Ивместестемпрактическипостоянноприходитсяслышатьвопрос:почемуямолюсь,ноГосподьнеисполняетмоихпросьб?ПочемуямолюсьиГосподькакбынеслышитменя?Вотобэтомяихотелбынемногопоговорить.

Во-первых,наверное,преждечемсудитьотом,слышитлинасГосподьилиженеслышитимилосердОнилиженемилосердиз-затого,чтонеисполняетнашихпросьб,нужнобываетразобраться:адействительнолимыпросимто,чтонамполезно,чтонамнеобходимо,чтопослужиткоблагуинепричинитвреда?Частобываеттак,чтомы«вымаливаем»уБогачто-либопострасти,понеразумиюиприэтомхотим,чтобыГосподьисполнилнашумолитвувочтобытонистало.Конечно,человекцерковный,имеющийопределенныйопытхристианскойжизни,скореевсего,небудетпроситьотом,чтонапрямуюгреховноивредно.Небудеттребовать,чтобыГосподькому-тозанегоотомстил,небудетискатьтого,чтобыГосподьпомогемуудовлетворитькакую-топостыднуюстрасть;небудетмолитьсяотом,чтоявляетсяпроявлениемкорыстолюбия,сребролюбия,тщеславия.ИтемнеменеедажееслипороймыпросимуБогаовещахкаких-то,напервыйвзгляд,богоугодных,тонужновсегдапоразмыслить:аточнолиэтовнастоящиймоментполезнонам?

Пороймыпросимотом,чтобыГосподьдалнамвозможностьжитьспокойно,бесскорбноипредаватьсяподвигамхристианскогоблагочестиябезпомех–чтобынамнемешаливэтомнинашиблизкие,нинашиближние,никакие-тообстоятельстванашейжизни,ниработа.ИГосподьнамэтогонедает,аеслимыпопытаемсяуразуметьпочему,топоймем,чтокакразвсето,чтокажетсяпомехой,ивыявляетнекоенамерение,стремлениенашегосердца:действительнолимытакхотимтого,чемуоно«мешает»?Иеслихотим,товсеэтипомехиудастсяпреодолеть.Акрометого,свойствопомехтаково,чтопосредствомпреодолениямыстяжеваемопыт,приобретаемхристианскоемужествоистановимсяискуснымивдуховнойжизни.ЕслибыГосподьСамустранялтепомехи,которыеестьнанашемпути,точтобытогдаоставалосьделатьнам?Получать«готовоеспасение»?Ноонотаковымнебывает,потомучтонадовсейсвоейжизньюдоказать,чтомыегодействительноищем,жаждем.Этоспасениедолжностатьдлянаскакбы«родным»,«нашим».Идлякого-тоонодействительностановитсяродным,адлякого-тотакиостаетсячем-точужим.

Нуиконечно,то,чтомыпоройвоспринимаемкакпомехи,нередкоявляетсятем,мимочегоГосподьнехотелбы,чтобымыпроходили.Так,например,«помехами»мыоченьчастосчитаемлюдей–людей,которыеочем-топросят,людей,которыеочем-тоговорят,людей,которыетребуютвниманияксебе,нонасамомделенашеспасениечерезэтихлюдейисовершается.Вотлишьодинизраспространенныхпримеровтого,из-зачегоГосподьможетнеоткликатьсянанашимолитвы.Итакихвещейнасамомделеоченьмного,вещей,которыхмыждемотБогаикоторыенамвданныймоментнасамомделененужныилидажепротивопоказаны.Ипоэтомупросить-то,можетбыть,инадо,новместестемнадоБогудоверятьинадеятьсянато,чтоЕгомудростьилюбовьпомогутизбратьто,чтонамдействительнополезно,инедатьнамтого,чтовредно.

Бываетипо-другому.Бываеттак,чтомыпросимотом,чтонамдействительнонеобходимо–отомнасущном,безчегонеобойтись.Иопять-такиГосподьпочему-тонас«неслышит»ипочему-тонамэтогонедает.Втакомслучаевсегдабываетнеобходимопроверитьрасположениесердца,скоторыммымолитвуБогувозносим.Вот,например,говоритпреподобныйИсаакСиринотом,чтомолитвазлопамятногоподобнасеяниюнакамне.Идействительно,есличеловекзлопамятен,еслидержитнакого-тообиду,неговоряужотом,чтожелаеткому-тозла,тосколькобыоннимолился–дажееслионмолитьсябудетчасами,днями,ночами,суткаминапролет,–никакойпользыэтамолитваприноситьнебудет,ичеловектольколишь,какговорят,преуспеетнагоршее:пребываявтакоймолитвеинепонимая,чтомеждунимиБогомстоитегожеланиезладругомучеловеку,онбудетожесточатьсяиприходитьвещехудшеесостояние.

Нонетолькозлопамятность,аивсякаядругаястрасть,скоторойхристианиннехочетбороться,которуюонлюбит,которуюонпринимает,которуюоннеотвергаетинеотторгаетотсердца,тожевстаетмеждунимиБогом,какстена,когдаонприступаеткмолитве.Однодело,когдамымолимсясосознаниемсвоегострастногосостояния,когдакто-тоизнасговорит:«Господи,японимаю,чтогрешенивэтом,ивтом,ипрошуТебя,чтобыТымнепомогсэтимигрехамисправиться,но,помимоэтого,прошуещеиотом,чеготребуетвэтотмоментмоесердце».Другоедело,когдамыоставляемвсе,чтоСамБогсчитаетпервостепенным,тоестьборьбусострастями,ипросимочем-то,чтобеспокоитнас,забываяотом,чтовнашейжизни,скажемтак,беспокоитБога.Втакомслучаемолитванашатожеоченьчастоостаетсябезответа.Естьиещеоднапричина,почемуГосподьнеисполняетнашихпрошений.Ноздесь,наверное,нужноговоритьименноотехслучаях,когдамымолимсяочем-то,хотяинужном,нотемнеменеежитейском.Просимотом,чтобыГосподьисцелилболезнь,помогнамвкаких-тосемейныхилирабочихобстоятельствах.Поройбываеттак,чтоодниверующиелюдиобэтомпросяткакочем-тосамособойразумеющемся,адругиелюди,такжецерковнойжизньюживущие,говорят:анадолиуБогаобэтомпросить?Ведьэтоженечто-тонеобходимоедлянашегоспасенияи,наверное,нужнопростостаратьсяприобрестито,вчеммынуждаемся,справитьсястем,счемнужносправиться,избавитьсяоттого,отчегонужноизбавиться,еслиречьидетокаких-тожитейскихвопросах.ИнебеспокоитьпоэтомуповодуБога.Какправильноздесьрассудить?ПреподобныйИсаакСиринговорит,чтонашамолитвадолжнабытьсообразнаснашейжизнью.Еслинасчто-тобеспокоит,тоэточто-то,насбеспокоящее,обязательнодолжнообращатьсявповоддлямолитвы.Еслимыможемочем-тонебеспокоиться–например,еслимыболеемисовершеннопоэтомуповодунепереживаем,–наверное,можнообэтомнемолиться,апростопоблагодаритьБогазато,чтоОннамэтуболезньпослал.Еслимыживемвнищетеитожесовершеннопоэтомуповодунепереживаем,–наверное,можнонемолитьсяотом,чтобыГосподьпослалнамработуиликого-то,ктобынампомог.Ночащебываетиначе.Мысталкиваемсяскаким-тожитейскимиспытаниемиприходимивсмятение,ивсостояниескорби,печали.Аразтак,то,значит,обязательноБогупомолитьсянадо.

Ивотбываеттак,чточеловекусердномолится,апомощьнеприходитиничеговжизнинеменяется.Иопять-такизадаетонвопрос:«Господи,гдеТыипочемуТынеотвечаешьнамоюмолитву?Илихужеявсехлюдей?».Оттакоймыслихристианинприходитпоройвсостояниенесмирения,ауныния.Апоройиещекакие-то,худшиемыслизакрадываютсявсердцечеловека.Апричинанеисполненияпрошенияздесьчастобываетоднаитаже:Господьнедаетпросимого,чтобынеуподобилисьмытемсамымпрокаженным,которые,будучиочищенными,тотчасжерадостноудалилисьпосвоимделаминевозвратились,чтобыпоблагодарить.Господьзаранеезнаетнашунеблагодарность,нашулегкомысленностьиведает,чтомы,получивпросимое,тотчасжеотНегоотойдемвсторонуили,покрайнеймере,уженебудеммолитьсястольжеусердно.ИвотзаэтунашупотенциальнуюнеблагодарностьГосподьоставляетнаспребыватьвсостояниипрошения,потомучтосамаэтамолитва–молитвапрошения–уженашейдушеопределеннуюпользуприносит.Ивместестемстрашныйвреднаммоглобыпричинитьнеблагодарноеоставлениемолитвыпослеисполненияпросимого.ТотжепреподобныйИсаакСиринговоритотом,чтонеттакогодара,которыйГосподьбыдалчеловекуикоторыйосталсябыпотомнеумноженным,крометогодара,закоторыйчеловекбываетнеблагодарен.Господьготовнетолькодавать,ноидаватьгораздобольше,чемдалоднажды,ноеслимыЕгонеблагодаримзато,чтоОндал,торукаБожиякакбызакрываетсяимыуженичегонеполучаем,чтобыэтополученноенамнеобратилосьвосуждение.Ипоэтому,когдамыочем-топросим,вчемиспытываемпотребностьпо-житейски,надообязательноиспытатьсвоесердцеиспроситьсебя:абудулияБогублагодарен,когдаОнмнедастто,вчемясейчастакнуждаюсь?Иеслимынеможемсебедатьоднозначныйответ,то,наверное,можнопроверитьсебяещетак:абываюлияблагодаренвтакихслучаяхлюдям?Ведьчеловек,которыйумеетбытьблагодарнымлюдям,скореевсегобудетблагодарениБогу.Инаоборот,человек,которыйбываетнеблагодарнымпоотношениюктемлюдям,которыедлянегоделаютчто-тоблагое,иБогубудетточнотакженеблагодарен.

Еслиговоритьотехутреннихивечернихмолитвах,которыемычитаемкаждыйдень,иотехпрошениях,скоторымимывнихобращаемсякБогу,тонасамомделе,наверное,нужноудивитьсявотчему.Мыпросим,читаяежедневноеправило,овещахсамыхважных,самыхвеликих–отом,очемпросилиБогасвятительИоаннЗлатоуст,святительВасилийВеликий,преподобныйМакарийЕгипетскийидругиевеликиесвятые,потомучтомолимсяихсловами.Понятно,чтоочем-топустом,суетномонипроситьнемоглиимолилисьоспасениииотехдобродетелях,которыедляспасениячеловекупотребны.Ивозникаетвопрос:почемумыкаждыйденьобэтомпросим,ноунасникакто,очеммыпросим,непоявляется?Ведьсовершенноочевидно,чтосвятые,которымэтимолитвыпринадлежат,просимоеотБогавконцеконцовполучили–стяжалиэтидобродетелинетолькосвоимитрудами,ноипоблагодатиипомилостиБожией.ОченьхорошоговорилобэтомвсвоихпоученияхсвятойправедныйИоаннКронштадтский.Онспрашивал:еслитымолишьсяБогу,ноприэтомсамогосебянеслышишь,тоимеешьлитыправонадеятьсянато,чтотебяуслышитГосподь?По-другомуможнобылобысказать,чтонаша«неуслышанность»вмолитвеимеетсвоипричинывтом,чтомысаминепонимаеминеберемнасебятрудпонять,насколькодействительнонуждаемсявтехдуховныхдарах,которыеуБогавутреннихивечернихмолитвахиспрашиваем.

Нуи,наверное,оченьважносказатьотомглавномправиле,котороенужноиметьввиду,когдамывообщекмолитвеБогуприступаем.ПреподобныйМиосКиликийскийговорил,чтопослушаниедаетсязапослушание:Богслушаеттех,ктослушаетсяЕго.Вот,всущности,самыйглавныйответ.Нашажизнь,далекаянетолькоотдухаевангельского,нодажеотстремленияследоватьнаделеевангельскимзаповедям,бываетсамымвеликимпрепятствиемктому,чтобыБогнашимолитвыисполнил.Инаоборот,еслижизньчеловекавсецелопосвященатому,чтобызаповедиБожииздесь,наземле,исполнить,тоГосподьвсюжизньтакогочеловекапростопревращаетвчудо,потомучтоосуществляетвсе,чтотолькооннипопросит.Вотзнаете,родители,которыевидят,чтоихребеноквседелает,чтобыимугодить,–иучитсязамечательно,иубираетсядома,иследитзасобой,–какправило,насвоегоребенканенарадуютсяиготовыбываютемусделатьлюбойподарок,окоторомонпопросит,аможетбыть,дажеинепопросит,аонисамидогадаются,чтоемуэтонужно.Почему?Потому,чтоонинебоятсяегоиспортитьихотятхотьчем-товознаградитьегоусердие.Такбываетиснами:Господьневознаграждаетлибопотому,чтонечеговознаграждать,либопотому,чтоэтопослужиткнашемувреду,анекнашейпользе.

Нуиеще,наверное,нужнораззаразомсамимсебеидругимнапоминатьтакуюпростуюистину.Когдамычто-тоуБогапросим,никогданенадоусиливатьсячто-товыпросить.Кроме,пожалуй,однойситуации:когдамыпросимопрощениииспасениинасинашихближних.Вэтоймолитвеможноиколенистереть,исердцесокрушить,иничегонебудетлишним.Вовсехостальныхслучаях,когдамыпросимочем-либо,обязательнонужнодобавлятьтеслова,которыедобавлялвсвоеймолитвеСамГосподь:впрочемнекакЯхочу,нокакТы(Мф.26:39).Этонастолькодолжносоединитьсясдухомнашеймолитвы,чтобымымоглипоройэтисловаинепроизносить,нооникакбысамисобойподразумевались.И,какнистранно,именноэтооставлениеисполнениянашеймолитвынаусмотрениеБожие–нашотказоттого,чтобынастаиватьнатом,чтомыхотелибыдлясебяпопросить,являетсязачастуюзалогомтого,чтоГосподьнашумолитвуисполнит.Впрочем,исполнит,возможно,совсемнетак,какмытогоожидали.Мыпросим,еслиперефразироватьевангельскиеслова,нерыбу,азмею–Господьжедаетнамрыбу,просиммыкамень–Ондаетнамхлеб.Анасамомделемыпостояннопросимизмею,икамней,иещечто-тоболеевредноедлясебя,ноеслиговоримприэтом:«Господи,некакяхочу,нокакТыхочешь»,тоГосподьдаетнамто,вчеммынасамомделенуждаемся.

Вопросыпослебеседы ?Ужевдвухдуховныхкнигахявстретилатакойсовет:когдамолишьсясам,нужнодатьвозможностьБогусказатьчто-тотебе,тоесть,какяпонимаю,нетолькоговоритьводнусторону,акак-тослышатьиответотНего.Какпрактическиэтогодостичь?Медленнеемолитьсяиличтоделать?

—Ядумаю,чтоздесь,скореевсего,идетречьотомсовете,которыйдалмитрополитАнтонийСурожскийоднойстароймонахинеикоторыйзатемцитировалсямногимиавторами.Ноделовтом,чтоэтотсовет,неправильнопонимаемый,многимлюдямприноситсущественныйдуховныйвред,потомучточеловек,следуяему,подчаснепростостараетсядатьвсвоейдушедействоватьиговоритьБогу,аначинаетнетерпеливождатьнекоегоответа.Акогдачеловекчто-топодобноесильнождет,то,какправило,приходитврагидаетемуто,чтоонждет,авернее,то,чточеловекпринимаетзаожидаемое.Итакимобразомнетруднообмануться.

Этогоответаждатьненадо,простовмолитведолжнобытькакможноменьшечеловеческого«я».ГосподьнаполняетСобоювсе,крометогоместа,котороезанимаетчеловек:ничтовмире–нирастения,ниживотные,нинеживаяприрода–неможет«выталкивать»изсебяБога,ачеловекможет.ТольковчеловекеГосподьпостоянновстречаетсопротивление.Закаждымвсенощнымбдениеммыслышимвозглас:«Якосвятеси,Боженаш,ивосвятыхпочиваеши».Чтозначатэтислова:«восвятыхпочиваеши»?То,чтоГосподьможеткакбыотдохнутьвсердцахсвятых,потомучтосвятыесНимнеборются.АмыпостоянносБогомборемся.Икогдагордыйистрастныйчеловеквстаетнамолитвуиочем-топроситБога,тоонвовсемэтомимеетнастолькомногосамогосебя,чтоэтамассатребованийиусловийнеоставляетБогуместавегожизниивегомолитве.ЕслижемыоставляемБогуместовнасдействовать,еслидействительнохотимпоступитьтак,какжелаеттогоГосподь,тоответпоследует–невэтотмоментчто-тобудетсказаноилиоткрыто,авсяпоследующаяжизньбудетответомнаэтумолитву.

ЕслижеговоритьосоветемитрополитаАнтония,тоондавалэтотсоветпожилоймонахине,котораястараласьнемолитьсяпостоянноИисусовоймолитвой,аименнотвердитьее.Ионпонял,чтоонанастольконадеяласьначастотуповторенияэтоймолитвы,насвоеусердиевнейиприлагаластолькосил,чтобытвердитьеебезостановочно,что,судяповсему,молитвакактаковаясовершенноотэтогоушла.Онауженебылатемпокаяннымделанием,которымпосуществудолжнаявляться.Ионсказалчто-товроде:остановисьидайБогукак-тодействовать,анетолькосамавсевремячто-тоделай.Икогдаонаизэтогокруга,вкотором,какбелкавколесе,крутилась,намгновениевышла,тоееусердиеиревность,которые,безусловно,имелиместо,исталиоснованиемтого,чтобыГосподьдействительноеесердцеуспокоил.Аесливзятьсейчас«человекасулицы»,которыйоБогедаженедумает,идатьемусовет,которыйдалмитрополитАнтонийэтойженщине–воттысядьвкресло,ниочемнедумай,итыуслышишьответотБогавсвоемсердце,–янезнаю,чтоуслышитчеловек.Онапотомуиуслышала,чтоонавсевремяЕгоискала,нонезнала,чтодляэтогонужноупразднитьсяотсамойсебяхотябынамгновение.

?Еслимолишьсяивдругзазвонилтелефон,точтоделать?

—Лучшевсего,какпоказываетопыт,вбольшинствеслучаеввыключатьтелефон,начинаямолиться,тоестьсделатьтак,чтобыэтотвыборпростопереднаминестоял.Бываютисключения:допустим,еслимызнаем,чтоунасестькто-тоизнашихродныхиблизких,ктотяжелоболенивлюбоймоментможетнампозвонитьипопроситьопомощи.Да,наверное,тогдаможнотелефоннеотключать.Еслимызанятыкаким-тоделом–поцерковномупослушанию,наработе,подолгу–иунасвыдалосьвремяпомолиться,номызнаем,чтонасвлюбоймоментмогутпотребоватьвернутьсякделу,тода,тоженадобытьготовымпрерватьмолитвуиподойтиктелефону,потомучтомымолимся,воспользовавшисьэтимсвободнымвременем.Еслижемыдомаиничтонаснесвязывает,тонадоотключатьтелефонимолитьсябезоглядкинанего.

?Аеслинетелефонзвонит,акто-тоизблизкихзоветвэтотмомент?

—Чтокасаетсяблизких…Есличто-тосблизкимчеловекомслучилосьвэтойквартире,то,конечно,надооставитьмолитвуиидтиемупомогать.Нонадосвоихблизкихнаучить,чтовэтовремяпростоненужновасбеспокоитьбездействительнойнужды,чтонужноотнестисьсуважениемктому,чтовашейдушенеобходимо,темболеечтовремямолитвынетакоеужпродолжительное:нетри,нечетыреинепятьчасовона,ксожалению,унасзанимает,агораздоменьше.

?Аесливовремямолитвыначинаешьвспоминатьсвоигрехи,токакбыть?

—Продолжатьмолитву,молясь,втомчисле,иопрощенииэтихгрехов.Бросатьсяитотчасзаписыватьих,чтобызатемисповедовать,ненадо.Ничегострашного:еслинамнапоминаетобэтихгрехахГосподь,тоОннапомнитипослемолитвы,тоестьнедастонихзабыть.

?Можнолислушатьмолитвываудиозаписи?Сейчасестьразнообразныедискисутреннимивечернимправилом,последованиемкоПричащению…

—Длякого,впервуюочередь,предназначеныэтиаудиозаписи?Впервуюочередь,длялюдейслепыхислабовидящих;ещедлялюдейнеграмотных(таких,правда,мало,ноимтожеподходиттакойвариант);длячеловека,которыйлежитвсостояниитяжелойболезнииневсилахподнятьсяипомолиться;нуи,наверное,длятехлюдей,которыенастолькорасслаблены,чтодлянихмолитва–эточто-тоневозможное,ислушаниемолитввпотенциалеможетпостепеннопривестиихкмолитвенапрактике,вреальности.Мнеприходилосьнеоднократновидетьлюдей,которыепервыйразприходиливхрамнаслужбупослетого,какпосмотрелипасхальноебогослужениепотелевизору,–итакое,конечно,бывает.Новпринципе,еслимынеслепые,небольныеинесовсемрасслабленные,то,конечно,надомолитьсясамим.Ислушаниемолитввэтомслучаенезаменяетсобственноймолитвы.Наверное,человек,желающийлучшеузнатьпсалмы,можетслушатьзаписьпсалмов–этовполнебудетуместно.Ноименносцельюознакомительной,аневместочтенияПсалтири.Поэтомулучшедлясебятрадиционныйспособмолитвыизбирать.

?Скажите,пожалуйста,есличеловеканезнаешь,апросятзанегомолиться,какэтоправильноделать?Трудно,когдапочтинеимеешьпредставления,окоммолишься…

—ПреподобныйВарсонофийВеликий,когдаемуподобныевопросызадавали,говорил,чтоненадобратьнасебяименнонекийподвигмолитвыонезнакомом,неизвестномнамчеловеке,адостаточнохотябыоднаждыобратитьсякБогуспрошениемотом,чтобыГосподьэтогочеловекапомиловал.Еслиженашажизньтакова,чтомычастомолимсяоразныхлюдях–иознакомых,ионезнакомых,иэтоужекакое-тосроднившеесяснашейжизньюзанятие,то,наверное,можномолитьсяиболеепостоянно,нотогдаивопростакойневозникнет.ПосуществужеВыисполнитепросьбуомолитве,еслипомолитесьхотябыоднажды.

?Вотуменятожевозникаетэтотвопрос:какмолиться?Проситкто-топомолитьсяобобщемзнакомом,азнаешь,чтознакомыйэтот,допустим,алкоголик,наркоман,экстрасенс.Нужнолибратьблагословениедлятого,чтобымолитьсяотакомчеловекеилижеможнонеспрашивать?

—Япрошупрощения,этосовершенноразныевещи–алкоголик,наркоманиэкстрасенс.Чтокасаетсянаркоманаилиалкоголика,тоеслиестьвозможностьзадатьвопрособэтомсвященнику,которомуисповедуешься,ивзятьблагословениенатакоймолитвенныйподвиг,радиэтогочеловекаподъемлемый,лучшеэтосделать.Единственное,чтонужновсегдаиметьввиду,–этокогдамыочеловеке,втакойбезднепребывающем,молимся,Господьможеткаким-тообразомпотребовать,чтобымызаэтумолитвувсвоейжизниответили,потомучтокогдамыпростомолимся,этоимеетоднусилу,акогдамыготовымолитьсязаэтогочеловека,невзираянатеилииныескорби,нанасобрушивающиеся,тогда,конечно,совершеннодругуюсилунашамолитваимеет.Ачтокасаетсямолитвызаэкстрасенсов,ядумаю,нестоитнасебятакоебрать,ивтомчиследаженестоитнаэтоспрашиватьблагословениясвященника,потомучто,какправило,ничегохорошегоизэтогонеполучается.Можнопростосказать:«Господи,спасиэтогочеловекаиотведиегоотэтогозаблуждения,аменя,грешного,помилуй».Нобратьнасебярегулярнуюмолитвуонемнестоит.

Источник: ИгуменНектарий(Морозов).ЧтомешаетнамбытьсБогом.ШколажизнивоХристедлясовременногочеловека».—М.:Никея.—2014.

См.также:
ИгуменНектарий(Морозов).Отом,чтомешаетнамбытьсБогом. ИгуменНектарий(Морозов).Отом,какзаботитьсяосвоейдуше. ИгуменНектарий(Морозов).Овхождениивцерковнуюжизнь. ИгуменНектарий(Морозов).Отом,почемуБогнеотвечаетнанашимолитвы. ИгуменНектарий(Морозов).ОпромыслеБожием. ИгуменНектарий(Морозов).Огрехе. ИгуменНектарий(Морозов).Опокаянномделании. ИгуменНектарий(Морозов).Огенеральнойисповеди. ИгуменНектарий(Морозов).Орассеянностивдуховнойжизни. ИгуменНектарий(Морозов).Овниманииксебе. ИгуменНектарий(Морозов).Опонуждениисебя. ИгуменНектарий(Морозов).Одействиилукавыхдухов. ИгуменНектарий(Морозов).Опосте. ИгуменНектарий(Морозов).Одуховномруководстве. ИгуменНектарий(Морозов).Охристианскомчтении. ИгуменНектарий(Морозов).Одружбе. ИгуменНектарий(Морозов).Острахе. ИгуменНектарий(Морозов).Омученичестве. ИгуменНектарий(Морозов).Оделахверы.
ИерейВадимКоржевский.Путиспасенияхристианина.Омолитве АрхимандритРафаил(Карелин).Умениеумиратьилиискусствожить.Омолитве АрхимандритРафаил(Карелин).Оприготовлениикмолитве АрхимандритРафаил(Карелин).Морежитейское:Ответынавопросычитателей.Омолитве. АрхимандритРафаил(Карелин).Морежитейское:Ответынавопросычитателей.ОмолитвеИисусовой. Свт.Василий(Кинешемский).Притчаосмоковнице.Какнадомолиться,чтобыбытьуслышанным? СвятительФиларет(Дроздов).СловонаПреображениеГосподне АрхиепископФеофан(Быстров).СлововденьПреображенияГосподня. МитрополитСурожскийАнтоний.Жизньимолитва—одно МитрополитСурожскийАнтоний.Мужествомолиться МитрополитСурожскийАнтоний.Можетлиещемолитьсясовременныйчеловек? МитрополитСурожскийАнтоний.Ступени Свт.Лука(Войно-Ясенецкий).Будеммолитьсявсегдаивезде Свт.Лука(Войно-Ясенецкий).БудьтедетьмиБожиими,инебудеттщетноймолитваваша Прп.ИсаакСирин.Словаподвижнические.Очистоймолитве Прп.ИсаакСирин.Словаподвижнические.Обобраземолитвы Прп.ИсаакСирин.Словаподвижнические.Омолитве,поклонах,слезах,чтении,молчании… ПротоиерейАртемийВладимиров.Омолитвенномправиле Свт.Феофан,затворникВышенский.Каксовершатьмолитвенноеправило Свт.ФеофанВышенский.Письмаодуховнойжизни Сщмч.митр.СерафимЧичагов.Омолитве. МитрополитЛимассольскийАфанасий(Николау).Духовнаяжизньначинаетсясослез МитрополитЛимассольскийАфанасий(Николау).Условиядлясовершенноймолитвы МитрополитАфанасий(Николау).Одушевноммире,неудачах,смыслежизниимолитве. ПротоиерейВладимирБашкиров.«Непрестанномолитесь»(1Фес5:17) ИеромонахМефодий(Савелов-Иогель).ПредочамиБожиейПравды.Молитва МитрополитСаратовскийиВольскийЛонгин.БеседысАрхипастырем.Омолитвеимолитвенномправиле. ИгуменНектарий(Морозов).Какживем,такимолимся,какмолимся,такиживем. ИгуменНектарий(Морозов).Отом,почемуБогнеотвечаетнанашимолитвы. СхиархимандритАвраам(Рейдман).Омолитве,сдвигающейгоругреха. АрхимандритАндрей(Конанос).Садвглубинедуши. АрхимандритАндрей(Конанос).Молитва–недолг,акислороддуши. АрхимандритКлеопа(Илие).Осилеобщеймолитвы.