Сегодня:

23 января 2018 г.
( 10 января ст.ст.)
вторник.

Свт. Феофан Затворник.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Навечерие Рождества Христова

Протоиерей Александр Шаргунов

Лк., 5 зач., 2:1-20

Дорога в Вифлеем

Исполнилась полнота времен, когда Бог послал Сына Своего Единородного в мир. Христос родился в дни кесаря Августа, когда Римская империя простиралась от Парфии до Британии и гордо именовалась империей всей земли. Тогда «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Значит, и в Иудее, которая была захвачена римлянами за шестьдесят лет до этого, а теперь управлялась Квиринием, римским правителем Сирии. Этой переписью Август намеревался утвердить свое могущество, но Промысл Божий направляет все к Своей цели.

Христос родился в Вифлееме, что означает дом хлеба. Так угодно было Богу избрать это место для Того, Кто есть Хлеб жизни и Хлеб, сошедший с Небес. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». То, что Господу не нашлось места в гостинице, — глубоко символично. Единственное место, которое было для Него на земле, был Крест.

Поразительно, что первыми свидетелями явления Бога на земле были пастухи и Ангелы. Самые простые люди, которые пасли стада овец, предназначенных, может быть, для приношения в жертву в храме. И они первыми сподобились увидеть Агнца Божия, вземлющего грех мира. Ангел Господень сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Исполнилось пророчество: «Яко Отроча родися нам, Сын, — и дадеся нам» (Ис. 9:6). Это поистине радость, великая радость всем людям. И эта радость тотчас же раскрывается: пастухи — в свете с Ангелами, иначе говоря, — на небе. Ибо спасение для человека заключается в том, чтобы жить в присутствии Божием, быть причастным Его жизни и славе. Небо на земле, пастухи на небе. Будничное служение пастухов становится Святое Святых, местом присутствия Божия. Пастухи — граждане небес, в то время как Христос, Сын Божий, — подданный кесаря!

Вслед за благовестием о Рождестве одного Ангела явилось воинство небесное, славящее Бога. Достойно и праведно есть непрестанно приносить вместе с Ангелами хвалу Богу нашему: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Слава Божия сошла на землю, мир, всякий ум превосходящий, дается людям, и на всепревосходящий дар Божественной любви они не могут не ответить своей любовью.

Ангел сказал: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Бог восхотел проявить исключительную заботу обо всем, что касается рождения Сына Божия на земле. Как явить знамением очевидным и легко понятным для всех — Кто Он, от начала Сущий, и что Он хочет дать человеку? В течение всей истории Ветхого Завета Он с великим долготерпением шаг за шагом вел иудеев, постепенно проясняя образы Бога воинствующего, которые они слишком часто воспринимали лишь в земном плане, поддаваясь влиянию своих соседей. Чтобы поняли они, наконец, что их Бог не имеет сравнения ни с какими другими богами.

Но последнее слово о Боге, высшее откровение о том, что Он есть для нас, Бог мог произнести только через Своего Сына, живущего среди нас, с той же самой плотью и кровью, что и наши. И прежде всего такого, каким Он родился в эту ночь Рождества, в знамении Младенца, лежащего в яслях. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Если бы не было внезапного света и множества Ангелов, поющих: «Слава в вышних Богу», пастухи никогда бы не осмелились поверить в это. Так далеко было то, что они увидели, от всех их представлений о Боге. Все самое прекрасное и великое они могли вообразить о Нем, все, кроме этого хрупкого, беззащитного, кричащего Существа, Которое Его Мать прижимает к Своей груди. Столь беззащитного, что без материнского молока, необходимого для Него, Бог не мог бы прожить как человек и одного дня. Творец мира, дающий пищу всему живому, умер бы от голода. Его и ищут с самого рождения умертвить. Он и умрет, заушаемый бренною рукою, рукою создавший человека, пригвождаемый на Кресте людьми. Но прежде Ему надлежит пройти весь путь до возраста зрелости, научить всех и показать всем, для чего мы рождаемся и умираем. А пока Он нуждается в ощутимой денно-нощной заботе Матери, в полноте материнской любви, без которой Бог, чье имя — Любовь, не может выжить в Своем младенчестве как человек.

«И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». Вся тайна Господа, открываемая Его Пасхой и Его Крестным служением, — здесь. И Божия Матерь с самого начала причастна ей. От Благовещения до Воскресения, от Его рождения до смерти, все Его человеческое существование и всю Его Божественность — сокровенно слагает Она в сердце Своем.

Святые отцы говорят, что Бог, становясь до такой степени немощным и уязвимым, восхотел взять на Себя риск. Столь предельная немощь и столь поразительная уязвимость явились для Него единственным способом открыть нам нечто существенное о Себе и о любви, которую Он принес нам. Ничто другое не могло бы никогда выразить равным образом то, что остается сокрытым для нас за словами, слишком легко произносимыми. Бог любит нас — до такого уничижения, до такой зависимости от нашего к Нему отношения. Вот почему, явившись так, Бог восхотел быть любимым нами — кто может быть более любимым, чем младенец? И одновременно Он пришел в совершенной открытости и доверчивости к нам.

«Если не будете как дети, не войдете в Царство небесное», — говорит Господь (Мф. 18:3). Тайна Богомладенца дает нам многое понять о нас самих и о нашем пути. Если Бог восхотел приблизиться к нам с уязвимостью Младенца, мы в свою очередь можем предстоять перед Ним только с детским сердцем и с детским лицом. Перед Богом, но также — перед другими людьми. И это непросто. Мы не хотели бы ни родиться на соломе, ни быть одетыми только в пеленки, ни лежать в яслях. Мы предпочитаем, даже не задумываясь об этом, чтобы внутренний наш человек — дитя, которое мы носим в себе, — не соприкасался в своей замкнутости с другими людьми. Более всего, может быть, мы заботимся о том, чтобы на нем были украшения взрослых.

Но внешняя видимость ничего не меняет в наших отношениях ни с Богом, ни с большинством людей. Мы никому не нужны с нашими фальшивыми богатствами и ложными духовными достижениями. Между Богом и человеком, и между людьми, как в эту Рождественскую ночь, может быть подлинная любовь только там, где беззащитность и нищета, где смиренная забота о нуждах других и совершенная наша открытость и доверчивость в Господе. Как у Младенца Вифлеема и Пречистой Девы Марии. Только те, кто уподобятся Ему, по дару Его, войдут в Царство Божие.

vn001

Источник: Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества».

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки