Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Жертва вечерняя

Кандидат богословия, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин продолжает свою серию бесед о православном богослужении. Сегодняшняя беседа посвящена вечерне…

Алексей Кашкин

Проскомидия

Сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприноше­ния — одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы — трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9:12). Но на связь христианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений — псалом 140-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея — жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва — воздетые к Богу руки — заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня — молитвенное освящение вечернего времени — своим основанием имеет текст этого псалма.

В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час — он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. В начале вечерни звучит 103-й псалом, который так и называют — предначинательный: Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и велелепоту облеклся еси. Псалом или читается, или, если вечерня совершается в составе всенощного бдения,  — поется. Это величественная, поэтическая картина сотворения мира, гимн Богу-Творцу: Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103:33-34).

Предначинательный псалом поется при открытых царских вратах. Соответственно традиции, вечерня воспринимается как символическое отражение ветхозаветного времени — времени до пришествия в мир Христа. А 103-й псалом возвращает нас к счастливому времени до грехопадения первых людей: мы видим совершенство творения, блаженство природы и человека. Человеку остается радоваться и славить Творца. Но вот происходит катастрофа — райские врата (в нашем случае — царские врата) закрываются. И дальше мы переживаем эпоху, наступившую после грехопадения: человечество молится перед закрытыми вратами Рая.

Далее диакон возглашает прошения мирной ектении («Миром Господу помолимся…»), в которых мы испрашиваем того, чего лишились в грехопадении: мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою.

Затем мы слышим первую кафизму Псалтири (правда, в приходской практике она поется в сокращении, так что в реальности звучит только несколько стихов), начиная с первого псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Здесь возможны разные толкования. Традиция толкования, восходящая к святому Симеону Солунскому, говорит, что блаженный Муж — это Христос, потому что только Он, Единый Безгрешный, способен совершенно не участвовать в совете нечестивых — в делах тьмы. Но вполне допустимо считать, что первый псалом в данном контексте — предупреждение падшему человеку, призыв не становиться на путь грешных и не садиться на седалище губителей, а, напротив того, подчинить свою волю Божиему Закону (см.: Пс. 1:1-2).

Затем мы слышим уже упомянутый здесь основополагающий псалом вечерни, 140-й: Господи, воззвах к Тебе. Это псалом покаянный, за грехопадением следует покаяние. Стихиры на «Господи, воззвах» — это, как правило, изменяемые песнопения, которые вводят нас в наступающий праздник, в его содержание и смысл. Вечерня происхождением своим восходит к Ветхому Завету, и как Ветхий Завет предвозвещает Новый, так и вечерня лишь предвозвещает наступление праздника; во всей полноте мы увидим праздник лишь на утрене и затем — в Божественной литургии, в Евхаристии.

Накануне воскресных дней и праздников, когда вечерня совершается по чину великой вечерни, на ней совершается вход: из алтаря северной дверью выходят сначала пономари, несущие свечи, потом диакон с кадилом, потом священник. Свечи напоминают нам о том самом светильнике, который торжественно вносили в скинию ветхозаветные евреи, а затем и христиане в свое богослужебное собрание — светильник символизировал Христа, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).

Во время самого входа духовенства в алтарь через царские врата поется «Свете тихий святыя славы». Это один из самых ранних гимнов христианства. В этой песне Свет Истинный уподобляется мягкому свету заходящего солнца, озаряющему, согревающему, но не слепящему и не опаляющему. В символическом понимании вход — это выход Господа Иисуса Христа на общественное служение. Пономарь со светильником символизирует Предтечу — Иоанна Крестителя, который приготовил Господу путь, который был светильник горящий и светящий (Ин. 5:35). Священник же символизирует Самого Христа.

Интересный момент: сегодня царские врата диакон открывает перед входом, как только хор начинает петь последнюю стихиру на «Господи, воззвах». А в старину в русских храмах царские врата оставались закрытыми до входа, их открывали снаружи легким толчком, этот обычай свидетельствовал о древней практике начинать вечерню в центре храма, так что в алтарь никто из клира до вечернего входа не входил. В символическом смысле можно это истолковать так: Небо людям открылось только тогда, когда вышел на Свою проповедь Христос.

Если вечерня совершается накануне одного из великих или двунадесятых праздников, то после прокимна (предваряющего, подготавливающего нас песнопения, в воскресенье, например: Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс. 92)) читаются паремии. Это отрывки из Ветхого Завета, связанные с новозаветным, евангельским событием, которое начинает (за вечерней именно начинает) вспоминать Церковь. Паремии напоминают нам о неразрывной связи двух Заветов, помогают увидеть празднуемое новозаветное событие в пространстве всей Священной истории и одновременно — ветхозаветное событие в свете Воскресения Христова.

После сугубой ектеньи Церковь предлагает нам присоединиться к вечернему славословию, которое одновременно есть и молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже, Отец наших…».

Если вечерня совершается в составе всенощного бдения (повторимся: в субботу или накануне великого, двунадесятого или полиелейного праздника), то нас ждет затем лития — усиленное моление, как бы остаток крестного хода, который совершался на вечернем богослужении в раннехристианскую эпоху. Во время литии мы услышим молитву «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» — это усиленное моление о всех нас и особенно о Предстоятеле Церкви, о правящем архиерее, о богохранимой стране. После каждого из прошений литии «Господи, помилуй» поется много раз: сорок, тридцать и пятьдесят.

Если вечерня совершается накануне воскресенья или праздника, т.е. входит во всенощное бдение, то после «Ныне отпущаеши» поются Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…) и тропари праздника, а затем совершается освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Эта традиция возвращает нас к тем временам, когда в монастырях всенощное бдение совершалось действительно всю ночь. И необходимо было какое-то питание для подкрепления сил. Освящаются как продукты, употребляемые сразу (хлеб и вино), так и то, что будет питать нас в будущем — пшеница.

Почему в конце вечерни мы как бы слышим голос старца Симеона, благословляющего Младенца Христа: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое? Это песнопение напоминает нам о конечности жизни, о неизбежности смерти и Суда; но это лишь один из его смыслов. Симеон Богоприимец — последний из праведников Ветхого Завета, он ждал и дождался Мессию, Спасителя; теперь Бог даст ему спокойно умереть. Ветхий Завет завершен: настало новое время, и скоро в храме начнут совершать утреню.

Газета «Православная вера» №12 (512)
Записала Марина Бирюкова.

vn001

Источник: «Православие и современность».