Сегодня:

20 июня 2018 г.
( 7 июня ст.ст.)
среда.

Собор Ивановских святых.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999) Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы , Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV). Собор святых Ивановской митрополии . Сщмч. Андроника , архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919).


Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

День Святого Духа. О необходимости искреннего исповедания Господа нашего Иисуса Христа

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Мф., 75 зач., 18:10-20

Пятидесятница. Собор св. Марка, Венеция

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня второй день праздника Пресвятой Троицы, который называется Днем Святого Духа. В православной церковной традиции на второй день праздника принято вспоминать тех лиц, благодаря которым совершилось то или иное знаменательное событие. Например, на второй день Крещения празднуется Собор Иоанна Крестителя, на второй день Благовещения – Собор Архангела Гавриила. На второй день великого праздника Троицы мы вспоминаем Божественное Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, благодаря Которому, собственно, и произошло великое освящение начатка Церкви (в лице апостолов и ближайших учеников Спасителя), а затем и всего народа Божьего, всех призванных в лоно Православной Церкви. Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, принес им великую благодать и открыл тайну Пресвятой Троицы. Именно благодаря этому наитию Святого Духа людям открылось, Кто есть Бог, каково бытие Божие, – не только то, что Бог существует, но и то, Каков Он и как Он существует.

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что мы не должны презирать никого из наших ближних, даже если он кажется нам самым ничтожным человеком, потому что его не презирает Бог.

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

(ст. 10–14).

В этой притче говорится о существах праведных, не павших, – о святых Ангелах. Девяносто девять овец – это ангельские чины, и некоторые отцы понимают эти слова совершенно буквально, то есть говорят, что существует девяносто девять ангельских миров и один – наш, земной, падший, ради которого Господь Иисус Христос, образно говоря, и спустился на землю, то есть воплотился. Но даже если отказаться от буквального понимания, то несомненно, что в притче под девяносто девятью овцами имеются в виду святые Ангелы, которые не пали, но остались в прежнем своем достоинстве. А вот человеческий мир в лице двух первых людей пал, и поскольку от этих двух людей произошли все человеческие поколения, постольку все люди находятся в падшем состоянии.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, не презрел падший человеческий род, не презрел никого: ни тех, кто в Него верит, ни тех, кто не верит. Он сошел на землю и стал искать «заблудшую овцу» – каждого из нас. Как понимать выражение «сошел на землю»? Оно не означает, что когда Бог пребывал на небесах, то Его не было на земле, а в какой-то момент с небес Он сошел на землю. В таком случае можно было бы подумать, что теперь Его нет на небе. Конечно, это не так. Здесь употреблено образное выражение, делается попытка при помощи привычных для нас понятий и образов показать ограниченному человеческому разуму, как произошли все эти неизъяснимые события. Господь Иисус Христос до воплощения соприсносущно пребывал со Отцем и Святым Духом. Как Бог, Он был вездесущим: присутствовал и на небе, и на земле, и в преисподней, и в том, что постижимо нами, – в видимом мире, и неизмеримо превосходя видимый мир.

Как же Бог сошел на землю? Конечно, не буквально. Поскольку люди духом своим от Бога удалились, постольку Ему нужно было к ним приблизиться и говорить с ними так, чтобы они могли Его слышать. Они стали не способны слышать Его духовно (как Его слышали, скажем, Адам и Ева в Раю до падения и избранные пророки, беседовавшие с Богом), поэтому Господь решил говорить с людьми, открывая им истину о Себе как Человек. Он воспринял на Себя человеческое естество и так общался со всеми нами (в первую очередь, конечно же, со Своими современниками). Апостолы донесли повествование о проповеди и жизни Спасителя и до нас.

Само человеческое имя Иисус и, так сказать, звание – Христос (слово «Христос» означает «Помазанник») являются признаками Его воплощения. Именование «Христос» показывает, что Он – Единственное, Непостижимое, Неповторимое Существо – Богочеловек, Которого никогда не было и более не будет, Бог, сделавшийся Человеком и не переставший быть Богом, Божеством Своим помазавший Свое человечество на царство над всем миром.

Так сошел на землю и явился в мир Господь Иисус Христос. Он совершил дело нашего спасения через проповедь, страдания, Крестную смерть, погребение и Воскресение. Как Бог Он всегда имел ту же самую волю, что и Отец, но как Человек подчинил Себя воле Бога Отца: был, как говорит апостол Павел, «послушлив даже до смерти» (см. Флп. 2:8), и ради этого необыкновенного послушания по человечеству Он, несмотря на наше падение, всякому признающему Его действительным Сыном Божиим и Помазанником – Христом, дает благодать Святого Духа.

В день «Пятидесятный» Он послал это Божественное действие, действие благодати Святого Духа, на Своих учеников, которые через веру приобщились к Его подвигам, совершенным по человечеству. Поэтому в этот день мы вспоминаем, как сошел на землю «иной Утешитель» – Дух Святой. Спаситель сказал: «Когда Я уйду от вас, Я пошлю к вам иного Утешителя» (см. Ин. 14:16). Говоря об «ином Утешителе», Он подразумевает, что первым Утешителем был Он Сам. Действительно, Он пребывал с учениками, проповедовал, и, общаясь с ними, утешал их неизъяснимым духовным утешением. Утешитель «иной» – это Святой Дух.

Господь Иисус Христос сошел в мир, воспринял человечество и явился как Человек, общаясь с людьми через Свое человеческое естество, а Дух Святой сошел к нам Своим действием, или, выражаясь богословским языком, энергией (это слово греческого происхождения). Вот эта Божественная энергия, это Божественное действие и явилось на учениках в виде огненных языков. Почему Дух Святой явился именно в виде огненных языков? У святых отцов есть разные мнения на этот счет. Иные говорят, что ученикам нужна была огненная ревность, иные – что апостолам необходим был прежде всего дар проповеди и поэтому на каждом из них почил Дух Святой в виде огненного языка. Но можно предположить и то, что существуют определенные духовные законы, законы Богоявления, и Дух Святой явился так, как Ему свойственно. Хотя такой благодати, какую получили святые апостолы, сподобились немногие угодники Божии, но из церковной истории мы знаем, что бывали случаи, когда некоторые видели сошедший на них Дух Святой так же, как апостолы. Некоторые это скрывали, а некоторые об этом рассказывали. Из рассказа одного из величайших святых Православной Церкви, преподобного Симеона Нового Богослова, мы знаем, что на него сошел Дух Святой в виде огненного языка, который почил на его голове и объял ее. Преподобный Симеон оставил более подробное, чем в Деяниях, описание сошествия Святого Духа, исходя из которого мы можем предположить, что испытывали апостолы. Преподобный чувствовал, как ни странно и удивительно об этом слышать, как бы запах сожигаемой плоти. Видимо, благодать Святого Духа очищала его ум не только в духовном отношении, но и от чего-то в самом буквальном смысле слова плотского, от того, что было ему вредно, может быть, от какой-нибудь болезни.

Нам, людям почти что не знающим вкуса благодати (или, может быть, знающим лишь в малой мере), понять это трудно, для нас это непостижимо. Но как написано, так написано, по пословице – «Что написано пером, то не вырубишь топором». Советую вам прочитать «Божественные гимны» преподобного Симеона, только ни в коем случае не пытайтесь подражать описанному в них, ибо там изображено высочайшее духовное состояние, подобное тому, какое переживали апостолы. Когда преподобного рукополагали в сан пресвитера, он увидел, что весь алтарь наполнился светом. Он изумился и в душе своей сказал: «Господи, что это?» И в душе же услышал ответ: «Я – Господь Бог Дух Святой, Я всегда так сходил на апостолов, пророков и на всех Божиих рабов». С тех пор преподобный всегда совершал литургию в таком Божественном свете.

Для нас все это как бы не существует, но не потому, что этого нет в действительности. Не существует это для нас так же, как для слепца не существует всей видимой глазом красоты, для глухого – прекрасной музыки. С той только разницей, что каждый из нас имеет возможность избавиться от своей слепоты, глухоты и уродства, препятствующих нам общаться с Богом так, как общались апостолы, пророки и богоносные отцы Православной Церкви.

Господь Иисус Христос сошел в мир как Человек, Дух Святой явился в мире Своим действием. Но является Он не там, где хотим мы, а где хочет Он; не там, где мы предполагаем, а только где Ему быть должно, – там, где существует истинное исповедание Господа нашего Иисуса Христа. А оно есть в Православной Церкви. К сожалению, не у всех нас оно есть в полной мере: иные, быть может, и вовсе его не имеют, исповедуя Христа только формально. Из-за того, что мы не исповедуем Его всем своим сердцем, всею душою, всей своей жизнью, мы и ощущаем благодать, то есть Божественное действие, совершаемое Святым Духом в Церкви, в малой, ничтожной степени.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), Предание Православной Церкви учит нас тому, что ради призывания Господа Иисуса Христа в Иисусовой молитве на нас сходит Дух Святой. Конечно же, Он сходит не только в результате одной этой молитвы. Однако именно в ней в особенности ясно и откровенно исповедуется Иисус Христос. Повторяя эту молитву, человек постоянно исповедует Иисуса Христа, и, ради понуждения к такому непрестанному исповеданию, благодать Святого Духа в особенности является в человеке. Например, о преподобном Симеоне Новом Богослове мы знаем, что он был делателем Иисусовой молитвы. Знаем об этом как из его жизнеописания, так и на основании того, что он оставил об этой молитве особенные поучения, какие оставили немногие отцы. Нам известно, что святитель Григорий Палама также был делателем Иисусовой молитвы и, подобно апостолам, сподоблялся явления Божественного света.

Отсюда мы можем сделать простой вывод: если более близкие к нам по времени святые, после которых остались подробные описания их духовного опыта, призывая Господа Иисуса Христа, испытывали такую же благодать, как апостолы, то, конечно же, и апостолы призывали Господа постоянно. Да и как они могли не вспоминать Его непрестанно, если, общавшись с Ним три с половиной года, прилепившись к Нему всей своей душой, возлюбив Его всем сердцем, вдруг с Ним разлучились? О любимых нами людях мы вспоминаем по несколько раз в день, иногда думаем о них целыми днями. Какую же любовь должны были испытывать (и испытывали) апостолы к Господу Иисусу Христу! Его нельзя сравнить ни с кем, Он бесконечно превосходит любого, самого замечательного человека. Поэтому апостолы, конечно, не могли не призывать Его непрестанно, повторяя Его прекрасное имя. Я думаю, что после того, как Он явился им в первый раз по Своем Воскресении, а потом являлся на протяжении сорока дней и вознесся на небеса, души их были переполнены памятованием и размышлением о Господе Иисусе Христе и непрестанной молитвой к Нему. Мне даже кажется, – просто по аналогии – что они ни о чем более и не могли помышлять.

Ради такого преискреннейшего исповедания Господа Иисуса Христа и сошел на апостолов в виде огненных языков Божественным Своим действием Дух Святой, исполнив их неизъяснимой благодати, которую, пусть в малой степени, испытываем иногда и мы. Действительно, мы ощущаем ее, например, во время праздничного богослужения, или получив некоторое облегчение после исповеди, но в особенности после того, как с благоговением и сердечным сокрушением причастимся Святых Таин. Порой и при молитве вдруг появляется в душе какая-то теплота, мир, любовь к ближним. Это благодатное чувство, посещающее нас временами, отчасти знакомо и нам, апостолы же знали его в полной мере.

Так явился в мир Господь Иисус Христос, и так явился в мир Господь Бог Дух Святой.

Если мы будем жить, всячески понуждая себя к преискреннейшему исповеданию Господа Иисуса Христа, то Дух Святой посетит и нас. Он нам уже дарован, но пребывает в нас как некая скрытая возможность, и от нас зависит – станет она реальностью или так и останется нереализованной. И если мы в настоящей жизни эту возможность не реализуем, то в будущей жизни она от нас отнимется, и мы будем ввержены во тьму кромешную, то есть останемся вне познания Бога, вне Божественного света. Уже одно это, не говоря обо всем остальном, – страшная мука.

В традиции Православной Церкви молитвой, благодаря которой наиболее удобно можно привлечь действие Святого Духа, считается молитва Иисусова. Для сравнения можно сказать, что у католиков, например, нет учения о непрестанной молитве в буквальном смысле, хотя нечто подобное (какие-то упражнения в молитве) существуют и у них. Некоторые из католических так называемых святых учили, что нужно молиться Святому Духу. Мы тоже, конечно, призываем Святого Духа, но лишь в каких-то отдельных молитвах: более всего Святой Дух подается ради Иисусовой молитвы. Католики же взывают к Самому Святому Духу. В этом моменте видно психологическое искажение духовного опыта западных христиан: с одной стороны, они как будто бы чрезвычайно много говорят и размышляют о Христе, с другой стороны, когда желают получить благодать, они о Нем словно забывают. В то время как мы «забываем» о Святом Духе, каясь, почитая себя недостойными и полагая, что необходимы лишь вера и покаяние, – и в этом смирении нам и дается благодать Святого Духа.

Еще один пример – секта так называемых пятидесятников, которые мнят, что на них сходит Святой Дух, и потому они «говорят» на различных языках. На самом же деле отчасти это психофизическое явление, а отчасти просто беснование. Когда они просят о том, чтоб на них сошел Святой Дух, они сначала импровизируют, молятся своими словами (весьма неуклюже), а потом у них все сливается в одно слово, они просто кричат: «Дай! Дай! Дай!» И больше ничего. Словом «дай» они просят Бога дать им Святого Духа. Они кричат это «дай!» подолгу – до тех пор, пока, наконец, у них не начинается беснование. Это еще один пример ложного духовного опыта, духовного искажения, гордости, в которой человек почитает себя достойным великой Божественной силы, Божественного действия. Мы же находим себя достойными только покаяния. Мы должны верить в Бога и каяться, и ради этого благодать Святого Духа, которая уже дарована нам в Таинствах Крещения и Миропомазания, начнет в нас действовать. Аминь.

16 июня 1997 года.

vn001

Источник: Сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

См. также: