Сегодня:

20 ноября 2018 г.
( 7 ноября ст.ст.)
вторник.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мучеников в Мелитине: Иерона , Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла , митр. Казанского, Михаила , Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние" , Угрешской (1795).


1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 68 зач., XII, 42-48, и за среду (под зачало): 1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Она служила нам примером…

Матушка Серафима

Жизнь схимонахини Серафимы (Белоусовой) удивительна и, без сомнения, являет собой образец христианского подвижничества в сложные богоборческие советские годы. Матушка прожила многотрудную жизнь, которую она всецело посвятила служению Богу и людям.

1/14 ноября 1890 г. в благочестивой многодетной крестьянской семье, проживавшей в г. Лебедянь Липецкого уезда Тамбовской губернии, родилась девочка, которую окрестили с именем Матрона. Родители привезли девятимесячную дочку в Шамордино под благословение к преподобному Амвросию, и старец предсказал, что сначала она поживет в браке, а затем примет монашество и вся Оптина с ней будет. Пророчество подразумевало, что Матрона станет духовной дочерью последних оптинских старцев, глубоко впитает в себя их заветы и преемственно сложившуюся в Оптиной благодатную старческую традицию. Прошло время, и духовным отцом будущей Схимонахини стал ученик святого Амвросия, преподобный Оптинский старец, иеросхимонах Анатолий (Потапов). Под его мудрым отеческим руководством и возрастала будущая схимница.

С раннего детства довелось Матронушке много и тяжело трудиться, чтобы чем-нибудь помочь своим родителям: вставала ни свет ни заря, отправляясь на работу к богатым людям. Ее радостью и утешением были посещения Оптиной Пустыни, постоянные горячие молитвы.

В 19-летнем возрасте Матрона Поликарповна вышла замуж за глубоко верующего крестьянина Кирилла Петровича Белоусова. В этом браке родилось трое детей: дочь и два сына. Матрона Поликарповна стала матерью большого семейства, но не прерывала общения с оптинскими старцами и исполняла одно из самых нелегких послушаний – послушание семье.

Накануне 1917 г. семья переехала в город Козлов (Мичуринск). В их хлебосольном доме часто останавливались дорогие их сердцу монахи Оптиной Пустыни, привозившие на продажу в Козлов труды своих рук. Любовь матушки к Оптиной была так велика, что однажды она отправилась туда и пробыла там длительное время, исполняя различные послушания. Именно в Оптинской обители сподобилась матушка продолжительного чудесного видения и таинственного духовного рождения. Она удостоилась особого посещения Богородицы, после чего на долгое время стала младенцем по духу и несла продолжительные тяжелые монастырские послушания под духовным попечением преподобного старца Нектария. Многому матушка научилась у Оптинских старцев, с которыми вела беседы и потом подражала их жизни. Ее духовным отцом был великий Оптинский старец Анатолий.

В 1934 г. матушка с семьей переехала в Воронеж. Годы ее духовного возрастания пришлись на страшное время безверия и богоборчества. Глубокая и беззаветная вера в Господа помогала матушке выстоять в самых тяжелых жизненных ситуациях. Пришлось пережить оккупацию в годы Великой Отечественной войны, восстанавливать разрушенный храм во имя Святителя Николая в Воронеже, собирать пожертвования на вооружение Советской Армии, а после войны строить жилье себе. Сыновья Александр и Михаил воевали на фронте. На долю матушки выпало много испытаний, и она как истинная христианка несла со смирением свой крест, да еще подкрепляла духовно других. По свидетельству очевидцев, однажды, когда нигде не было воды, матушка из одного чайника чудесно напоила множество наших воинов.

Матушка много и усердно молилась. Велика была сила ее молитвы, которая всегда была действенной. По словам матушки, «молитва, приносимая от чистого сердца, проходит сквозь небеса прямо к престолу Божиему». Она особенно часто читала молитву: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Когда не было средств на восстановление Свято-Никольского храма, матушка стояла на молитве всю ночь, пол делался мокрым от слез. И уже на следующий день самые разные люди предлагали ей свою посильную помощь. И помощь эта по ее святым молитвам всегда приходила вовремя.

В 1946 г. матушка вместе с семьей возвратилась в Мичуринск. Жила она здесь незаметно. Неопустительно ходила в церковь. Непрестанно молилась и дома. Никогда не видели, чтобы она отдыхала. Любовь и молитва – вот чем служила матушка Богу и ближним. Все, что она говорила, звучало очень просто и убедительно, с ней можно было молча побыть рядом и уйти потом, будто бы окрыленным. Она простирала свою любовь не только к духовным чадам, но и ко всему миру. За всех плакала, плакала непрестанно, молясь за весь мир.

Приняв тайный иноческий постриг с именем Мария, а позднее и схиму с именем Серафима, матушка стала теплой молитвенницей и настоящей печальницей нашей земли, дни и ночи проводила в непрестанных слезных молитвах перед своей келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших». Никогда не стремившаяся к богатству, живя в браке, она и, приняв монашество, в совершенстве исполняла заповедь нестяжания. Схиархимандрит Макарий (Болотов) вспоминал: «Бывало так, что, идя в храм, матушка брала с собой четыре подрясника и по дороге все раздавала нищим».

К благодатным дарам молитвы, смирения и любви Господь присовокупил дар прозорливости. Задолго предсказала матушка Серафима открытие Тамбовского Преображенского и Мичуринского Боголюбского соборов, Задонского Богородицкого монастыря. Заранее ей был известен и день окончания Великой Отечественной войны. Всегда предвидя приезд в Мичуринск своего духовного чада – будущего схиархимандрита Макария, матушка посылала встречать его, точно указывая при этом номер поезда и вагона.

Матушка Серафима была незаурядным человеком. Всегда она говорила житейским языком, цитировала святых отцов, хотя толком и не училась. Все открывалось ей по благодати Божией. Свою беседу с людьми она наполняла словами любви и мира. Невзирая на сложное время, к матушке шли и ехали из разных городов и весей люди со своими житейскими и духовными нуждами. Всех умела матушка утешить, всем давала добрые и полезные советы. Она встречала людей с такой любовью и милостью, что от нее выходили духовно обновленными. По дару прозорливости матушка Серафима порой обличала тайные греховные мысли.

К чужой помощи старица прибегала редко и больше старалась сама услужить всем – подать, поднести, накормить. И делала это с неизменным смирением и любовью. Те, кто знал матушку Серафиму при жизни, помнят, как горячо и слезно она молилась за семью, духовных чад и за весь мир. Известны многочисленные случаи, когда по святым молитвам матушки люди получали исцеления от тяжелейших недугов.

Матушка Серафима несла молитвенный подвиг, много постилась, подавала неимущим. Она предсказала прославление новых святых, возвращение мощей Святителя Питирима, пророчествовала, что, «Боголюбский собор будет славиться на всю Россию».

Преставилась матушка Серафима 5 октября 1966 г. В самый момент ее упокоения некоторые люди видели необыкновенный огненный столп, исходящий из дома старицы. Господь показал, что праведная душа Схимонахини Серафимы, всегда стремившаяся к Богу, вознеслась к своему Творцу. Матушка обещала, что она и после смерти не забудет нас, если мы будем к ней обращаться, и это вселяет в наши сердца надежду. Многочисленные чудеса, совершаемые на ее могилке после усердной молитвы, подтверждают обещание старицы. Ведь на этой схимнице отсвет оптинской святости: и благословение преподобного Амвросия, и наставления преподобного Никона, и духовное руководство преподобного Анатолия. Она донесла их благословение до наших дней, не расплескав чаши.

Матушку просят о помощи и те, кто лично не знал ее во время земной жизни. Тропа к могиле старицы Серафимы не зарастает, и многие, приходя сюда, получают по ее молитвам благодатную помощь и исцеление. Мы, православные христиане, должны знать и чтить своих подвижников. Они наши молитвенники, заступники и помощники, принимающие живое участие в нашей судьбе, ограждая от искушений и бед своим молитвенным заступлением. Жизнь схимонахини Серафимы – пример для нас в наших странствиях к Небесному Отечеству.

При храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» города Мичуринска, в котором любила молиться матушка Серафима, и рядом с которым покоятся ее честные останки, продолжается сбор свидетельств о чудесах и исцелениях по молитвам старицы.

vn001

См. также: