Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Любовь ко Христу – благая часть

26 октября — праздник Иверской иконы Божией Матери

Протоиерей Александр Шаргунов

Иверская икона Божией Матери

Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из афонского Иверского монастыря в Москву. Это совершилось 13 октября (26 октября) 1648 года по просьбе Святейшего Патриарха Никона, тогда ещё Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви. Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный ещё во времена Патриарха Никона в Новом Иерусалиме или старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившую своё название в честь Иверской иконы, хранящейся на её вершине.

Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Её благодать и умножаются чудеса. Господь испытывает нас не обязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах, которые даны нам сегодня.

Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу. Но свет этих праздников — лишь раскрытие одной тайны, которая как бы разделяется на три луча: дар Бога, ответ Пресвятой Девы Богу и Ее предстательство за мир. Чем более душа приближается к Богу, тем больше Он ее влечет. Эта тайна делает из Нее в определенном смысле вершину человечества. Подлинная вершина и единственная глава — Христос, Которого Ей предназначено принять. Она — принятие, плодоношение и живое сияние Божественной благодати, обращенной ко всем нам. Как принимаем мы свет Христов, каков наш ответ Богу, как молимся мы Божией Матери, каково наше участие в судьбах других людей, хотя бы одного человека?

Слово Божие показывает, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии — о двух любящих Христа людях — мы видим, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, от того, что Господь в её доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра её Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.

Внезапно мы слышим упрёк Марфы: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10:40). Что случилось, откуда у неё такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное — то, ради чего он совершает свои труды.

Упрёк Марфы довольно строгий. Мы можем часто наблюдать такое в православной семье, в Церкви, в любом приходе. Атмосфера любви и радости вдруг омрачается оттого, что кому-то кажется, что другие не так стараются для Господа, как он. Стоит ли удивляться, что порой не только враги Христовы восстают на благочестивых людей, но и друзья их — те, кто в Церкви.

Господь отвечает словами, которые обращены к глубине души Марфы. Дважды Он повторяет её имя: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом (Лк. 10:41). Дважды повторяет, потому что, когда человек целиком погружён в земные заботы, трудно вырвать его из этого состояния, трудно достучаться до него. Этот укор Господа исполнен любви. Он хвалит Марфу за щедрость её души, за то, что она так Его встречает. И в то же время говорит, что она слишком о многом печётся. А нужно всего лишь одно. Её труды, её забота — это нужно, но нужно в своё время и на своём месте. Есть другое, что безконечно нужнее, чем то, что она делает.

Марфа думает, что Христос скажет Марии, чтобы она делала то, что делает её сестра. А Христос говорит Марфе, что то, что делает Мария, — лучше. Придёт время, когда Марфа пожалеет о том, что в этот час она не сидела у ног Христа и не слушала каждое Его слово. Мария благую часть избрала, которая не отнимется от нее, — говорит Христос. Она избрала эту благую часть — быть со Христом, не отступать от Него ни на миг и так служить Ему, чтобы каждое слово, которое Он говорит, слагать в сердце своём.

Не в этом ли заключается совершенство человека? Человек — словесное существо. Его подлинность можно измерить тем, какие слова для него дороже всего. Где тот человек, который бы каждое слово Христово не просто слушал, а слагал в сердце своём? Это только о Божией Матери так сказано в Писании.

Как говорит апостол Иаков, совершенный человек не согрешает в слове. По словам мы осудимся и по словам оправдаемся. И за всякое слово праздное даст ответ человек в день суда. Речь идёт прежде всего не о пустых, наводняющих мир словах, которые делают людей пустыми — безсловесными. А о словах истинной жизни, которые не должны стать праздными. Слово Христово есть жизнь вечная. Так, Мария (и другая Мария, Пречистая Божия Матерь) приобщается Божественной красоте, радости, совершенству. Благую часть она избрала — быть со Христом. И эта благая часть, любовь ко Христу, не отнимется от неё. Что разлучит нас от любви Божией? Ни бесы, ни люди не смогут этого сделать. Бог хочет всегда дать нам эту благую часть. Ради этого Он пришёл в мир и ради этого принял поругание и смерть. Чтобы мы от наших внешних трудов, которые Он благословляет и принимает, восходили в нашей любви — ко Христу, к жизни вечной, предстательством Пречистой.

vn001

Источник: «Русский дом», №10, октябрь 2012 г.