Сегодня:

23 января 2018 г.
( 10 января ст.ст.)
вторник.

Свт. Феофан Затворник.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Добро и красота

31 октября — память Апостола и евангелиста Луки (I)

Протоиерей Александр Шаргунов

Апостол Лука

Апостол Иоанн Богослов говорит о Христе: «Пастырь Добрый». «Добрый», по-гречески «калос», – так же и «прекрасный». Добро и красота – неотделимы друг от друга. Блаженный Августин пишет: «О Красота, Красота, древняя и всегда новая, слишком поздно познал я Тебя». В праздник Воздвижения Церковь поет: «Крест – красота Церкви». Размышления святых отцов в «Добротолюбии» (по-гречески «Филокалия») – о добре и о красоте одновременно. Прежде чем говорить о любви и об истине, надо понять, что красота, в свою очередь, по-настоящему открывается только благодатному познанию и что она неотделима от любви и истины.

Согласно церковному преданию, апостол Лука был художником, иконописцем. Ему принадлежит первое изображение Пресвятой Богородицы. И это весьма символично. Христос в Евангелии от Луки явлен в красоте. Эта красота видна прежде всего в красоте письма апостола Луки. Чтобы лучше войти в те или иные повествования его Евангелия, надо довериться красоте их построений. Повествование о Благовещении, о встрече Божией Матери с праведной Елисаветой, о Рождестве, о Сретении, о паломничестве в Иерусалимский Храм двенадцатилетнего Отрока Иисуса, о Закхее, о Добром Самарянине, о Марфе и Марии, о блудном сыне, о разбойнике благоразумном, об эммаусских путниках, о Вознесении, о Пятидесятнице и многие другие — шедевры, которые затрагивают скрытую в каждом из нас струну красоты.

Не потому ли художники в течение веков пытались постоянно изобразить эти события, как они показаны в Евангелии от Луки? Нам памятны полотна, вдохновленные его повествованиями, — прежде всего Рождества Христова, изображения Господа среди учителей Закона или Марии Магдалины у ног Христа, или отца блудного сына.

Эта красота писания святого Луки выражается и в том, какое место занимают женщины в его Евангелии — прежде всего Божия Матерь, затем праведная Елисавета, Мария Магдалина, Марфа и Мария, группа жен, сопровождающих Христа и Его учеников. То же самое мы можем обнаружить в книге Деяний, в повествованиях о Тавифе и Лидии. Это может быть связано также с особой чуткостью апостола Луки к страждущим людям.

Но совсем не из-за красоты писания апостола Луки, Христос Красота. Оттого что Христос для апостола Луки Красота, он говорит о Христе с такой красотой. Разумеется, не следует искать в его Евангелии написанный им физический портрет Христа. Но, читая это Евангелие, мы начинаем понимать, почему столь великое множество людей побеждаются Христом, тем сокровенным сиянием, исходящим от Него, когда Он обращается к кому-нибудь. Ибо красота Христа, открываемая нам Евангелием от Луки, не соответствует принятым сегодня нормам красоты. Эта красота заключается в Божественной любви, которую она излучает. Оттого что Христос воплощенная любовь Отчая, Он воплощение Божественной красоты. Христос Евангелия от Луки особенно близок к нищим, мытарям и грешникам. Он человеческое лицо Бога, Который склоняется к меньшим, приходит в гости к мытарям, прощает грехи рыдающей блуднице. Его красота не холодная, отдаляющая от Него, но горячая, влекущая к Нему. Более всего она проявляется, когда Он на Кресте. И когда Он говорит: «Отче, прости им!» и «Истинно говорю тебе: сегодня со Мной будешь в раю». И «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». Вместе с сотником мы можем сказать о Нем: «Истинно человек этот был праведник». Апостол Лука изображает Христа как бы с трех углов зрения. Христос Милосердный Самарянин, близкий всем людям. Христос Тот, Кто является в Слове. Христос Сын Божий, ищущий привести всех блудных детей к их Отцу.

Наконец, Христос в Евангелии от Луки сияние Божественной красоты, потому что Он освящен Духом Святым, и находится в постоянном общении с Отцом Небесным. Евангелие от Луки чаще, чем все остальные, показывает нам Господа молящимся и пребывающем в Духе Святом.

Будем читать и перечитывать это Евангелие, приобщаясь красоте Христовой любви и исполняясь благодарности апостолу Луке за его исключительный дар видеть эту красоту и передавать ее другим. Миллионы и миллиарды христиан приняли на своих сердцах и лицах печать Христовой красоты и сделались способными сказать о Нем: «Это более чем прекрасно!» Ибо красота Христова превосходит то, что может сказать о Нем один человек, пусть он и иконописец и евангелист Лука, и даже все люди, вместе взятые. Это Евангелие зовет нас попытаться передать всем ценящим красоту, как несравненна красота Того, в Кого мы уверовали. Говорить о Христе как о Красоте может быть, именно такое благовестие будет услышано нашим временем, все более теряющим любовь и истину?

vn001

Источник: Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества».

См. также: