Сегодня:

15 августа 2018 г.
( 2 августа ст.ст.)
среда.

Василий Блаженный.

Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия , Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана , папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Патриарх Павел: «Только грех унижает нас»

Павел, Патриарх Сербский

Патриарх Сербский Павел

?Много раз Вы говорили, что смирение — первая добродетель, без которой невозможно достичь других. Как найти смирение в наше беспокойное время, которое мчится всё быстрее, и не помышляя о смирении?

— По учению Евангелия, нашей веры, именно гордыня — грех, который ангела превратил в диавола. Все мы склонны гордости. Что такое гордость? Гордость — это желание представить себя лучшими, чем мы есть. Когда двое пришли в храм молиться Богу, фарисей считал себя самым благочестивым. Он молился Богу так, как будто Бог его должник, а не наоборот, он должник Божий. Я пощусь два раза в неделю, говорил он. А, в сущности, евреям тогда было дано правило поститься только раз в год, а он аж два раза в неделю! Даёт десятину от всего на содержание храма, причём не только от пшеницы и скота, но от всего. И заявляет: я не такой, как другие люди. То есть он делает Бога своим должником. Другой же человек пришёл в храм молиться Богу, но не смел даже головы поднять. Он молился, говоря: «Господи, помилуй меня, грешного!» Могу вам сказать, что второй, а не первый, ушёл домой оправданным. Ибо каждый, кто возвысится, будет унижен, а каждый, кто унизится, будет возвышен. Бог противится гордым, а смиренным даёт благодать. Если Бог не может приблизиться к тому грешнику, тому гордецу, как Он сможет ему помочь? Вот в чём дело.

?В наше время многие наивно и на скорую руку толкуют слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Следуя объяснению святого Иоанна Златоуста, «нищета духа» переводится, то есть объясняется, как смирение. Откуда такие искажения слов Христа среди наших современников?

— Действительно, люди в наше время зачастую не могут понять речи Христа, прежде всего из-за своих грехов. Между тем те, кто был ближе к Христу во времени и по своей жизни, понимали Его слова лучше. Нищие духом, по словам Иоанна Златоуста, те, кто всегда чувствуют свой долг перед Господом, чувствуют, сколько Бог делает для них, и как мало они воздают Ему за Его доброту и милость, они всегда чувствуют себя Его должниками. Гордый человек думает наоборот. Гордыня — главный человеческий порок. Нужно иметь в виду и помнить. Например, специалисты говорят, что нередко чистый и сытый ребёнок в пелёнках начинает плакать. Почему? Потому, что хочет привлечь к себе внимание матери, отца, бабушки, дедушки, всех, быть центром вселенной.

Желание казаться лучше, чем мы есть на самом деле, иногда переходит в полную бесчеловечность. В природе человека — принижать того, кто лучше, клеветать на него, чтобы расстояние между нами было больше в нашу, неправильно понятую, пользу. Пусть каждый сам заглянет в свою душу.

?Когда Вы были в Призрене, Вы говорили, что не умеете сердиться. Сколько времени нужно человеку, чтобы научиться не сердиться, обуздывать себя, пересилить то, что вызывает гнев ?

— Нужно смирение. Молодой послушник говорит своему духовному отцу: «Отец, люди плохо говорят о тебе». А духовник отвечает: «Сын мой, они говорят так, как видят. Что сказали бы они, если бы видели и то, что внутри». Я далёк от того, чтобы не уметь сердиться, хотя осознаю, что гнев — отступление перед злом. Гневом ничего сделать нельзя, и больше того — гневаясь, мы прежде всего вредим себе самим, человек изменяется, у него колотится сердце, все органы работают ненормально. К чему тратить силы на то, что вредно и нам и другим?

?Если уж мы заговорили о Призрене, позвольте спросить: я слышал, что Вы там плотничали, переплетали книги, были жестянщиком, сапожником, занимались другими ремёслами, даже чинили обувь своим ученикам. Многие святые отцы были ремесленниками, рыбаками, плотниками и так далее. В наше время разве не было бы полезно, чтобы каждый из нас научился, хотя бы поверхностно, какому-нибудь ремеслу?

— Знаете, у евреев был обычай: когда мальчику исполнялось двенадцать лет, он становился сыном закона и должен был выучиться хотя бы одному ремеслу. Имея в виду эту заповедь, данную через Моисея, Иисус Христос в двенадцать лет, став сыном закона, научился плотничать, потому что его отчим Иосиф был плотником и обучил Его этому ремеслу. Смотрите, от двенадцати до тридцати лет Он был плотником и ничуть не стыдился этого. Святой апостол Павел был ткачом, ткал сумы и ковры из козьего волоса. Он говорил: «Меня, как и других апостолов, может содержать народ. Но я не хотел этого, и меня содержали мои руки». Если он проповедовал днём, то ночью работал, а если проповедовал ночью, то работал днём.

Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов, закончив академию в Афинах и приняв постриг, не боялись физического труда. Святой Григорий пишет: «У меня на руках и сейчас ещё остались следы очистки огорода от камней».

Преподаватель математики, профессор Михайло Петрович с Философского факультета, ещё в детстве, будучи учеником шестого класса, научился ремеслу рыбака. Не обычному рыболовству, а ловле сетью. Как профессор университета, он занимался этим вместе с настоящими рыбаками, для которых это было единственным источником заработка. Он любил говорить: «Когда я занимаюсь умственным трудом, то отдыхаю физически, когда работаю физически, то отдыхаю от умственного труда».

Значит, не нужно стыдиться никакой работы. Самая грязная работа не может унизить нас. Только грех унижает нас.

?Вы говорите, что отвыкнуть от греха то же самое, что и вырвать собственный глаз. Готов ли современный человек к жертвам вообще?

— Это слова Христа: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось от себя: лучше войти в жизнь с одним глазом, чем гореть в аду с двумя». Возьмите, к примеру, пьяницу. Как трудно ему освободиться от пьянства. Или курение: как трудно отвыкнуть от этого. Один юморист, Марк Твен, как-то сказал, что нет ничего легче, чем бросить курить: он бросал раз тридцать. Современный человек ищет удовольствия, он всё менее способен на жертвы во имя общего и истинного добра.

?В беседах Вы часто прямолинейны и саркастичны. Например, когда спрашиваете, не легче ли быть трезвым, чем пьяным, не легче ли быть на правом пути, чем блуждать в потёмках? — Не только легче, но и полезнее, и дешевле. Как слушатели, не только верующие, принимают эти Ваши речи ?

— С трудом, потому что речь идёт о болезнях зависимости. Человек мало-помалу становится рабом. Это уже не просто привычка, это наркотик, который входит в каждую клетку. Между тем святой евангелист Иоанн говорит, что заповеди Божьи не тяжелы. А для нас — тяжелы. Почему? Потому, что мы приобрели дурные привычки, которые повернули нас на другую дорогу, и теперь для нас легче то, что на самом деле тяжелее. Я помню 1993 год, когда девальвация была буквально почасовой. Как тут выжить? А рабы курения стояли в очередях за сигаретами!

?Ваше Святейшество, вот Вы упомянули курение. Но речь не только о курении, речь и о наркотиках, об алкоголе. Возрастная граница их употребления опустилась до двенадцати-тринадцати лет. Теперь женщины «сравнялись» с мужчинами?

— Несколько дней назад я прочитал в газете, что в Новом Саде 90% девочек и девушек курит, употребляет алкоголь или наркотики. Из-за удовольствия, что самое бессмысленное! Курильщик скажет нам, что мы — рабы, потому что кто-то сказал нам, что курить нельзя. Он может всё! А не может понять, что сам попал в рабство, да ещё к какому страшному тирану!

?Вам не кажется, что осталось мало родителей, которые остаются со своими детьми, чтобы помочь им выбрать правый путь?

— У большинства из них душа пуста. Возникает вопрос цели и смысла жизни. Этот вопрос возникал и во времена Василия Великого в IV веке. Он отвечал: «Этим вопросом занимались ранее философы Древней Греции, но не пришли к единому мнению. Одни считали, что цель жизни — удовольствие». И сегодня в одной популярной у нас песне поётся: «Возьми от жизни всё, сегодня ты цветёшь, а завтра увянешь». Другие считали, что цель — достичь славы в искусстве, науке, спорте. Третьи целью считали власть, и то, что она даёт, четвёртые — богатство и так далее. А мы, говорит святой Василий, считаем целью человеческой жизни здесь, на земле, приобретение бессмертия в Царствии Небесном. Альберт Эйнштейн как-то сказал, что знать ответ на вопрос о смысле жизни — значит быть религиозным. Человек, который бы понял, что его жизнь, и жизнь его близких не имеют цели и смысла, говорил он, был бы не только несчастлив, но еле-еле способен жить.

Посмотрите сами: вы пришли сюда, и я пришёл; вы уйдёте, и я уйду. Каждый наш поступок имеет цель и смысл. Возможно ли, чтобы наша жизнь в целом не имела никакого смысла?

?Церковь Александра Невского, куда я часто хожу, в последние месяцы каждое воскресенье уже с восьми утра полна молодёжи.

— Не удивляйтесь, дети ищут смысл жизни. Они многого не знают, и, зачастую, даже их родители не нашли ответа на этот вопрос. Человек не может жить без цели и смысла. Даже пьяница имеет цель. Пьяницы говорят: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт». Люди находят причины и смысл даже для пороков.

?Когда один монах пожаловался Вам, что не имеет «воодушевления» в молитве, Вы посоветовали ему: «Молитесь механически. Эта механическая молитва, если Вы регулярно молитесь, приведёт Вас к молитве истинной». Насколько тот Ваш совет может вдохновить не только монахов, не только верующих, но и всех живущих, на молитву?

— Тот монах в сущности сказал, что не имеет умиления, чувства в сердце. Я действительно сказал ему молиться так, и что чувство придёт само по себе. Святой Иоанн Кронштадтский, великий русский молитвенник, в начале века путешествовал из города в город, отзываясь на мольбы народа о духовной помощи. В одном городе священник сказал ему: «Отец, мне трудно молиться». А Иоанн Кронштадтский ответил: «Мне тоже трудно, но будем исполнять это, как долг, а затем придёт умиление».

?Многие из тех, кто хотел бы быть верующим, даже не умеют правильно перекреститься, мало кто знает, что руки во время молитвы нужно держать скрещёнными. Когда верующие начали креститься, что это, в сущности, означает? Обязательно ли для православного верующего во время молитвы скрещивать руки на груди?

— Для нас это символ страданий Христовых. «Нет большей любви, чем если кто положит жизнь свою за своих ближних». Значит, Крест для нас — высший символ Христовой любви к людям. Христос, хотя и безгрешный, принял на Себя смерть, чтобы нас, грешных, освободить от вечной смерти, греха и диавола. Высшее достижение его Божественной силы — воскресение. Ещё на заре христианства, в IV веке, говорится, что верующие должны утром, как только встанут, перекреститься и так начать день. То есть знак креста — это знак, что мы — христиане и обращаемся к Сыну Божьему, умершему на Кресте. Конечно, есть другие способы выражения благочестия и почитания Бога. Один из них — скрещение рук на груди.

В IX веке болгары писали папе Николаю I, что греки считают грехом не молиться с руками, cкрещёнными на груди. Они спрашивали папу об этом, потому что на Западе принято молиться с соединёнными ладонями. Папа ответил им, что есть разные способы выражения богобоязненности во время молитвы, и оправдал западный способ. Так что, видите и сами, ещё в IX веке восточные народы молились со скрещёнными руками.

?В беседах Вы упоминаете такие современные явления, как неврастения и невроз. Вы говорите, что люди нервно перегружены. Как справиться с раздражительностью и неврозом, как болезнью? Все мы нервные.

— Когда ребёнка держит за руку отец или мать, он не боится ни собак, ни гусей, ни мышей. Так и мы. Все мы, хоть мы и взрослые, дети Божьи. Когда ухватимся за Его руку, мы становимся спокойнее, увереннее. Без этого появляется тот самый невроз и прочие душевные муки.

Патриарх Сербский Павел

?Врачи считают, что ходить пешком очень полезно и для тела, и для души. Вы часто ходите пешком, когда-то Вы ходили пешком по двадцать и больше километров. Что Вы думаете о полезности этого?

— Я родился в деревне, в 1914 году, когда не было автомобилей. Были лошади и повозки, но ими нельзя было пользоваться часто. Человек должен был привыкнуть ходить пешком. Мои родители рано умерли, я жил у тётки, её дочери и зятя, и с ними вместе ходил на работу. Когда стал студентом и учился в Семинарии, во время каникул тоже надо было работать. Становясь взрослее, я всё больше работал. Когда вошёл в силу, начал пахать. Вообще, я всегда был слабого сложения. Мне рассказывали, что когда я был совсем маленьким, однажды случилось, что по мне зажгли свечу, думая, что я умер. Но я выжил.

?Сколько Вас было в семье?

— Только я и брат. Он на три года моложе меня. Труд развил меня, насколько это было возможно по моей конституции, не только руки и ноги, но и весь организм. В труде, в хождении пешком развивается и сердце, и сосуды, так что редки инфаркты, потому что все органы развиты лучше. Конечно, есть и фактор наследственности. Но и наследственные данные лучше развиваются в труде, чем без него. Когда я стал монахом и епископом, должен был обходить народ, священников и монастыри. Куда-то можно было доехать на автобусе, но по большей части только пешком.

?Ваша первая епархия — Призрен?

— Да, Призрен. Сначала я закончил гимназию, затем Духовную Семинарию в Сараево и Богословский факультет в Белграде. В 1940 году ушёл в армию.

?Где Вы были во время войны?

— Во время капитуляции 1941 года я был в Боснии, в окрестностях Вышеграда. Оттуда я пришёл пешком в Сараево. Мой брат также был мобилизован. В это время усташи начали аресты священников. Я тогда ещё не был рукоположен. Попросил было выдать мне пропуск, чтобы забрать вещи из общежития, но мне отказали. Я перешёл в Срем, а оттуда — в Белград, как раз когда были повешения на Теразиях. В Белграде я пробыл до 1942 года, работал на расчистке развалин. Потом перешёл в монастырь Святой Троицы возле Чачка, где игуменом был мой школьный друг. Было много беженцев. В 1943 году я ушёл в Банью Ковильячу, возле Дрины, где был воспитателем и учителем в доме для детей беженцев. Здесь я заболел лёгкими. Питание было плохим, а лекарств и вовсе не было. Я отправился к своему школьному другу, бездетному священнику.

Услышав о моей болезни, он, конечно же, принял меня. Но было много проблем. Пришлось уйти в монастырь Вуян, что возле Горнего Милановца. Здесь я остался до 1945 года. После этого вместе с отцом Юлианом, который сейчас в Студенице, перешёл в Благовещенский монастырь возле Овчар-Баньи и здесь принял постриг в 1946 году. Потом, до 1950 года, был в монастыре Рача. Затем был профессором в Духовной Семинарии. Полтора года провёл в Греции.

?Однажды Вы отметили, что самые богатые и могущественные имеют одного-двух детей, или вообще бездетны. Вы говорили, это потому, что они предпочитают не иметь забот и обязанностей, без всякой ответственности перед Богом и народом. Я говорю об этом потому, что рождаемость в Сербии сильно упала, и сербы вскоре могут стать меньшинством в собственной стране.

— Да, через несколько лет. Бог сотворил мужчину и женщину и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь!» И пока не наберётся число, определённое Богом, будет стоять этот мир.

Если цель жизни человека — удовольствие, он не может принять этого постулата. Видите ли, Бог нас создал такими: имеется желудок и имеется еда. В чём смысл питания? Это получение энергии взамен использованной в труде. Мне не нужно думать, завтракал ли я или обедал, инстинкт голода скажет всё сам. Он скажет, когда энергия будет израсходована и её нужно будет дополнить. Пока человек ест для питания, всё в порядке. Но если он начнёт есть для удовольствия, а не для восполнения энергии — это уже совсем другое. Во всём нужно соблюдать умеренность. Так, сильный отцовский и материнский инстинкт необходим, потому что без него не было бы детей. Ребёнка нужно выносить, родить, кормить, ухаживать за ним. Кто бы это делал, если бы не было материнского и отцовского инстинкта? А мы хотели бы оставить в стороне всю ответственность и всё, что создал Бог, чтобы посвятить себя удовольствиям.

Один индус, Махатма Ганди, сказал, что лучшие годы своей жизни в браке он провёл тогда, когда жил с женой, как брат с сестрой. Апостол Павел писал о случае, как в Коринфе один человек, принявший христианство, женился на своей мачехе! Есть свидетельства очевидцев, что в языческих храмах этого города более трёх тысяч человек блудом зарабатывали деньги и пищу. То есть извращения появляются, когда мы стремимся к удовольствиям без обязанностей перед семьёй и народом.

?Если я не ошибаюсь, в одном из рождественских посланий наших владык к народу шла речь об аборте. Некоторые женщины открыто критиковали Вас за это. В ответ Вы сослались на Евангелие. Наш журнал «Вива» предназначен для семейного чтения. Что Вы думаете об этой, очень деликатной, теме, особенно имея в виду, что детей в нашей стране рождается всё меньше.

— По учению Святого Писания и Евангелия личность существует с момента зачатия. Между тем, женщины думают, что это их дело: родить или не родить ребёнка. Они думают, что зародыш — часть их тела и что они могут делать с ним, что захотят. Яйцеклетка в яичнике и на пути в матку — всё ещё часть материнского тела, так же как и сперматозоид — отцовского. Но когда происходит слияние, соединение и созревание яйцеклетки, когда образуется эмбрион — с этого момента он отдельная личность. Нужно понять то, что сказал апостол Павел: что женщины спасаются рождением и воспитанием детей. А существует и долг перед обществом и своим народом.

На юге, в Косово, очень легко увидеть ситуацию с рождаемостью. Десять лет назад, на Соборе, я огласил статистические данные, которыми располагала Церковь. В то время в четырёх епархиях бывшей Югославии больше людей умирало, чем рождалось: в епархиях Бачкой, на другом берегу Тисы, — в Банатской, в Тимочкой и Горно-Карловацкой. Насчёт Горно-Карловацкой понятно — здесь была война, многие уехали отсюда, остались одни старики. Но уже в то время епархия Шумадинска, Крагуевац, были почти на одном уровне с вышеперечисленными. Если б не переселенцы из Косово, такое соотношение сохранялось бы и сейчас. Наилучшее соотношение между родившимися и умершими сербами в целой Югославии было в Косово. Но после войны (Второй мировой. — Прим. пер.) здесь осталось мало сербов. По статистике, сейчас на Косово приходится 8,7 ребёнка на одну шиптарку. Такой рождаемости нет даже в самой Албании. А у сербок это отношение 0,8. Комментарии, как говорится, излишни.

?Вернёмся к вере. Однажды Вы сказали, что мы, сербы, из всех народов, менее всего знаем свою веру. Как узнать свою веру в семье, в наше время переживающей тяжёлый кризис, или же во взрослом состоянии, по собственной воле? Ведь Закона Божьего в школах не преподают...

— Во времена турецкого владычества не было школ, негде было учиться, но семья была на высоте, она знала христианство, знала не только в интеллектуальном, умственном смысле, она им жила. Люди часто были не в состоянии объяснить свою веру словами, но они её понимали и с ней жили. От них это принимали их дети, и так мы выжили.

?Ваше Святейшество, многие поменяли веру.

— Да, стали мусульманами. Мои и ваши предки знали, что можно получить за переход в ислам, а что потерять. Пятьсот лет сербов преследовали и унижали, но они не отступились от веры. К сожалению, наш народ пострадал от огромных потерь. Перед Первой мировой войной целое общество предвоенной Сербии все силы вложило в освобождение южных краёв, всё ещё пребывавших в рабстве. Священник был также учителем и судьёй, а зачастую брал в руки ружьё, защищая себя и народ. Думали, когда покончат с этим злом, священник сможет быть священником, учитель — учителем, а судья — судьей. Но время распорядилось иначе: пришёл 1912 год, за ним — 1913-й, война с болгарами, затем в 1914—1918 годах война с австрийцами, забравшая лучших. Через двадцать лет опять пришла война и опять унесла лучшую, самую способную часть народа. А после этой войны пришла атеистическая власть, опустошившая сербские души. А Вы знаете, что в пустой сосуд можно налить что угодно. Так и с нашими душами.

?Как относиться к тем, кто утверждает, что мы — небесный народ?

— Помните, как говорила сыну мать Евросима: «Сын мой, не говори не по правде даже для рода своего, а говори лишь по правде Бога истинного. Лучше тебе голову потерять, чем взять грех на душу». Это народ сказал устами матери. Но это же — и учение Христа: «Что пользы человеку, если получит весь мир, а душу свою потеряет».

Когда князь Лазарь шёл на Косово, он шёл не чужую свободу отнимать, не чужую землю, не веру.

Он вышел на защиту своей свободы, своей земли и веры. Какое царство предпочесть, земное или Небесное?! Он рассуждал так: земное царство кратко, а Небесное навек и вовеки. Царь любил царство земное, но, будучи поставлен перед выбором, он выбрал Царство Небесное. В этом смысле я говорю: наш долг всегда был в том, чтобы быть и оставаться людьми, народом Божьим. Мы на зло не смеем отвечать злом. Убить обезоруженного — этого ни за что нельзя делать. Есть способы избежать опасности от злодеев, но не такие.

?В одной беседе Вы сказали: «Потери и поражения тяжелы, но они проходят, хотя нам и кажется, что проходят слишком медленно. Только вера наша спасёт нас».

— Вера без дел была бы мертва, ибо без дел её и нет. Христианская вера, как теория без практики, так же несовершенна, как и практика без теории. Как человеку делать то, что нужно, если он не знает, что нужно? Но он может прекрасно знать, что нужно, а поступать наоборот. Значит, христианство, которое принимаем умом, нужно проводить в жизнь. Когда мы применяем его в жизни, то понимаем ещё лучше, а тогда ещё лучше и применяем. Это путь Православия, евангельский путь в Царствие Небесное.

?Могут ли люди во власти хоть иногда вспомнить эту Вашу мысль?

— Это зависит от них самих. Как сказал святой Иоанн Златоуст, наш долг не в том, чтобы убедить противника, а в том, чтобы изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать. Если он не хочет, мы не должны заставлять его. Его собственный долг — убедиться, потому что фактически никто никого не может убедить, пока тот не убедится сам. То есть наш долг — изложить истину, а имеющий уши да услышит, как сказал Христос. Тому, как говорит апостол Павел, кто нашел себе учителей, угождающих ученику, тех, что будут рассказывать приятные сказки, избегая истины, мы не можем помочь. Значит, наш долг — помочь всякому, кто может и хочет слышать.

?Как понять Ваши слова: «Унижать нас может кто угодно, но унизить не может никто, кроме нас самих, наших собственных дел и поступков»?

— Видите ли, в чём тут дело: человек из гордости или тщеславия весьма чувствителен к попыткам унизить его, но это бессмысленно. Человек не должен тратить силы на бессмыслицы. В целом мире нет человека, могущего унизить меня. Можно отрубить мне голову, но унизить нельзя.

?Ваше Святейшество, надеюсь, мы не отняли у Вас много времени ?

— Ничто не много, лишь бы послужило к пользе читателей и всех людей, желающих творить добро.

?Ваше Святейшество, можем ли мы надеяться на мирное Рождество?

— Я надеюсь. Я надеюсь, что в этом мире всегда будут добрые люди. К сожалению, будут и злые. В Царствии Небесном, когда попадём туда, будут только добрые: добрые, лучшие и наилучшие. Нужно стараться быть ближе к Богу, так мы сможем быть ближе друг к другу.

Журнал «Вива», Белград, январь 1997 г.,
перевод – Ирина Стойичевич.

vn001

Источник: Патриарх Сербский Павел. Мудрое слово о правде, лжи
и соблазнах современного мира.— М: "Ковчег", 2014. С. 135-162.

См. также: