Сегодня:

20 февраля 2018 г.
( 7 февраля ст.ст.)
вторник.

Парфений епископ.

Седмица 1-я Великого поста.
Глас 4.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Парфения , еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303). Прп. Вонифатия Феофановского (1871). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Сщмч. Алексия пресвитера (1942).


На 6-м часе: Ис. I, 19 - II, 3. На веч.: Быт. I, 14-23. Притч. I, 20-33.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя по Богоявлении. О понуждении себя ради стяжания Царства Небесного

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Мф., 8 зач., 4:12-17

Проповедь Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда Господь наш Иисус Христос услышал, что «Иоанн предан (то есть арестован Иродом Четвертовластником и заключен в темницу. – иг. А.), Он удалился в Галилею. И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в области Завулоновой и Неффалимовой, чтобы исполнилось сказанное через Исаию пророка» (ст. 12–14). Вспомним: Иоанн Креститель показал необыкновенное смирение – будучи величайшим из пророков, он говорил о себе, что недостоин развязать ремень обуви Спасителя, недостоин понести Его обувь. Он говорил: «Я крещу вас только водою, Он же крестит, омоет вас Духом Святым» (см. Мк., 1:8). Но и Господь Иисус Христос также показал необыкновенное смирение. Он преклонил Свою голову под руку Крестителя и так же, как и все прочие люди, грешники, захотел креститься от Иоанна, хотя Сам был безгрешным, святым и по Своему человечеству. Он крестился не только для того, чтобы явилось откровение о том, что Он есть Сын Божий, но и для того, чтобы исполнить все, что должны были исполнить иудеи в то время, и чтобы никто не мог Его упрекнуть, что Он чем-то пренебрег. Затем Господь Иисус Христос вновь проявил смирение: после Своего подвига в пустыне, когда Он победил многодневным постом и Божественной Своей мудростью искушения дьявольские, – Он все же не начинал открытую проповедь. Может быть, с некоторыми людьми, так сказать, частным образом Он и беседовал, но служение проповедью не начинал до тех пор, пока проповедовал Иоанн Креститель. Он поступал так, чтобы не было никакого соперничества между ними. Только когда Иоанн был арестован и проповедь его поневоле прекратилась, тогда начал проповедовать Господь Иисус Христос.

«Чтобы исполнилось сказанное чрез Исаию пророка: Земля Завулонова и земля Неффалимова на пути морском, за Иорданом, Галилея язычников, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смерти, свет воссиял им. С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное» (ст. 14–17). Проповедь Свою Спаситель начал с тех людей, которые были наиболее далеки от Бога, о которых сказано у Исаии пророка, что они «народ, ходящий во тьме» (Ис., 9:1). Эти люди были далеки от истинного богопочитания в том смысле, что они пребывали в земной суете, в нерадении, в безразличии к служению Богу, исполнению заповедей. Вот к таким людям, «сидящим во тьме», Господь прежде всего и пришел и начал им проповедовать.

«С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное». Спаситель начал свою проповедь с тех же слов, что и Иоанн Креститель, чтобы показать, что учение Иоанна Крестителя и учение Спасителя не имеют между собой никакой принципиальной разницы. Иоанн был строгим учителем, а Господь Иисус Христос – снисходительным и милосердным, но это всего лишь два разных способа привлечь людей к истине. Основное содержание проповеди Иоанна Крестителя и Спасителя одинаково: «Кайтесь, ибо близко Царство Небесное». Что значит «кайтесь»? Не только осознавайте свои грехи и признавайтесь в них, не только сожалейте о них, но и изменяйте свою жизнь. Можно сказать так: изменяйтесь, меняйтесь, ибо близко Царство Небесное. Конечно, это изменение возможно только через сокрушение сердечное, через сожаление о своих нравственных преступлениях, через плач о своем падшем состоянии. Благодаря такому подвигу, происходит изменение внутреннего состояния человека, а может быть, даже и телесного. И тогда Царство Небесное, которое приближается, действительно становится доступным для кающегося грешника.

Покаяться необходимо всем: и тем, у кого тяжкие, великие, очевидные грехи, и тем, которые думают о себе, что у них нет особенных грехов, но которые на самом деле всем своим существом, всеми мыслями, бесчисленными движениями души многократно уклоняются от заповедей евангельских, от велений собственной совести. Всем необходимо покаяние, всем нужно через изменение своего существа, души, ума, сердца и даже самой плоти приближать к себе Царство Небесное. Да, в Евангелии сказано, что Царство Небесное уже приблизилось. Но оно может, так сказать, пройти мимо нас. Оно близко, но мы можем его не ощутить и не познать. Спаситель сказал еще: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк., 17:21). Если совместить эти два изречения Господа Иисуса Христа, то можно было бы сказать, что Царствие Божие приблизилось и оно уже внутри вас, но вы должны покаяться, чтобы обрести его. Царство Небесное не нужно искать в каких-то внешних проявлениях, в обстоятельствах, благоприятствующих, как нам по наивности кажется, нашему спасению.

Спаситель сказал также: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф., 11:12). Близость к нам Царствия Божия, Царства Небесного не означает, что мы не должны каяться, не должны понуждать себя, чтобы обрести его. Если мы откажемся от этого понуждения, то может случиться так, что мы не познаем и не приобретем то, что, казалось бы, уже наше и что в действительности уже внутри нас. И мы по собственной лености или унынию (что, можно сказать, одно и то же) останемся вне этого Царствия и будем плакать и скрежетать зубами, но вернуть его уже будет нельзя. Кто не приобрел, не вкусил хотя бы отчасти блага Царства Небесного на земле, внутри себя, тот едва ли познает и приобретет его в будущей жизни. Тот, кто спасается, – приближается к нему, приобретает его уже сейчас, ощущает его внутри себя. А если этого нет, то из чего же можно понять, что в будущей жизни человек будет иметь эти блага? Ведь он в сей жизни не исполнил того, что сказал Спаситель, и не ощутил того, что должен был ощутить. Если он не каялся, не понуждал себя, если он не почувствовал, что Царство Небесное приблизилось, значит, он ничего не сделал для приобретения его в вечности.

Что же такое Царство Небесное, или Царствие Божие? Спаситель многократно описывает его в разных образах и притчах, чтобы мы, не имеющие или почти не имеющие духовного опыта и не знающие о благах будущей жизни и небесном блаженстве, могли представить себе все это, сравнив с какими-то понятными нам земными явлениями. Но в Евангелии есть одно повествование, где прямо описывается Царство Небесное. Это не притча Спасителя, а само явление Царствия Божия – это Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор перед Его учениками, апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. Он Сам сказал перед тем, как показать им славу Своего Божества: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе, и увидят Меня грядущим в Царствии Своем» (см. Мк., 9:1; Мф., 16:28). Ученики поднялись с Господом на Фавор, и Он преобразился пред ними, и они увидели сияние Божественной славы не столько телесными глазами, сколько своей душой. Они ощутили неизъяснимое блаженство, под действием которого, потеряв всякий человеческий здравый смысл, апостол Петр сказал странные слова (действительно, в таком состоянии всякие человеческие понятия, казалось бы, само собой разумеющиеся, упраздняются и становятся неуместными): «Господи! Хорошо нам здесь быть; давай сделаем три кущи (т.е. три шатра. – иг. А.): Тебе, Моисею и Илии» (см. Мк., 9:5). Апостол Петр забыл обо всем земном и хотел вечно пребывать в созерцании славы Божией. Вот признаки Царства Небесного, вот Царствие Божие, явившееся в силе. Оно описано в Евангелии кратко, но весьма впечатляюще для внимательного человека, читающего с верой и благоговением.

Святые апостолы видели Славу Божию настолько, насколько они могли вместить – как сказано в тропаре, «якоже можаху». Если бы им было явлено более, человеческое естество не вынесло бы этого и души их разрешились бы от уз плоти. Так же и мы вмещаем в себя славу Божию и чувствуем Царство Небесное, только если подвизаемся для его приобретения, если каемся и понуждаем себя (а это почти одно и то же, просто разные стороны одного явления). Тогда и мы ощущаем то же, что ощущали апостолы, но лишь до некоторой степени: настолько, насколько мы при своем преуспеянии можем в себя вместить. Покаяние – это не только сокрушение сердечное, понуждение себя к внешним добродетелям. Но это и погружение внутрь себя, понуждение к тому, чтобы обрести Царствие Божие, внутри нас сущее. Следование заповедям – это, возможно, лишь средство, чтобы опытно, или, как сказал Спаситель, умом, сердцем, душой и всей крепостью нашей возлюбить Господа Бога, познать, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Чтобы увидеть Его Божественную славу внутри себя, просветиться, очиститься, утешиться ею и стать истинно верующими людьми – людьми, имеющими живую веру, веру не от чтения, не от слышания, а от непосредственного опыта. Аминь.

23 января 2000 года.

vn001

Источник: Сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

См. также: