Сегодня:

16 октября 2019 г.
( 3 октября ст.ст.)
среда.

Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч.

Седмица 18-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Пища с растительным маслом.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).


Еф., 231 зач., V, 25-33. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Сщмчч.: Деян., 40 зач., XVII, 16-34. Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вопрос Архиерею. Ответы на вопросы за май 2016 года

На вопросы телезрителей и посетителей портала «Православие и современность» отвечает

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

?Уважаемый Владыка! Я послушник, избрал иноческий путь, 5 лет подвизаюсь в монастыре, но теперь оказалось, что из-за судимости (15 лет назад) не могу вступить в братию, соответственно, не могу стать и монахом. Оказывается, мое прошлое стало препятствием. Раскаяние, исповедь и т.д. не принимаются в счет. Скажите в Вашей епархии такие же правила? Могу ли я рассчитывать, что у Вас можно провести жизнь в покаянии и молитве?

(Сергий)

— Уважаемый Сергий! Я не знаю подробностей Вашей жизни, не знаю, за что Вы были осуждены, поэтому не могу дать Вам точный ответ. Но лично я подходил бы к этому вопросу с рассуждением. Я не могу сказать, что любого человека в подобной ситуации благословил бы на пострижение в монашество. Но не могу утверждать и того, что сам факт наличия судимости автоматически исключает для человека возможность стать монахом.

Дело в том, что монастыри сегодня, в основном, находятся в городах, и монахи волей-неволей соприкасаются с массой людей. А пребывание в местах не столь отдаленных, особенно если оно было достаточно долгим, накладывает трудноизгладимый отпечаток на всю жизнь человека, на его характер, привычки, отношения с окружающими людьми. Победить это в себе очень сложно. Для этого нужно приложить усилия, сравнимые с теми, которые приложила для своего исправления преподобная Мария Египетская. Сможет ли это сделать человек, живущий, повторю, не в пустынном уединении, а в условиях городского монастыря? Кто-то, наверное, сможет, но далеко не каждый.

?Уважаемый Владыка, благословите! Выразите, пожалуйста, свое мнение по поводу выступления Епископа Лонгина (Жара), опубликованного в сети, и о том, что на Литургии в Свято-Вознесенском Банченском монастыре на Украине не поминают Святейшего Патриарха Кирилла. После просмотра сложилось впечатление, что это начало раскола в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, что не может не настораживать.

(Леонид)

— Уважаемый Леонид! Что касается владыки Лонгина — конечно, он замечательный человек и хороший монах, но в данном случае, я думаю, его подвела присущая ему эмоциональность. При всем уважении к этому человеку и к его трудам, то, что он сейчас делает, и о чем Вы пишете — очень плохо. Возможно, это действительно может стать началом раскола в самый неподходящий момент.

Дело в том, что против Русской Православной Церкви ведется война – и у нас в России, и на Украине. А в любой войне одно из главных направлений — то, что называется «огонь по штабам». И вот этот «огонь по штабам» ведется давно, прицельно и преследует совершенно четкую цель: «поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26:31). Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Да, в нашей церковной жизни есть недостатки, бывают спорные моменты. Скажем, ситуация с готовящимся Собором — дискуссионная, и эта дискуссия ведется не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Но кричать раньше времени «Все пропало! Караул! Все предатели!» — не нужно. Никакой пользы от этого нет. Наоборот: только вред, разброд и шатание, и радость для врагов Церкви.

?Здравствуйте, владыка. Недавно я узнала, что некоторых самоубийц разрешают отпеть, и потом молиться за них, если доказан факт их невменяемости. Я понимаю, что рассматривается каждый конкретный случай. Хотелось бы узнать, что нужно для этого? У моего дедушки была шизофрения, в период обострения, усугубленного черствостью его супруги, которая жалела в данной ситуации себя и хотела от него уйти, он пришёл с топором, ударил её по голове, (думал, что убил), а сам бросился под поезд. Человек был потрясающий, все, кто хоть немного был с ним знаком, так говорили. И для всех было ужасным и неподдающимся осознанию известие не только о самой смерти, но ещё больше об её обстоятельствах. Бабушка до сих пор вспоминает, какой был замечательный человек и любящий муж, и «жаль, что потом так получилось»... Очень хочется ему помочь.

(Александра)

— Уважаемая Александра! Необходимо наличие истории болезни или иное письменное врачебное доказательство того, что ваш дедушка действительно был психически болен и ему был поставлен диагноз «шизофрения». С этим свидетельством нужно обратиться в дисциплинарно-каноническую комиссию местной епархии. Тогда может быть дано разрешение на церковное поминовение.

?Здравствуйте! Во время богослужения священник в основном находится в алтаре и не имеет возможности наблюдать за происходящим в храме. Прихожане все разные и каждый в меру своей образованности и просвещенности, да и воспитанности, проявляют уважение и благочестие к богослужению в той или иной степени. 1. Что делать, когда во время службы одни и те же прихожане решают различные организационные вопросы (сборы денег, распределение чтения псалтирь и др.), приставая к молящимся, ведя никому ненужные разговоры? 2. Кто и как должен знакомить прихожан с правилами поведения в храме? 3. Почему в святых обителях находятся определенные люди, которые паломников заключают в рамки дозволенного, а в наших храмах никто не хочет брать на себя грех, позволяя вести себя кому как вздумается, забывая о том, что в первую очередь мы пришли в дом Божий?

(Ольга)

— Уважаемая Ольга! Действительно, прихожане у нас разные, и степень их церковной грамотности, общей культуры и воспитанности очень разнится. Поэтому бывают такие случаи, о которых Вы пишете. Бывают и еще более неприятные эксцессы, в том числе во время богослужения. Забота о просвещении прихожан в первую очередь лежит на настоятеле. Священники должны постоянно учить людей, в том числе тому, как надо вести себя в храме, как причащаться, подходить к помазанию и другим элементарным вещам. Для этого надо использовать не только проповедь за богослужением, но и проводить встречи с прихожанами во внебогослужебное время. Я постоянно призываю к этому священников, и в целом могу сказать, что во многих храмах так и происходит. Но священнику очень нужны помощники. Желательно, чтобы в каждом храме был актив из прихожан – люди, которые могли бы вежливо, спокойно, выдержанно отвечать на вопросы приходящих, а иногда и делать замечания людям, не умеющим себя вести в храме – но так же вежливо, без грубости, наоборот, с любовью, чтобы ни в коем случае не оттолкнуть тех, кто пришел. К сожалению, такое дежурство сегодня получается ввести не на многих приходах. Это довольно сложное дело, и мало кто хочет взять на себя такую ответственность. Но я надеюсь, что со временем эта проблема будет решаться.

?Уважаемый Владыко! Является ли католицизм ересью?

(Ирина)

— Уважаемая Ирина! В течение веков в вероучении Католической Церкви накопилось множество искажений, часть из которых является еретическими.

?Прошу Вас помочь мне разобраться в следующем. Я крестила свою племянницу в 1990 году, ее имя Виктория. Батюшка из нашей церкви крестил ее именем Виктория. Когда сегодня в наше время я иду в церковь и заказываю молитву о здравии, у меня не принимают с именем Виктория записку — говорят, что надо писать Ника. Очень прошу разъяснить, как правильно мне поступать в этих случаях, и как должно быть?

(Наталья)

— Уважаемая Наталья! К моему огромному сожалению, очень часто у нас в храмах работают совершенно безграмотные в церковном плане люди, которые, тем не менее, получают удовольствие от возможности поучать других и создавать для них препятствия при вхождении в Церковь.

Случай, о котором Вы говорите, — пример того, как некоторые благочестивые традиции истолковываются неправильно и изживают сами себя. Первых христиан крестили, конечно же, с их собственными именами. Например, имена мучеников — Платон, Сергий, Вакх — римские, языческие. Крестить человека обязательно с именем канонизированного святого — это достаточно поздняя благочестивая русская традиция (в других Поместных Православных Церквах такой традиции нет). В ней выражено желание почтить того святого, в день памяти которого родился ребенок (напомню, что раньше христиане старались давать своим детям имена по святцам). Этот святой становился небесным покровителем крещенного.

В самой этой традиции нет ничего плохого. Плохо, когда начинаются рассуждения, что от нее ни в коем случае нельзя отступать.

Не все святые, которые прославлены Поместными Православными Церквами, есть в русских святцах. Есть множество грузинских, греческих, болгарских, арабских подвижников и святых неразделенной Церкви (до раскола между Православной и Католической Церквами), имена которых тоже могут носить люди крещенные. Но вот некоторые благочестивые верующие (чаще всего те, кто стоит в храмах за свечным ящиком) начинают говорить: «Это имя не православное, его нет в святцах, его надо обязательно менять…».

Еще очень часто встречаются требования обязательно перевести некоторые славянские имена на греческий. Например, Светлана – Фотиния, Виктория – Ника. Но почему нельзя Светлане и в храме оставаться Светланой? Мы же не переводим аналогичным образом Любовь – в Агапэ, Веру – в Пистис?

Поэтому, конечно же, ничто не мешает человеку креститься и в дальнейшем участвовать в церковной жизни с тем именем, которое ему дали родители – кроме тех случаев, когда это имя очевидно антихристианское (например, недавно был нашумевший случай, когда родители назвали сына Люцифером).

Уважаемая Наталья, пишите в записке имя Виктория, и сотрудники храмов обязаны у вас такие записки принимать. И если Вы живете в Саратовской епархии, то я очень прошу Вас обязательно написать мне, в каком именно храме у Вас отказались принять записку. Я даю честное слово, что накажу и настоятеля, и того, кто работал за свечным ящиком.

?У меня горе — старший сын наркоман. Сейчас он в реабилитационном центре, который работает по программе «12 шагов». Я знаю людей, которым там помогли. Специалисты говорят, что случай тяжелый. На самом деле надежды мало, могу только молиться за него. В центре мне посоветовали посещать группы поддержки для родственников наркоманов и алкоголиков. Мне там понравилось, люди друг другу помогают, объясняют, как правильно вести себя с наркоманом чтобы сохранить остатки здоровья, как работать с чувствами и т.д. Единственно, что меня смутило – то, что одна группа находится при протестантском храме, другая при католическом, они говорят что никакого отношения к религии не имеют, это просто аренда. Скажите, пожалуйста, можно ли православному человеку посещать эти группы? Есть ль в Саратове православные организации, работающие в этом направлении?

(Татьяна)

— Уважаемая Татьяна, действительно, это страшное горе, и я очень Вам сочувствую. Думаю, что если люди, находящиеся в этой группе поддержки, не занимаются прозелитизмом и не хулят православную веру — пожалуйста, посещайте ее, Бог вам в помощь. К сожалению, пока у нас в Саратове православные организации только начинают заниматься этой проблемой.

?Я работаю главным бухгалтером в фирме. Недавно обнаружила, что директор ворует в крупном размере. Учредитель нашей компании – мой хороший знакомый, инвалид-спинальник. Понимаю, что мне нужно сообщить ему о выявленном факте, но и директора жалко. Скорее всего, его уволят с «волчьим билетом», а у него недавно родился второй ребенок. А если не уволят, то как мы будем с ним дальше работать? Как же правильно, по-христиански поступить в этой ситуации?

(Наталия)

— Уважаемая Наталия! Если Вы работаете главным бухгалтером в фирме и обнаружили то, о чем Вы пишете, Вы обязаны, я это подчеркиваю, сообщить учредителю об этом факте.

?За последнее время на мосту Саратов-Энгельс совершено несколько самоубийств и трагических падений молодых девушек и юношей. Может надо освятить мост? И повесить огромную икону-баннер Святителя Николая. Жалко молодежь.

(Александр)

— Уважаемый Александр! Я думаю, что сам мост не виноват в том, что происходит. Можно освятить мост, так же, как христиане стараются освятить все вокруг себя: жилища, автомобили, дома, землю, на которой выращивают урожай себе в пищу. Но проблема здесь не столько в мосте, сколько в той атмосфере, которая сегодня господствует в мире, и которая приводит массу молодых людей к мысли о самоубийстве.

vn001

Источник: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.

См. также: