Сегодня:

22 января 2018 г.
( 9 января ст.ст.)
понедельник.

Святитель Филипп, митрополит Московский.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа , митр. Московского и всея России чудотворца (1569). Прор. Самея (X до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (821). Прп.Ионы Киевского (1902). Сщмч. Павла пресвитера (1943).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Что отроча сие будет

Протоиерей Александр Шаргунов

7 июля — Рождество святого Иоанна Предтечи

Рождество святого Иоанна Предтечи

Святой Иоанн Предтеча — единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения – день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и в то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына». «Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были в нищете – у них не было детей. Это было тяжким испытанием в народе, где многочисленное потомство – благословение Божие и единственное подлинное богатство.

И далее в Евангелии сказано: «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие — один из признаков наступления времен Мессии. Глядя на то, как мы живем, видят ли люди, не знающие Бога, что радость — это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость — не радость, которая дается легко. Эта радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мир. Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мир главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить — это великая возможность обрести бесконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что мы вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие — воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключен в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь — истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Все, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мира — временно, преходяще. То, что дается человеку — с самого начала, когда он приходит в мир, — это Божия любовь, вечная любовь. В день рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорожденного младенца — долгожданного, желанного, нечаянного.

«И хотели назвать его по имени отца его — Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном». В древности никогда не давали имя случайно, как это делают сегодня, выбирая его по личному вкусу или следуя моде. Все имена, звучащие в этом месте Евангелия, — с особым смыслом. Захария означает «память Господня» или «Бог вспомнил», Елисавета означает «почитающая Бога» или «обещание Божие», Иоанн — «Божия благодать» или «Божие благословение». Каждый из этих людей носит имя, выражающее действие, совершителем которого является Бог. Понимаем ли мы, что каждый из нас — не плод случая, как думают не знающие сокровенной тайны рождения люди? Сознаем ли, что жизнь каждого из нас имеет значение, потому что Бог восхотел дать ее нам, и она отмечена вечной любовью? «Мир бессмыслен», — говорят безбожники-материалисты. «Мир идет к блаженству Самого Бога», — говорят христиане.

И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». Поистине, все в рождении Предтечи — новизна. Оставляются прежние обычаи, как бы ни были они почитаемы. Начинается новое время. И это кажется странным тем, кто замкнут на одном только Ветхом Завете. Скоро явится Церковь Нового Завета, и юность ее будет всегда свидетельствуема Духом Святым, часто опрокидывающим слишком мудрые человеческие замыслы. Поистине, имя его — Иоанн, «Божия благодать». Точно так же мы увидим позднее, как «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10:45).

«И спрашивали знаками у отца, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку, и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». Первые слова, которые произносят немые уста, — хвала Богу. Ныне новое время, время спасения. Этим рождением разрешается язык, и дух обретает свободу, делаясь способным возвещать чудеса Божии. Послушайте эту песнь действия благодати:

Благословен Господь Бог… Он посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он воздвиг рог спасения нам, Он спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими. Он даст небоязненно, по избавлению от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде во все дни жизни нашей.

Как нуждаемся мы сегодня в таком пророческом слове о народе нашем и о всех народах земли! Как должна быть связана эта надежда с молитвой о благодатном рождении наших детей. «И ты, отроча, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их». Бог начинает творить милость, открывать благодать. Тот, кто не хотел верить в невозможное, видит себя прощенным и исцеленным. Ибо нет невозможного для Бога.

«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской». Этот страх — может быть, то, что более всего нам нужно сегодня. Не тот страх, панический и рабский, от которого нам надо избавиться. Как говорит псалом: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». «Страха ради иудейска» погибает сегодня Отечество наше и весь мир. Этот страх может быть побежден только страхом в библейском смысле — страхом человека, приближающегося к Богу. Тайна окружает событие рождения Предтечи. Сокровенные замыслы Божии неисследимы. Люди предпочитают, чтобы их жизнь наполняла пустая обыденность и ровное однообразие — только то, что поддается плоскому рациональному объяснению. Так им привычней и спокойней. Они страшатся собственной тени и не знают благоговейного страха, рождаемого бесконечной тайной Бога.

«Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что отроча сие будет?» Что будет сей младенец — никто не знал этого. Надо было жить верой, принять прекрасный риск веры, которая ведет в неведомое. Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдет в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядет. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдет, когда ему будет немногим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мир, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь!

Но рука Господня была с ним. «Младенец же возрастал и укреплялся духом». Слово Божие, видя все наперед, дерзает так говорить. Подлинный успех в жизни — не там, где мы, искушаемые честолюбием, стараемся достигнуть его. Загубить свою жизнь — это значит не исполнить волю Божию. Иоанн Предтеча — мужественный и сильный воин Христов — осуществит свое призвание. Он исполнит то, что Бог ждет от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодови рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости. Это праздник радости — обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рожденных женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С Тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом!

7 июля 2010 года.

vn001

См. также: