Сегодня:

21 октября 2019 г.
( 8 октября ст.ст.)
понедельник.

Преподобная Пелагия Антиохийская.

Седмица 19-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Поста нет.

Прп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона , архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).


Флп., 235 зач., I, 1-7. Лк., 33 зач., VII, 36-50.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, о заботах житейских

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Ищите же прежде Царства Божия…
и это все приложится Вам.

(Мф. 6:33)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Митрополит Владимир (Иким)

У каждого времени свой грех, свои соблазны, свои искушения. Враг рода человеческого, враг нашего спасения не дремлет. Духовное омертвение минувших десятилетий сменилось ныне днями, несущими в себе новые тяготы и новое лукавство.

Дорожает пища и одежда, оскудевает достаток множества семейств. Даже в сердца тех, кто прежде мало заботился о земных благах, вселяется страх: «Чем я завтра буду кормить моих близких? Во что одену детей?» Еще далеко до настоящей нужды, а быт уже разъедает душу, пелена уныния затмевает нам очи и не дает воззреть на Небо.

Задешево хочет диавол приобрести души человеческие. Этим тлетворным унынием силится он ввергнуть людей в геенну огненную, заставить их забыть о Боге в судорожных заботах о пропитании. Спасение наше – в памятовании слов Господа Иисуса: Не говорите что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6:31).

В чем же корень уныния, из какого ядовитого семени произрастает этот сорняк, оплетающий сердца наши? Тягостная забота о завтрашнем дне – знак маловерия, греховного недоверия к Господу Вседержителю. Маловерами именует Спаситель тех, кто излишне печется о пище и одежде, и указывает на птиц небесных, которые всегда находят себе корм, на лилии полевые, чьи одеяния прекрасней царских нарядов. Птицы славят Творца своим пением, цветы – благоуханием. А что же мы? Мы отравляем себя и мир унынием, забывая, что человек – любимое творение Господа, что стоит только нам прибегнуть к Отцу Небесному – и Он не оставит нас.

Замыслы тех, кто силился построить на земле «рай без Бога», ныне разрушились, но обломки их учений еще заграждают людям дорогу к познанию Истины. Безбожники пытались представить не Бога, а человека властелином мира, хозяином жизни. Но как может человек быть властелином мира, который не он создал, хозяином жизни, которой не он управляет? И вот, попуская теперешнее оскудение, Господь ставит нас лицом к лицу с нашим бессилием, с нашей немощью, дабы мы наконец обратились к Истинному Миродержцу.

Предаваться страху перед будущим – занятие бесплодное и бессмысленное. Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? (Мф. 6:27), – вопрошает Спаситель. Томясь унынием, мы не остановим увеличения дороговизны, не обезопасим себя от бед. Средство спасения и в этом мире, и в будущем – молитва и упование на Бога. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25), – так свидетельствует пророк Давид.

Как долго страна наша не соблюдала установленных Святой Церковью постов, не благодарила Бога за ниспосланные Им блага! Нужно не роптать, а удивляться долготерпению Правосудного Господа, медлящего с карой отступникам. Если вдуматься, то и ниспосланные нам сейчас испытания мягки и благодетельны. Мы приучаемся ценить дары Божии, которых раньше просто не замечали: кусок хлеба, крышу над головой, свет в доме, мирное небо. Отсекаются излишества в угождении плоти, и в этом слышится призыв Спасителя – вспомнить наконец о душе своей, о судьбе, которая ожидает нас в мире ином. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в этот мир, так все проживаем на это». Неужели и впрямь человеку дарованы свободная воля и бессмертная душа, чтобы рабствовать чреву? Да не будет!

В современном обществе появились и люди, мирское благосостояние которых не только не уменьшилось, но значительно возросло. Это так называемые деловые люди. Церковь не осуждает богатство как таковое. Все мне позволительно, но не все полезно (1Кор. 6:12), – говорит святой Апостол Павел. Благо тем, кто рассматривает себя лишь как распорядителя дарованных им от Господа средств и обращает их на служение добру. Русские промышленники и купечество издавна созидали храмы, основывали и содержали приюты для сирот и стариков, благотворили неимущим.

Ныне мы снова слышим доброе слово «благотворительность», в нашей епархии деловые круги также внесли пожертвования на возрождение некоторых храмов, оказывают помощь обездоленным. Но, к сожалению, еще далеко до того, чтобы благая деятельность стала законом жизни богатых людей. Здесь, как и везде в нашем обществе, утрачены заветы наших благочестивых предков.

Нет зрелища плачевнее, чем не знающий Господа богач. Вот, недавно в Москве новоявленные миллионеры устроили «бал сатаны», о подробностях которого и говорить непристойно, – и тем выдали имя своего истинного хозяина. Кто-то, может быть, позавидует их роскоши и нечистым удовольствиям. Но нет, не зависти заслуживают они, а глубокого сострадания. Обманувшиеся, обманутые своим жестоким соблазнителем, эти люди готовят себе страшный смертный час и еще более страшную загробную участь.

Преподобный авва Дорофей пишет: «Если бы ты достоверно узнал и ожидаемый покой, и будущее мучение, то хотя бы келлия твоя была полна червей, так что ты стоял бы в них по самую шею, ты терпел бы сие, не расслабевая». Так ничтожны земные блага по сравнению с вечными мучениями, так незначительны земные скорби в предчувствии небесного блаженства.

Дорогие о Господе братья и сестры!

Человек, уповающий на Бога, светло смотрит в будущее, терпеливо и мужественно претерпевает любые искушения. Да отвержемся же и мы постыдного малодушия, которое делает нас недостойными высокого звания христиан.

Нелегкие времена мы переживаем. Ни политические планы, ни экономические расчеты не возродят страну, если Господь не узрит, что народ обратился к Нему. Сейчас, во дни Петрова поста, установленного в память о приготовлении апостолов к великому служению благовествования, вспомним о том, что спасло Россию в тяжелую годину Смутного времени. Тогда отечество тоже впало в нищету, но люди не предавались житейским заботам. По призыву святого Патриарха Ермогена совершилось всероссийское покаяние, был установлен трехдневный пост – да такой, что матери не давали молока грудным младенцам, хозяева не кормили домашних животных. И омытый от грехов слезами покаяния народ восстал на подвиг, изгнал захватившие страну силы зла, и Россия возродилась из руин, хотя и казалось это невозможным. Но у Господа нет невозможного для тех, кто верует, надеется и любит.

И если все мы с вами, бедные и богатые, простые и ученые, немощные и сильные, сумеем сплотиться в подобном едином духовном порыве, Вседержитель властен явить новое чудо, и отечеству нашему сбудется по слову пророка ко Господу: Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостию; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют (Пс. 64:12-14). Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения.– 2002 г.

См. также: