Сегодня:

21 июля 2018 г.
( 8 июля ст.ст.)
суббота.

Казанская икона Божией Матери.

Седмица 8-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия , Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Александра, Феодора и Николая пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579), и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655) Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1895), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), в Высочиновская (XVIII), в Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Они умалились более всех и потому более всех возвеличились

В силу некой стереотипности нашего сознания, которая порой вырабатывается в нас с течением времени, мы очень часто воспринимаем не только апостолов и пророков, но и вообще святых как-то плоско, шаблонно. Они представляются нам некими законченными в своем совершенстве образами праведности, гладкими, неприступными, словно изваяние... И эта досадная клишированность крайне нас обедняет: ведь на самом деле и апостолы, и пророки были вовсе не придуманными кем-то былинными богатырями и не героями волшебной сказки. Они были такими же, как и мы, живыми людьми – со своими немощами, страхами, болью и страданием. Со своими радостями, стремлениями, особенностями. А какими людьми были всем известные апостолы Пётр и Павел? Какие черты характера их отличали? Почему, будучи такими разными и не похожими друг на друга и по темпераменту, и по своему социальному положению, они в какой-то момент своей жизни бросили все и пошли за Христом?
На эти вопросы отвечает настоятель саратовского храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

игумен Нектарий (Морозов).

Такие же, как и мы

Апостол Пётр. Худ. Валерий Харитонов.

?Отец Нектарий, вы согласны, что это как-то обидно – воспринимать святых не как живых людей, а как каких-то неприступных в своем совершенстве сказочных персонажей? Хочется сломать эту стереотипность мышления, поэтому поделитесь своими ощущениями: какими вам видятся апостолы Пётр и Павел? Что это были за люди?

— Вы совершенно правы, это действительно обидно – воспринимать святых подобным образом. Более того, это просто неверно. И мне кажется, что подлинное общение со святыми тогда только и начинается, когда у нас появляется способность чувствовать, ощущать их вот так – как живых, таких же, как и мы. Когда я думаю об апостоле Петре, то всегда вспоминаю о нескольких вещах... Думаю о том, что он переживал, когда шел за связанным мучителями Христом после своего отречения, что происходило в его сердце, когда он, трижды отрекшись, встретился глазами со взором Спасителя. Не гневным, не укоряющим, но исполненным любви. Какая тогда боль пронзила его?.. И как она настигала его день за днем, когда он, уже восстановленный в своем апостольском достоинстве, по свидетельству древнего церковного Предания, плакал во время пения петухов. И как радовался он, когда годы спустя смог принять ту же смерть, что и его любимый Учитель. И как молил он по смирению своему, чтобы распяли его вниз головой…

?Это действительно потрясающе – перед нами возникает совершенно иной образ этого человека, живой и объемный. А каким был апостол Павел?

Апостол Павел. Худ. Валерий Харитонов.

— Святитель Иоанн Златоуст обращает где-то внимание на то, что Павел был ростом около трех локтей, то есть около 150 сантиметров. По мнению некоторых толкователей Священного Писания, у него был страшный гнойный конъюнктивит. И вот этот человек, крошечный, с гноящимися, воспаленными глазами, бросив вызов страшному языческому миру, идет сквозь него, благовествуя встретившего его на дороге в Дамаск Христа, обратившего его из «хульного гонителя» в великого «апостола языков». Его бьют палками, побивают камнями, он попадает в кораблекрушение, борется со зверями, его преследуют, над ним смеются. Но нет силы, которая могла бы его остановить, воспрепятствовать его проповеди, доколе не исполняет Бог главное желание его сердца – «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23).

Оставить все ради истины

?Из множества Своих современников Господь помимо других апостолов выбрал для служения и проповеди этих двух людей. Причем в отличие от Петра Павел, что удивительно, никогда даже не видел Христа лично и, тем не менее, пошел за Ним. Почему именно их выбрал Господь? Какими качествами они для этого обладали и были ли это разные качества или одно и то же?

— Это была потенциальная готовность сделать то, что лучше всего выразил однажды апостол Пётр, сказав Христу: «Вот, мы оставили все, и последовали за Тобою» (Мк. 10:28). Оба они жаждали сердцем Истины, и Она открылась им. И то, как они восприняли, пережили встречу со Христом, показало, насколько они её ждали, сами того не ведая. Они были способны Его увидеть, узнать, открыться для Него, отдаться Ему до конца. И потому именно их избрал Он, что им самим еще неведомое их собственное произволение было, как и всё, уже ведомо Ему. А в остальном они были разными людьми, с разными душевными качествами, разным жизненным путем, багажом, образованием, семейным положением, наконец.

?Вы говорите, «оставили все…». Но ведь бывает, что человек слышит призыв Бога, но не откликается на него. Почему так происходит? От чего вообще зависит вот эта счастливая способность человека услышать Бога и пойти за Ним?

— Вся предшествующая жизнь человека, всё, что происходило в его сердце, делают его способным или неспособным слышать Божественный призыв. Чего искал до этого момента – момента призвания – человек, к чему стремился? Святитель Феофан Затворник говорит, что каждый, кто ищет истины, обязательно находит Христа. Ищет не удовлетворения своих желаний, не возможности самореализации, а истины! Апостол Павел гнал христиан и одобрял их убиение, потому что был уверен: такова воля Божия. Но как только встретил Христа, пелена неведения спала с очей его сердца, и не было уже никого ревностней его в служении Спасителю. Так происходит и с каждым бескорыстным искателем истины и смысла бытия. Господь касается в какое-то мгновение его сердца, и происходит встреча, узнавание Того, Кто и есть Смысл всего.

Верить Богу, а не себе

?Мы знаем и один весьма печальный эпизод из жизни Петра: когда наступила опасность, и Спаситель был взят под стражу, он, несмотря на всю свою пламенность, трижды отрекся от Христа. В этом контексте волнует вопрос: почему так произошло? Неужели, находясь рядом с Источником жизни, он испугался смерти? И если это так, как тогда нам, простым смертным, Христа никогда не видевшим, устоять в тяжелой ситуации и остаться верными?

— Апостолу Петру попущено было это падение потому, что он был уверен: «Что бы ни было, я не отрекусь!». И эту уверенность он выразил в присутствии всех апостолов в своей беседе со Христом: «если и все соблазнятся, но не я!» (Мк. 14:29). И Господь дал ему познать, насколько в действительности немощен человек, чтобы впоследствии и он сам, такой ревностный и пламенный, умел сострадать чужой немощи, умел поддерживать, восставлять и исправлять падших. А как устоять нам?.. Не верить себе, не верить в себя, но все упование на единого Господа возлагать. Знать, что мы удобопреклонны ко всякому злу, способны на любое предательство, и молиться, чтобы Бог не попустил нам пасть, не попустил предать Его или кого-то… И Он может дать нам необходимые для верности и стойкости силы и разум.

?И все-таки любопытно, почему именно этих двух апостолов, один из которых пал до отречения, а другой чуть не стал истребителем христиан, Церковь считает первоверховными? И не было ли это избранничество обидно для других, также потрудившихся в апостольской проповеди и пострадавших за Христа?

— В данном случае первоверховные – значит более всех потрудившиеся, обладавшие особым авторитетом в соборе прочих апостолов. Ведь не каким-то внешним судом были они возведены на этот пьедестал, почему кому-то это должно быть обидно? Первоверховными назвало их церковное предание, так воспринимала их Церковь. Так относились к ним и другие апостолы, которые по сошествии на них Святого Духа уже не были теми немощными, неразумными людьми, выясняющими, кто будет большим в Царствии Небесном, кто сядет по левую и по правую руку от Христа в вечности. Для них единственным возможным отношением к этому вопросу стала заповедь Спасителя: «А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). И именно слугами для всех были Пётр и Павел – для каждого, к кому была обращена их проповедь. Они умалились более всех и потому более всех возвеличились. Они, их жизнь и проповедь были своего рода ориентиром для всех верных. Не только своими посланиями, но и самым образом своего служения Богу и людям они утверждали народ Божий и укрепляли его в стоянии в истине. Они не в переносном, а в прямом смысле этого слова были столпами Церкви.

vn001

Источник:  «Взгляд-Православие».

См. также: