Сегодня:

18 октября 2017 г.
( 5 октября ст.ст.)
среда.

Московские святители.

Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Пища с растительным маслом.

Мц. Харитины (304). Свтт. Петра , Алексия , Ионы , Макария , Филиппа , Иова , Ермогена , Тихона , Петра , Филарета , Иннокентия и Макария , Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия , еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины , кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 13-я по Пятидесятнице. О теплохладности и эгоизме

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Притча о неблагодарных виноградарях

Мф., 87 зач., 21:33–42

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь сказал притчу, которая начинается так: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (ст. 33). Когда же Спаситель, окончив притчу, обличил иудеев, к которым собственно она и была обращена, то Сам объяснил, что здесь имеется в виду. «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). Обнесенный оградой виноградник, в котором выкопано точило, чтобы выжимать из винограда сок и делать вино с построенной сторожевой башней – это образное изображение Царствия Божия. Что такое Царствие Божие, отданное виноградарям, то есть людям, которые должны были в нем работать?

«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (ст. 34–41).

Прежде всего, эта притча была обращена к иудеям. Это они побивали камнями пророков, приходивших к ним для того, чтобы научить их пути ко спасению. Это они убили сына господина виноградника, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Когда Спаситель говорил эту притчу, она имела пророческий характер, потому что тогда богоубийство ещё не совершилось. Однако притча относится не только к тому краткому историческому периоду времени, когда Спаситель пребывал на земле. Царство Божие, насажденное сначала только среди иудеев (как Ветхозаветная Церковь), теперь уже не ограничивается иудеями. Церковь впоследствии была отнята у них и передана другим народам, населявшим Римскую империю: грекам, латинянам и многим другим. Однако и с ними произошло нечто подобное тому, что случилось с иудеями. Через какое-то время эти народы стали отпадать от Христа, сохраняя христианство лишь формально. Искажая христианское вероучение и впадая в ересь, они по сути отрекались от Христа и потому лишались подлинного пребывания в Церкви Христовой. Наконец наступили и такие времена, когда враги Церкви стали отрицать веру во Христа уже вполне открыто. Появилось безбожие, или атеизм, индифферентизм к истине, то есть безразличное к ней отношение, агностицизм, который вообще отрицал возможность познания истины. Это время отступления, и, кто знает, не о нём ли предсказывал апостол Павел как о времени перед пришествием антихриста? (см. 2Фес. 2:1–4)

Можно понять эту притчу и иным образом: отнести её к своей жизни. Царствие Божие может быть насаждено внутри нашей души. И мы также должны приносить плоды, то есть добродетели, добрые дела, исполнение заповедей. Если же мы вовремя не приносим этих плодов, и, более того, негодуем на обличения нас Священным Писанием и творениями святых отцов (которых можно рассматривать как слуг Божиих, посланных для сбора плодов у виноградарей), значит, мы ничем не отличаемся от древних иудеев. Мы уничтожаем в своей душе все ростки покаяния и добродетелей, но хотим присвоить себе наследство Царствия Божия, что, конечно, совершенно невозможно. С одной стороны, мы стремимся жить благополучно и комфортно, утешаться верой и христианскими истинами, совершенно необоснованно надеясь на вечное блаженство, а с другой – не только не приносим Богу плодов, но еще и враждуем против всего, что понуждает нас к такому плодоношению и обличает в нерадении. Если мы не изменим отношение к своей жизни, то с нами произойдет то же, что произошло с иудеями и другими народами, отпавшими от христианства.

Нужно понимать, что и их отпадение произошло не внезапно: не в одно мгновение правоверующие стали Божиими врагами. Это отпадение происходило через внутреннее неприятие истин христианства как догматических, так и нравственных. Мы, например, догматы христианства принимаем, но с его нравственными истинами соглашаемся не вполне искренне, не всем сердцем. Из самих наших дел можно сделать вывод, что мы непоследовательны. Отпадение целых народов от христианства начиналось с отдельных людей, потому что при умножении числа тех, которые не принимали сердцем Божественную истину, не принимали Царствия Божия и не желали приносить плоды Богу, происходило отречение народа, к которому принадлежали эти люди, от Христа, а следовательно, и от Бога, ибо Сам Спаситель сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6), – то есть никто не может служить Богу, отрекшись от Христа.

Доказательством этому служит недавнее прошлое нашей страны. Как произошло отпадение от Церкви такого великого православного народа, каким был народ русский? Через безразличие и равнодушие к своему христианскому долгу. Сначала, в XVII–XVIII веках, стал отпадать от веры и отказываться от строго православной жизни высший класс, аристократия, потом – прочие образованные круги общества. В дальнейшем неверие, как раковая опухоль, стало распространяться на всё большие слои населения, пока наконец не охватило значительную часть народа. Вы можете возразить, что среди простых людей было много верующих. Да, это так, но в то же время красноармейцы, которые в основном были из простого народа, совершали страшные зверства над духовенством, разрушали храмы, кощунствовали. Что-то ведь предварило их отпадение от Бога! Ведь не мог человек, который с благоговением исповедовался и причащался, в одно мгновение перемениться так резко, чтобы кощунственно сказать священнику: «Сейчас я тебя причащу», и выстрелить ему в рот из нагана. Не мог человек мгновенно превратиться из искренно верующего в какое-то воплощение демона. Безразличие и душевная холодность стали постоянными спутниками человека, хотя он и продолжал именовать себя христианином. Еще в конце XIX века святитель Феофан Затворник писал в одном из своих писем, что по церковным канонам нужно было бы отлучить от Церкви половину Москвы. Можно думать, что приблизительно так происходило отпадение от веры и в другие исторические времена. Человек мог отречься от истины только в том случае, если он потерял к ней любовь, стал безразличным.

Некоторые люди оправдывают свое безразличие к вопросам веры тем, что нужно быть кроткими и сохранять со всеми мир, но тем самым они подменяют кротость безразличием и равнодушием. Конечно, когда нам все безразлично и ничто не волнует, то мы можем сохранять некоторое спокойствие. Но нужно понимать, что такое состояние не имеет ничего общего с миром, о котором Христос сказал: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Мир Христов человек сохраняет и среди скорбей, и среди гонений и притеснений, и среди врагов. Этот мир является следствием нашего примирения с Богом. Какое примирение с Богом может быть у человека, который безразличен к Богу и готов ради сохранения душевного равновесия отступить от любой истины?

Именно оттого, что в России массы народа были к вере безразличны, случилось так, что малому числу злонамеренных людей удалось отвратить от Православия многочисленный народ и погубить огромную процветающую державу. Большинство людей, которые сохранили ревность и преданность Церкви, было просто уничтожено. Я думаю, что так было всегда. Во времена магометанского нашествия на Византию люди отрекались от веры по той же причине. Тогда многие христиане предпочли спокойную жизнь угнетению под игом исламистов и, выбрав материальное благополучие, приняли магометанство. И во времена отпадения Западной Церкви от Православия, и во времена, когда католики насаждали унию на Украине, безразличие было союзником неверия.

Мы должны всячески остерегаться этой страсти и не путать её с душевным миром. Никогда не нужно под предлогом душевного мира сохранять безразличие к вопросам, касающимся нашего спасения. Виноградник истинной веры, Церковь Христова, насажден в разных народах, но он же насажден и в сердце каждого из нас. Совершая дело своего спасения, занимаясь своей душой, то есть борясь со страстями и понуждая себя к исполнению заповедей, мы думаем, казалось бы, только о себе, о своем спасении. Мы поступаем как будто бы эгоистично, но тем самым мы возделываем Церковь Божию, приносим пользу Церкви. А тот, кто думает о Церкви, но ограничивается пустыми разговорами и ничего не делает, конечно же, не принесет пользы ни себе, ни другим православным христианам. Так мы можем истолковать эту притчу по отношению к каждому из нас и извлечь для себя практическую пользу. Аминь.

14 сентября 2003 года.

vn001

Источник: Сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

См. также: