Сегодня:

18 октября 2017 г.
( 5 октября ст.ст.)
среда.

Московские святители.

Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Пища с растительным маслом.

Мц. Харитины (304). Свтт. Петра , Алексия , Ионы , Макария , Филиппа , Иова , Ермогена , Тихона , Петра , Филарета , Иннокентия и Макария , Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия , еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины , кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 13-я по Пятидесятнице. О понуждении себя к христианской жизни

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Мф., 87 зач., 21:33–42

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Притча о винограднике

Господь наш Иисус Христос произнес притчу. Он чаще всего обращался к слушателям в приточной форме. Только с ближайшими учениками, в особенности перед Крестными страданиями и исходом из сего мира, Он говорил откровенно и просто. Люди же неподготовленные легче постигали истины и тайны Царствия Небесного в форме житейских примеров, понятных и принимаемых без труда, правдоподобных и разумных с точки зрения здравого смысла. Простая форма поучений не означает, что и смысл их также прост. Да, он прост так, как проста сама жизнь. Мы много в жизни делаем простого, но необходимого, без чего человек погибает: едим, спим, дышим воздухом, – все это как будто бы несложно, но без этой жизненной простоты и самой жизни не будет. В таком смысле можно сказать и о тайнах Царствия Небесного, открытых нам Спасителем: они просты и принимать их нужно так же просто, как мы принимаем естественные житейские истины. Однако поучения Господа возвышенны и исполнять их нам, немощным, трудно. Поэтому называть поучения простыми в смысле «примитивными» ни в коем случае нельзя. Пусть эта кажущаяся простота нас не обманывает. Ведь если кто-то произносит слова изощренные, лукавые, по выражению апостола Павла, – хитросплетенные, то это не значит, что он обязательно говорит правильно. Нас же эта загадочность, запутанность как будто бы убеждает в том, что человек говорит нечто умное, необыкновенное, сложное и уже потому правильное. Напротив, простота вызывает некоторое недоверие, смущение и человеку наивному, но считающему себя умным, представляется примитивностью, глупостью. Итак, будем внимательны к притчам Спасителя, чтобы нам, мнящим о себе, что мы умны, не оказаться на самом деле глупцами, чтобы за этой простотой увидеть возвышенные истины, необходимые для нашего спасения так же, как необходимы для телесной жизни дыхание или пища.

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (ст. 33). Под виноградником имеется в виду прежде всего Ветхозаветная Церковь, потому что притча была обращена к фарисеям, мнящим о себе, что они владеют этим духовным виноградником – Церковью. Но можно отнести это и к душе всякого человека. Крещением, Миропомазанием и другими Таинствами и обрядами Православной Церкви Господь создал в нашей душе виноградник. Мы должны были бы обрабатывать его, с тем чтобы плодами этого духовного виноградника отблагодарить его Хозяина, отплатить Ему за то, что Он доверил нам в нём трудиться (потому что виноградник не наша собственность, он дан нам в пользование).

«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (ст. 34–35). Господь в разные времена посылал Своих посланников – пророков и праведников к виноградарям, то есть к священникам, учителям иудейского народа, которые хотели сами пользоваться плодами виноградника, то есть наслаждаться теми преимуществами, которые дает власть над людьми и потому их не принимали. Они совершенно не думали отплатить за данный им виноградник духовными плодами, не желали воздать благодарность Богу, то есть заботились не о людской пользе, а о своей выгоде. Подобное тому, что произошло с иудейским народом как исторический факт, может случиться и с душой каждого из нас. Через каких-либо людей, в том числе и священников, а также различными жизненными ситуациями Господь призывает нас проявить свое христианство на деле. Допустим, обстоятельства требуют от нас проявления кротости, а мы гневаемся. Или священник, духовник, желая принести нам большую пользу, настраивает нас на какие-то труды – чтобы мы увеличили молитвенное правило или более строго соблюдали посты, а мы спорим, сопротивляемся. Когда мы сталкиваемся с обстоятельствами, требующими от нас проявления христианских добродетелей, мы часто или просто с презрением к этому относимся, или всячески своими доводами, лукавыми рассуждениями, как камнями, побиваем этих Божиих посланников, пришедших к нам в виде разных обстоятельств или в лице людей. Таким образом мы отвергаем Хозяина, то есть Господа, требующего от нас плодов.

«Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же» (ст. 36). Господь долготерпелив: видя нашу неисправность в чем-то, Он вновь и вновь предоставляет нам возможность показать свои добродетели – принести плоды, которые мы должны были бы, как верные Его слуги, Ему возвратить. Мы же, осуждая древних иудеев за лицемерие, себялюбие, отвержение Христа, на деле часто поступаем подобно им, вновь и вновь отвергая требования, которые Господь нам предъявляет. Как говорит Евангелие, «видим бревно в глазу брата своего, сучец же в глазу своем не видим» (см. Мф. 7:3–5). Получается (не хочу произносить этих страшных слов), что хотя словами мы не отрекаемся от Христа, но отрекаемся от христианства на деле – жизненного христианства, являясь христианами только по имени.

«Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (ст. 37–38). Конечно, эти слова относятся прежде всего к иудеям, которые отвергли Сына Божьего. Подобно тому, как эти слуги вывели сына своего хозяина из виноградника, иудеи вывели Спасителя за пределы Иерусалима и убили на Голгофе (сейчас Голгофа находится в самом Иерусалиме, в древности же это место было за стенами города). Однако и здесь мы можем провести параллель с собой. Отвергая все случаи, предоставляемые нам Промыслом Божиим, когда можно совершить христианскую добродетель, показать, что мы христиане на деле, а не только на словах, мы таким образом уподобляемся приточным виноградарям. В конце концов нашей душой овладевает такое безразличие, что мы не хотим ни думать о Господе, ни молиться Ему, не хотим «держать» Его в своей душе. Мы стараемся даже забыть о Нем, хотя и считаем себя верующими, – потому что воспоминание о Господе мешает нам жить свободно, мешает пользоваться земными благами. Пусть мы не совершаем такого тяжкого преступления – богоубийства, которое совершили древние иудеи, но в душе своей мы стараемся создать такой настрой, чтобы быть совершенно спокойными и чтобы совесть нас не мучила. А для этого нам необходимо забыть о Господе, и мы забываем о нём. Забываем не нечаянно, а, можно сказать, специально делаем всё, чтобы не думать о том, чем мы Ему обязаны и как должны Ему служить.

«И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (ст. 39–40) Господь Иисус Христос, как Бог, наказал иудеев: спустя сорок лет после Распятия римские войска уничтожили Иерусалим, разгромили иудейское государство. Евреи были рассеяны по всему миру, их богослужение прекратилось, его у них нет и по сей день. Так же Господь может и нас наказать и наказывает за наше нерадение, за упорное лукавое равнодушие. Наказывает тем, что отнимает имеющуюся у нас благодать, и в нашей душе воцаряется совершенная пустота.

«Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (ст. 41). Таинства, которые нам дарованы Православной Церковью и которые являются собственно основанием виноградника нашей души, отнимаются от нас, хотя и не до конца, перестают действовать. И Господь ждет уже от других людей, чтобы они принесли Ему достойные плоды. Пока человек живет, как говорит преподобный Серафим Саровский, благодать Святого Крещения даже помимо его воли вопиет к Богу, говоря: «Авва Отче, прости ему, не до конца прогневайся на его нераскаянность». Таким образом она взывает к милости Божией, чтобы любыми способами, «имиже веси судьбами», как сказано в молитве, Господь спас этого человека, иногда и скорбями.

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа и есть дивно в очах наших?» (ст. 42). Подобно древним иудеям, мы пренебрегаем тем, что является самым главным в жизни – тем краеугольным камнем, лежащим во главе угла, на котором стоят все стены, держащие душевный дом добродетелей. Мы же делаем основой своей жизни все что угодно, но только не Христа. Надо откровенно признаться, что в жизни большинства людей, даже, к сожалению, православных, религия занимает второстепенное место, составляя лишь малую часть их сознания и умонастроения. Мы живем по большей части земными заботами, земной, а не христианской любовью к своим близким, желанием устроиться не хуже других, иногда завистью, сребролюбием – вот на чем мы действительно созидаем свой душевный дом. На этом основана вся наша жизнь. Честно признаемся сами себе – когда мы думаем о Христе? Даже на утренней и вечерней молитве мы отвлекаемся на суетные помыслы, что же говорить об остальном времени дня? Разве что при сильных искушениях мы вдруг вспоминаем, что мы христиане, понимая: этот поступок совершить нельзя, эту грань перейти невозможно. Но если не произойдет ничего особенного, то мы проживем день так же, как и люди совершенно чуждые Христа. Только вечером, когда станем на молитву, опять вспомним о своей вере, да и то механически, и дай Бог, чтобы мы хоть несколько молитвенных слов произнесли искренне и они затронули наше сердце, вызвав некоторое умиление, покаяние. Наше состояние неправильно, ненормально, его и обличает Спаситель. Всё должно быть построено на христианстве. Мы должны на всё смотреть по-христиански, по-христиански одеваться, ложиться спать и вставать, есть и пить, обращаться с людьми, даже дышать. Я уже не говорю о добродетелях, об отношении к людям, о любви к Богу и ближнему. Все нужно делать по-христиански – и жить, и умирать. Убеждения и чувства истинного христианина пронизывают всю его жизнь и все освящают. Всегда и всюду, в малом и великом мы должны думать об угождении Христу. Самый простой способ для этого – непрестанное воспоминание всесвятейшего и сладчайшего имени Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Постоянно молясь, мы постоянно напоминаем себе о том, что мы христиане, что мы грешники, немощные и нуждаемся в Его помощи, и, таким образом, делаем хотя бы слабую попытку, некоторое усилие, чтобы приблизиться к тому состоянию, которое можно назвать свойственным истинному христианину. Нужно ставить во главу угла веру в Господа Иисуса Христа, а не что-то земное – семейное благополучие, личное счастье, плотские наслаждения. Конечно, не нужно думать, что если мы механически, без внимания будем постоянно повторять Иисусову молитву, то все вмиг изменится. Иисусова молитва не заменяет добродетели, а является средством для их стяжания. Заповедь о непрестанной молитве – это начальная заповедь, которая дает нам силу исполнить и все остальные.

Нужно понуждать себя не только к молитве, но и к тому, чтобы жить по Евангелию. Для этого нужно чаще читать Новый Завет, книги святых отцов, толкующих его, а в особенности – учиться применять в своей повседневной жизни нравственное учение Церкви, заключенное в Священном Писании и святоотеческом Предании. Не нужно думать, что христианство обязательно проявляется в чем-то великом или заключается в непрестанной молитве. Когда мы едем в автобусе и нас толкают, мы и на это должны реагировать по-христиански, а не как неверующие люди – грубостью, гневом; когда возникает неудовольствие в семье, и здесь нужно вести себя по-христиански. В автобусе ли, на вечеринке или обеде у своих друзей, в самом неподходящем, казалось бы, месте – везде и всюду во главу угла должен быть поставлен Христос. Во всех мелочах, которыми мы обычно пренебрегаем, не замечаем их и потому бесконечно грешим – во всем мы должны быть христианами. В своей повседневной и, как нам кажется, суетной жизни мы должны в каждое мгновение ставить во главу угла Господа Иисуса Христа и Его заповеди и на этом основывать свою жизнь. Иначе мы не имеем права называться христианами. В нашем представлении должно наступить какое-то великое испытание, в котором мы покажем себя христианами. А ты покажи себя христианином в то время, когда тебе в автобусе наступили на ногу, или когда ты пришел домой, а обед не приготовлен, тогда и в более серьезной и ответственной ситуации благодать Божия поможет тебе проявить христианские добродетели. Иначе, пренебрегая малыми, повседневными случаями и ища особенных, мы показываем свое лицемерие, лукавство и то, что на самом деле мы жить по-христиански не желаем. Быть может, в нашей жизни не будет никаких особенных испытаний, и дай Бог, чтоб не было (только самонадеянный и гордый человек желает скорбей и испытаний, здравомыслящий никогда не будет их искать). Так пройдет вся наша жизнь, и мы так и не увидим случая, когда нужно вести себя по-христиански. Не было, как нам кажется, у нас возможности показать, что мы верующие люди. Все это обличает наше безразличие к Господу Иисусу Христу, обличает то, что христианство в нашей жизни и сознании стоит на последнем месте.

Начнем с Иисусовой молитвы, начнем с понуждения себя ко всему, что требует Церковный Устав. Постепенно мы научимся следить за собой и увидим, что каждому христианину, самому обыкновенному человеку, с утра до вечера предоставлено обширное поприще, для того чтобы принести плоды Господу и показать людям, что он действительно христианин. Аминь.

6 сентября 1998 года.

vn001

Источник: Сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

См. также: