Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вопрос Архиерею. Ответы на вопросы за ноябрь 2016 года

На вопросы телезрителей и посетителей портала «Православие и современность» отвечает

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

?1. Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Лонгин! Обращаемся с просьбой о переносе окончания крестного хода и молебна на традиционное место у Троицкого собора. При молитве мы смотрим на храм, на купола, на кресты, а не на рекламу, а также защищены стенами храма от непогоды. Место проведения молебна у гостиницы «Словакия» подвержено сквозному ветру с реки Волга и приводит к простудным заболеваниям как прихожан, так и священнослужителей. Участники крестного хода.

2. Ваше Высокопреосвященство, Митрополит Лонгин! Не сочтите дерзостью просьбу, она продиктована заботой о наших любимых батюшках. Просим Вас молебен, завершающий крестный ход, вернуть на прежнее место к Троицкому собору. После крестного хода тяжело болеют священнослужители: кто переносит на ногах дома, а кто и в больнице. Разгоряченные движением, попадают они на холодный ветер с Волги, отсюда тяжелые простуды. И нам, немощным, легче молиться перед иконами Троицкого собора, а не перед рекламой речного вокзала.

(Постоянные участники крестного хода из Троицкого, Духосошественского собора,
Свято-Никольского монастыря, Казанской церкви и других приходов.)

— Уважаемые прихожане! Те, кто достаточно давно участвует в крестном ходе в Саратове в день Казанской иконы Божией Матери (в этом году он прошел в восьмой раз), знают, что раньше, действительно, мы служили молебен в ограде Троицкого собора. Слава Богу, в этом крестном ходе участвует много людей: в этом году их было около семи тысяч. Но дело в том, что в ограде собора помещается только духовенство и буквально пара сотен человек. И раньше после того, как в ограду Троицкого собора заходило возможное количество народа, ворота приходилось закрывать, и случались очень неприятные сцены: люди начинали давить друг на друга и на эти ворота. Те, кто сзади, еще не понимают, в чем дело, они хотят пройти вперед. Те, кто не вошел, обижаются, кричат, плачут… В конце концов, такие ситуации просто опасны. Ведь большое скопление людей (даже несмотря на то, что это люди верующие) функционирует по своим особым законам — «законам толпы». Поэтому молебен было решено проводить на площади у стен собора, где могут уместиться все участники крестного хода без давки.

Что касается гостиницы «Словакия» — прихожанам храмов Саратова хорошо бы почаще приводить себе на память то, что она стоит на месте Крестовоздвиженского женского монастыря, разрушенного богоборцами в 1930-е годы. Мы совершаем молебен практически на месте уничтоженного Никольского храма. Святые врата обители чудесным образом сохранились до сего дня, несмотря на то что сам монастырь был снесен. Поэтому вместо того, чтобы смотреть на рекламу, которая размещена вокруг, лучше просто опустить глаза вниз, вспомнить о монастыре, о его насельницах, репрессированных, расстрелянных. Помолиться о тех людях, которые были захоронены на территории обители, ведь буквально под нашими ногами — могилы наших сограждан: духовенства, монашествующих, попечителей монастыря. Поэтому это место должно быть памятным и значимым для верующих людей.

Что же касается разгоряченного духовенства, простуд, немощей… Надо все-таки помнить, что крестный ход — это труд, совершаемый ради Бога. Мы идем через весь город, почти семь километров, не в самых комфортных условиях: иногда в дождь, снег, слякоть, мимо машин, мимо той же рекламы…

Крестный ход — это в некоторой степени подвиг. И поэтому я хотел бы призвать верующих людей относиться к этому с духовным рассуждением, а не поддаваться помыслам, которые ничего общего с благочестием не имеют.

?Буду благодарна за разъяснение. Охраной или сопровождением крестного хода 4 ноября занимались, в том числе, мужчины в казачьей форме с нагайками в руках? У меня, грешной, собственно, вопрос по этим нагайкам. Они для кого? Учитывая, что эти люди занимались в основном сдерживанием участников крестного хода, не для них ли эти нагайки предназначались? Насколько это вообще правильно?

— Казаки — это не просто какое-то излишнее украшение нашего крестного хода. Их помощь всегда необходима, а в этом году была нужна особенно. Как вы знаете, 4 ноября, кроме крестного хода, в Саратове проводилось торжественное открытие пешеходной зоны, и большая часть сотрудников полиции была там. А крестный ход, как и любое массовое мероприятие, проводить без сопровождения достаточно сложно, потому что есть разные люди, возникают разные ситуации. Пускать крестный ход на самотек невозможно: те же «законы толпы», о которых я уже говорил, могут сыграть очень нехорошую шутку. И в данном случае казаки неплохо помогли полиции, за что я им очень благодарен.

Что касается нагаек — что ж, это некий устаревший антураж, который, честно скажу, мне тоже не нравится. И я бы с удовольствием благословил казаков эти нагайки оставить дома. Попробую на будущий год, хотя не знаю, послушают ли они меня.

?Здравствуйте, уважаемый Владыка! Жители села Клещевка Саратовского района убедительно просят Вас рассмотреть возможность строительства храма в нашем селе, так как не все жители села имеют возможность добраться до города Саратова и участвовать в богослужениях.

— Уважаемые жители села Клещевка! Все храмы, которые строятся у нас в епархии и в Русской Православной Церкви в целом, строятся иждивением и трудами самих прихожан. Если у людей есть желание участвовать в церковной жизни, епархия присылает священнослужителя, который помогает людям организоваться. Далеко не всегда в селах имеется возможность построить новый храм. Чаще всего удается приспособить для совершения богослужения какое-то другое помещение. Я сообщу о вашей просьбе благочинному соответствующего округа, и в ближайшее время мы начнем решать этот вопрос.

?Здравствуйте, уважаемый Владыка! Моя крестная живет в Сухуми, ей 87 лет. На праздники ходит в церковь. В 2013 году мы узнали, что абхазские священнослужители признаны Русской Православной Церковью раскольниками. В Россию крестная ездить не может. Подскажите, пожалуйста, как быть?

(Наталья)

— Уважаемая Наталья! Действительно, в Абхазии сложная церковная ситуация. В настоящее время чадам Русской Православной Церкви не благословляется ходить в Ново-Афонский монастырь, поскольку служащие там батюшки сейчас запрещены в священнослужении. В храмы Сухуми ходить можно.

?Здравствуйте, уважаемый Владыка Лонгин! У меня есть два вопроса. Как относиться к пророчествам святых ХХ века о том, что приход антихриста уже очень близок? Об этом говорили некоторые русские святые, например преподобный Лаврентий Черниговский. Недавно прославленный Грузинской Церковью святой Гавриил (Ургебадзе) говорил, что ему было видение о рождении антихриста. Все это очень пугает и вселяет в душу беспокойство.

Также хотелось бы спросить: допустимо ли для православного читать фантастику и фэнтези? Конечно, речь идет о том, что все эти произведения воспринимаются человеком исключительно как сказки, а не в оккультном ключе. Заранее спасибо за ответ!

(Михаил)

— Уважаемый Михаил! Если мы люди верующие, никаких страхов быть не должно. Древние христиане не боялись скорого второго пришествия Господа, а наоборот, ждали его и говорили: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20).

Времена и сроки кончины мира никто не знает, даже Ангелы небесные, по слову Священного Писания (см.: Мф. 24:36). На протяжении всей христианской истории было множество всевозможных пророчеств, которые порой изрекали даже люди очень высокой жизни, но до сего дня ни одно из них не сбылось. Поэтому я не могу Вам сказать, сбудется ли и когда то, что говорили преподобные Лаврентий и Гавриил. Но нам надо понимать, что конец света в любое время может настать как для каждого из нас, так и для всего мира. Господь в Евангелии постоянно напоминает нам об этом для того, чтобы мы всегда были к этому готовы: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42).

Поэтому нам, христианам, ни в коем случае не надо пугаться конца света и беспокоиться. Беспокоиться надо о своей собственной греховности, потому что, когда настанет день Господень, каждому из нас Господь воздаст по нашим делам. И пока у нас еще есть время (а сколько — знает один Бог!), надо каяться и исправляться, надо стараться жить по-христиански.

Что касается фантастики и фэнтези… Я не знаю, уважаемый Михаил, сколько Вам лет. В молодом возрасте, наверное, можно читать, ничего страшного в этом нет. Честно говоря, я в юности читал фантастику, и достаточно много, хотя сейчас я, конечно, не стал бы читать ничего подобного. Что касается фэнтези — тут необходимо различение, поскольку есть и откровенно оккультные, а есть и до некоторой степени христианские произведения. Подходите к этому с рассуждением. Однако, я думаю, что любые фантазии — это то, что отвлекает человека от жизни, от действительности и, в отличие от обычной художественной классической литературы, крайне редко назидает. Даже в неплохих произведениях жанра фэнтези, там, где, казалось бы, можно найти некую назидательность, она все равно перемешана с большим количеством неполезных, а порой и откровенно вредных вещей. Поэтому, если Вы человек зрелый, лучше этим не увлекаться.

vn001

Источник: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.

См. также: