Сегодня:

25 мая 2018 г.
( 12 мая ст.ст.)
пятница.

Святитель Ермоген, патриарх Московский.

Седмица 7-я по Пасхе.
Глас 6.

Разрешается рыба.

Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Сияние Пасхи: Слово 53. О Божественном учении

В среду 4-й седмицы по Пасхе
(по Евангельскому чтению)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня…
(Ин. 7:16)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Христос проповедует в Храме

В точности неизвестно, в какой день прибыл Господь наш Иисус Христос в Иерусалим на празднование праздника кущей, но как свидетельствует прочитанное нами сегодня Святое Евангелие (см. Ин. 7:14-30), в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. Праздник поставления кущей продолжался семь дней, значит, в храме Иисус Христос проповедовал на четвертый день. В прошлом году Спаситель приходил в Иерусалимский храм как простой богомолец. И тогда Он обращался к народу со словом, но проповедь Спасителя была вызвана спором с иудеями, в который Ему пришлось вступить. Теперь положение изменилось. Иисуса Христа знали, о Нем говорили, за Ним ходили толпы людей, удивлявшиеся совершаемым Им чудесам. И вот Господь входит в храм как Божественный Учитель, Который призван принести избранному народу истинное учение.

Евангелист Иоанн Богослов повествует о том, что Спаситель учил в храме, но ничего не говорит о том, кого Он учил, были ли среди слушателей Господа те, кто желал слышать его. Вероятно, Господь наш Иисус Христос говорит что-то важное для иудейского народа, при этом показывая блестящие знания Священного Писания. Люди удивлялись, но тут же с недоверием вопрошали: как Он знает Писания, не учившись? Этот вопрос свидетельствует очень о многом. И прежде всего о том, что слушатели Господа не хотели и не могли воспринимать Его как Сына Божия, Который послан в мир Отцом Небесным. Они слушали Его как Человека и потому поражались Его познаниям в законе Божием и священных книгах. Но при всем удивлении и признании необыкновенности Проповедника, злобы и ненависти к Нему в сердце своем они не оставили. Почему? Потому, что слушали, но не слышали! Нет, не слова Господа их задевали, не преподаваемое Им учение, а то, — откуда же Он знает Священное Писание. Ведь вот они — и столько учились, и множество книг перечитали, и все обычаи соблюдают, а не могут так цитировать священные книги, как какой-то сын плотника из Назарета. По зависти книжники и фарисеи тут же делали вывод: раз знания Его совершенны, а выучиться им Христос не мог, то сила Его убеждения дана нечистым духом, и, значит, такого Проповедника следует изгнать из храма и убить. Нечего Ему соблазнять и искушать народ!

Последовавшая далее речь Господа несет особый смысл и обращена к каждому из нас, потому что в ней раскрывается Божественное происхождение как Самого Господа нашего Иисуса Христа, так и Его учения. Господь говорит: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Что значат эти слова? Воспринять учение Христово можно лишь тому, кто творит волю Божию. А воля эта заключается в отвержении от всего злого, от ненависти и зависти. Бог не учит людей совершать беззакония. Отец Небесный любит всех нас и ждет ответной любви, которая проявляется в делах добра, милосердия, сострадания. Если же сердце затуманено злобой, если душа сгорает от зависти, где уж тут вникать и углубляться в Священное Писание и заключенные в нем пророчества? А ведь пророки Ветхого Завета изображают Мессию не противником Бога, а Исполнителем Божественной воли, говорящим и делающим лишь то, что угодно Творцу.

Господь наш Иисус Христос пытается развеять недоумение слушателей тем, что говорит, что знания Его от Того, Кто послал Его — от Бога Отца. При этом Спаситель умаляет Себя, не ищет славы Себе. Его учение истинно, потому что несет славу Божию. И это может понять каждый, кто будет выполнять волю Божию и без предубеждения вникать в преподаваемое учение. Впрочем, эти люди просто не хотят творить Божественную волю, они живут по своему разумению, предпочитая свою волю и собственное тщеславие. Вот почему Господь справедливо обличает книжников и фарисеев: не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Спаситель обращается к вождям иудейским, хорошо понимая их лицемерие. Но народ, не знающий еще о замыслах своих начальников, которые давно уже задумали погубить Христа, принимает последние слова на свой счет и, естественно, обижается — кому же хочется прослыть убийцей? И из толпы слышатся голоса: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

О чем говорил Господь в храме? Евангелист Иоанн не повествует о том подробно, хотя из последующего текста понятно, что Спаситель в Своей речи, между прочим, упомянул об исцелении в субботу больного. Иисус Христос и ранее поучал, что добрые, угодные Богу дела можно совершать и в священный для иудеев день отдыха. Повторил то же и теперь, приведя яркий пример — обычай обрезания, который иудеи совершают по числу дней, не пропуская субботы: если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? И в заключение речи Своей Господь призвал судить о законе не по букве его, а по духу, потому что только такой суд можно признать праведным: не судите по наружности, но судите судом праведным.

В Священном Писании значимо каждое слово, и по одному только слову можно сделать важный вывод. Слушая, как Господь обличает законников, некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

Жители Иерусалима, которые могли знать о намерениях врагов Спасителя, естественно, удивлялись, как же начальники разрешают Ему так открыто проповедовать в храме? Привыкшие подчиняться чужой воле, эти люди, которые удостоились стать живыми свидетелями необыкновенных чудес, совершаемых Господом, все-таки в выводах своих не были самостоятельны, а уповали на развращенных начальников. Между тем разве не чудо то, что совершается на их глазах в Иерусалимском храме? Ведь все эти люди так жаждали разделаться с Иисусом Христом, изобличить и погубить Его. Они так неистовствовали в своей злобе! Но вот Господь пришел, Он среди них, фактически Он — в их руках! Почему же враги Христа не спешат схватить и убить Его? Почему не возражают Ему, даже когда Господь говорит с дерзновением? Ведь просто человек не способен был бы своими силами укротить неистовство разбушевавшейся толпы? То есть такое мог сделать лишь Сын Божий, Который есть Сам Бог!

Размышления о том, подлинно ли Он Христос, и выводы о Его происхождении дошли до Господа. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Мысль, содержащаяся в этом упреке, такова. Люди, дерзающие рассуждать о происхождении Господа, воспринимающие Его как жителя Назарета и сына Иосифа, на самом деле не понимают истины. Потому что Господь не Сам возомнил Себя Сыном Божиим, но послан Отцом Небесным. От Бога Отца Иисус Христос получил и все полномочия. Но, к сожалению, иудеи не знают Бога, Пославшего Его, значит, не могут знать ничего и о Сыне Божием. Жители Иерусалима, считавшие себя не только законопослушными гражданами, но и глубоко верующими людьми, весьма оскорбились таким утверждением Господа и искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его. В простых и смиренных строках Святого Евангелия, тем не менее, ярко проступает Божественная сила Иисуса Христа. Та сила, которая успокоила неистовство толпы и удержала людей от бесчинств в храме. Та сила, которая, несмотря на страстное желание убить, отомстить, не позволила даже прикоснуться к Господу. Та сила, которая еще и еще раз в видимом умалении Сына Божия возвеличивает Пославшего Его Небесного Отца.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Господе нашем Иисусе Христе все проявляется в высшей степени. Он говорит: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня. Не Себе пришел Господь искать славы, а Отцу Своему. Не Свою проповедует волю, а волю Отца Небесного. И весь земной путь Господа пронизан величайшим смирением, которому нам просто необходимо учиться. Если Сам Господь во всем уничижал Себя, чтобы показать Бога Отца во всем величии и славе, то как мы, грешные и неправедные, можем еще что-то помышлять о своем пути и своих дарованиях. Да нет у нас ничего своего! А то, что имеем, попущено Господом, ниспослано по величайшей Божией милости. Так как же после этого тщеславиться, как возноситься и искать земной славы?! Преподобный Нил Синайский поучает: «Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу».

Будем же готовы, по словам аввы Иоанна Колова, повергнуть себя перед Господом в разуме и повиноваться заповедям Божиим в смиренномудрии, чтобы сподобиться через это благодатной Божественной любви. Аминь.

Христос воскресе!

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Сияние Пасхи.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2010 г.

См. также: