Сегодня:

15 декабря 2018 г.
( 2 декабря ст.ст.)
суббота.

Святой пророк Аввакум.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Разрешается рыба.

Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия , затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса.


Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13. Лк., 67 зач., XII, 32-40.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Сияние Пасхи: Слово 103. О поминовении усопших

В Троицкую родительскую субботу

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола
упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!
Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих и всех
от века скончавшихся православных христиан
в месте светле, в месте злачне, в месте покойне,
отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание…

(Молитва на заупокойной литии)

У Бога все живы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В этот день, накануне праздника Святой Троицы, Церковь Христова постановила особо поминать всех от века усопших православных христиан. За светлыми пасхальными торжествами не должно было печалиться о поминовении усопших, дабы не умалить радость великого праздника. Хотя Святая Церковь все это время ни на минуту не забывала верных чад своих, от века почивших. За каждым Богослужением звучали молитвы об упокоении душ усопших православных христиан. Все вместе пережили мы и Радоницу, веруя, что пасхальная радость озарила несказанным светом души почивших наших дорогих и близких.

Но сегодня Святая Церковь сугубо призывает всех нас совершить моление за усопших. Для чего это нужно и почему мы это делаем? Из этой жизни мы ничего не возьмем, как не взяли с собой усопшие, — только свою душу. И вот уже здесь, на земле, человек предвкушает либо райское блаженство, либо геенну огненную. Если христианин живет по заповедям Божиим, они для него становятся совершенно естественными, являясь настоятельной потребностью для его души. Тогда всякий грех, если и совершается, омрачает душу человеческую, не дает ей жить спокойно, мучает её. Естественно, такой человек никогда с грехом жить не станет, он будет его оплакивать, будет сокрушаться, стремиться к Таинствам исповеди и Причащения, которыми возможно убелить и очистить душу. При этом ещё в земной жизни верующая душа сподобится пребывать в райском наслаждении и постоянном духовном видении Господа. И когда такой человек умирает, он уходит в вечность с подлинным, нетленным духовным богатством, с сокровищем, которое уже ничто не уничтожит и никто не отнимет.

Если же человек отказывается от общения с Богом и для него «естественной потребностью» становится удовлетворение греховных страстей, то в этом случае покой он испытывает только тогда, когда удовлетворяет свои страсти. Причем покой этот тоже призрачный, мимолетный. Ненасытная во грехе душа требует все большего и большего. Некоторое успокоение приходит при удовлетворении похотей и дурных привычек. Но потом все повторяется снова с еще большей страстью и силой. Поэтому душа грешника уже здесь, на земле, пылает настоящим адским огнем. Нет ей радости, нет спокойствия, нет духовного наслаждения! Как мучается человек, который подвержен какой-то страсти. Ни о каком покое его не может быть и речи. Всё ему не мило, всё не нужно до поры, пока не произойдет временное насыщение ненасытного греховного естества. И если мы посмотрим внимательно, то увидим, что страсть начинает главенствовать в душе, порабощать человека, подминать его под себя.

Нелегко вырваться из греховных сетей. Это настоящая борьба. Несчастный грешник неимоверно страдает, сам лишает себя душевного покоя, лишает небожительства. Ведь когда человек умирает, бессмертная душа переходит в другое бытие, но не изменяется, остается точно такой же. И в загробном мире сохраняются все желания и привычки. Но в ином мире не будет возможности дальнейшего удовлетворения своих страстей и пороков! В один момент у человека ничего не останется! Только палящая совесть станет непрестанно обличать его в том, что он сам предпочел спасению греховную жизнь. Не захотел ни в храм ходить, ни постов соблюдать, ни молиться. И исповедовался лишь бы как, словно бы «галочку» ставил. Не подвизался в духовной жизни, не уделял внимания душе своей, с прохладцей смотрел на грехи, себя во всем оправдывал, а других осуждал. Вот с чем уйдет грешный человек в вечность, уйдет туда, где самому ничего уже невозможно изменить. И душа его примет такие страдания от этого адского огня, каких ни одна человеческая плоть ни секунды не выдержит.

Всем нам, братья и сестры, должно об этом помнить и знать именно сейчас. Потому что мы, живущие, еще многое можем изменить, как в своей жизни, так и в отношении усопших, души которых, еще раз повторю, остаются точно такими, как при жизни, и нуждаются в нашей помощи. Пока не пришел во Втором пришествии Господь наш Иисус Христос и не свершился окончательный Страшный Суд, есть еще время не только о своей душе подумать, но и помочь душам усопших, молясь о них.

В земной жизни любой человек, который хоть раз приходил с верою в храм Божий и молился, не мог не почувствовать благоприятное действие молитв Святой Церкви. А человек, опытный в духовной жизни, знает, как Господь отзывается на наши молитвы. И исцеления бывают, и утешения, и многие сложные ситуации выравниваются для пользы верующего человека. Всё мы это знаем. Так вот и после смерти — для усопших — возможно то же самое, та же помощь и благодать, по молитвам близких людей и Святой Церкви. Те же самые молитвы, но заупокойные, в которых мы просим, чтобы уже после смерти Господь простил умершим людям согрешения их вольные и невольные.

Для усопших огромное значение имеют и молитвы об их упокоении, и милостыня, творимая за них.

Очень много можем мы сделать для почивших родных и близких. Чем сильнее наша любовь к усопшим, тем больше мы должны стремиться облегчить их участь. Чем усерднее будет наша молитва пред Богом за усопших, тем более мы почувствуем, что они воистину живы и разделяет нас совсем немногое.

Сколько времени нам требуется, чтобы прожить свою жизнь на земле? Совсем мало. Годы летят так стремительно! Каждый год приближает нас к иной жизни — за гробом. Вот почему любящий своих усопших человек, чем больше молится за них, тем больше чувствует состояние их душ. И потому им явно ощущается то, что при поминовении почившего праведника его душа радуется и ликует. Для живых в его смерти нет скорби, но есть утешение, что дорогой и любимый человек обрел душевный покой и радость.

Но бывает и наоборот, когда человек, стоя у гроба, испытывает огромную скорбь и теснение душевное. Нет ничего, кроме грусти и отчаяния невосполнимой потери. В этом случае духовными очами можно увидеть, что душа умершего грешника безмолвно взывает к нам, просит о помощи, молит, чтобы мы не уходили в свою скорбь, но чтобы не поленились потрудиться, сотворив дела любви за неё, чтобы, скорбящая и стонущая от совершенных беззаконий, она обрела утешение и прощение грехов уже после смерти.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Любовь — огромная сила. Любовь способна творить чудеса. Как мы знаем, и в этой жизни, когда молимся мы за болящего человека, который имеет грехи, — если в сострадании ему, молитве и делах милосердия за него, явим мы пред Богом свою любовь к нему, — Господь всегда прощает, поднимает страждущего с одра болезни. Точно так же и после смерти. Ведь у усопших такие же живые души, как у нас с вами. И по нашим молитвам, по делам любви и милосердия, за них содеянные, Господь может извлечь их из геенны огненной, из огня адского и они могут обрести покой. Главное, чтобы мы умели просить, чтобы прошения исходили от нашего искреннего сердца, по любви, с состраданием и искренностью, — тогда будут они Господом услышаны и приняты. А усопшие будут благодарны нам за все труды, содеянные в их память, в заботе об упокоении их душ.

Человек, молящийся за ближних своих, уже покинувших этот мир, наверняка уходит из храма умиротворенным, имея в душе надежду, что поминовения его услышаны. Он лелеет надежду на встречу с дорогими усопшими людьми, веря во всеобщее воскресение и вечное блаженное житие в Царстве Господа нашего Иисуса Христа.

Будем же неустанно просить у Бога оставление грехов усопшим, надеясь, что сподобимся вечного общения с любимыми людьми, уже покинувшими этот грешный мир, но вновь обретенными нами в будущей жизни нескончаемого Царства Небесного. И дай Бог, братья и сестры, чтобы то драгоценное время, которое уже более никогда не возвратится, было употреблено нами на пользу и для спасения, в утешение, в радость, в духовное совершенствование, в оставление грехов и жизнь вечную за веру нашу, за молитвенные поминовения, за все добрые дела и подвиги, творимые не только за себя, но и за усопших.

Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Сияние Пасхи.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2010 г.