Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери

В этот день в Москве, в далеком 1648 году, торжественно встречали образ Иверской иконы Божией Матери, написанный афонскими иноками и привезенный в дар со Святой Горы Афон. С тех пор благая Вратарница хранит нашу страну, ограждает от бурных волн зла, стремящихся погубить бесценные людские души. Она заботится и печется о том, чтобы сохранилась любовь в нас, чтобы укрепилась вера, чтобы не угасла молитва…

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!
 
Божия Матерь Иверская

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.

В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля). Празднование Фев. 12; Окт. 13 и во вторник Светлой седмицы

Проповедь за Литургией на праздник Иверской иконы Божией Матери

Протоиерей Артемий Владимиров

Вся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице — древнейшей иконе Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на Афоне. А именно в нынешний день благодарная Россия приняла в XVII веке освященный список этого древнего образа, по желанию святейшего патриарха Никона, после чего установленная в нарочито отстроенной часовне, эта икона стала истинной Вратарницей, истинной Хозяйкой стольного царствующего града Москвы.

И всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то припеваем: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!» Особенно понятны сегодня эти слова нам грешным, ибо все пространнее и шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по ослеплению, по действию лукавого, по обольщению, следует этим путем, вводящим в пагубу. Со дня на день умножаются соблазны, увеличивается их губительная сила, и многие от рождения так и не видят Солнца своей жизни — Господа Иисуса Христа. Как рабы, обрекают себя, по вине родителей, служению греху и самому князю тьмы. Все более узким становится путь, ведущий ко спасению, т. е. все больше требует он решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу.

Но нет воли Небесного Отца, дабы погиб и единый из малых сих, верующих в Него. Вот почему Царица Небесная, Мария Богородица, не оскудевает в своем невидимом предстательстве за род наш, но денно-нощно подвизается, дабы чада Церкви Христовой не заблудили от пути спасительного. Просвещает, наставляет и укрепляет на этом узком пути непорочной православной веры, евангельского самоотвержения, покаяния и нелицемерной любви. Вот почему нам подобает всемерно чтить Вратарницу, Пречистую Деву Марию, почитая Ее икону Иверскую. Она утверждает нас на избранной дороге служения Господу, свидетельствуя о том, каков этот путь, и что потребно тому, кто желает по нему истинно шествовать.

Матерь Божия, держа на руках Царя Славы, Господа Иисуса Христа, своим перстом указывает, что именно в Нем спасение. Веря в него, как в Бога воплотившегося, оживает человеческая душа. Тот, кто, хотя бы и в малом, повредит эту евангельскую церковную святоотеческую веру — вовеки погибает, лишаясь живительной благодати Божией. Напротив, тот, кто содержит эту веру в непорочности, хотя бы был и немощен, и грешен, но если с покаянием воздыхает пред Богом, указуя на веру свою правую — получит от Господа благодатную помощь, силу, избавление от рабства страстям.

В век, когда умножаются беззакония, оскудевает любовь, христиане с головы до ног поражены страшной язвой высокоумия, соединенного с ним жестокосердия, полагают, что угождают Богу, однако, не имеют ни теплоты, ни снисхождения, ни сострадания, ни терпимости, ни великодушия, ни снисходительности, ни жалости, но, словно звери, уязвляют друг друга осуждающими помыслами, грешными колкими словами, легко отчуждаются друг от друга, поддаваясь ухищрениям диавола.

Пресвятая Богородица никого не уничижает, никого не осуждает, ни над кем не превозносится, не имеет диавольского сорадования злу, неправде, но печалится о всем недолжном и молится о всем должном. И тот, кто облекается в эту ризу долготерпения, сострадания, хотя бы не на словах, но в глубине души не оставлял усилия к сопереживанию, сорадованию с ближним, скорбел о грехах и немощах, общих всем нам, тот очевидно не сбился с пути. Но тот, кто затаил в сердце хотя бы и не желая того неприязнь, отчуждение, испытывает леденящий холод к людям, легко огорчается, соблазняется, отвращается от людей, считает, что не имеет сил носить их беззакония, не желает терпеть их немощи таковой в опасном положении, близок к тому, что вечная тьма обымет его и совершенно сокроет от него свет Царства Божия.

Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу, путь исцеления души, есть непрестанная молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, дабы Он не закрыл пред нами врата Своего Царствия прежде исхода нашего из земной временной жизни.

Меньше должно сегодня христианам думать, погружаться т. е. в воспоминания, или отдаваться мечтаниям, но гораздо надежнее, отбросив бесполезные помыслы, пребывая с которыми мы поддаемся духу уныния и печали, не мудрствуя лукаво, стучать в дверь милосердия Господня, в качестве ключа от этой двери используя Имя Христово, призываемое с верою, покаянием и надеждою на помощь свыше.

Так сохранять себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь с благоговением относиться к людям, почитая для себя потерянным тот день, в который мы когонибудь огорчили, уязвили, поранили чьето самолюбие, но, напротив, предпочитая быть обидимыми, нежели обижать, гонимыми, нежели гнать, осуждаемыми, нежели осуждать, скоро привлечем на душу милость Пресвятой Богородицы, а Ее всемощным ходатайством — и благоволение к нам и Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа.

«В немногих словах, — говорит ветхозаветный пророк, — совершается спасение наше.» Оно просто и доступно имеющим разум. Спасение это заключается в том, чтобы сердцем — право веровать в Господа Вседержителя, устами — исповедывать тайну Боговоплощения, делами — свидетельствовать нашу веру, веру, которая живится лишь, меряется, верной любовью к ближнему.

Матерь Божия помогает нам, братья и сестры, созерцать, содержать умом и сердцем эти спасительные истины. Не только соглашаться с ними умом, но и самой жизнью исповедывать их так, чтобы благодать Господня не оказалась бездейственной в нашем сердце, но со дня на день помогала нам меняться от худшего к лучшему и таким образом исполняться той радости, которая ждет всякого бескорыстно трудящегося на стезе покаяния, молитвы, любви к людям и Богоугождения.

Пресвятая Богородице, спасай нас!

26 октября 2000 г.

Иверской иконе Пресвятой Богородицы тропарь, глас 1:

Дерзость ненавидящих образ Господень / и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, / и посланнии безчеловечно вдовицу, / благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют, / но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: / слава Тебе, Чистая, / яко непроходимое море плещи своя подаде, / слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
 

Иной тропарь, глас 1:

От святыя иконы Твоея, / о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней. / Тако и мою немощь посети, / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
 

Кондак, глас 8:

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, / от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, / но явилася есть хранительница Афона / и вратарница обители Иверския, враги устрашающая / и в православней Российстей стране / чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
 

Иной кондак, глас 4:

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоея, / обоя весело торжествующе вопием: / сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.
 

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем, с верою притекающим.
 
vn001