Сегодня:

19 октября 2018 г.
( 6 октября ст.ст.)
пятница.

Фома апостол.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - Кол., 253 зач., II, 1-7. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 65 зач., XX, 19-31.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Поклонение честным веригам св. и всехвального апостола Петра. Поучение 2-ое

(О страдании праведников).

Протоиерей Григорий Дьяченко

Честные вериги св. апостола Петра

I.Нынешний праздник напоминает нам о том, как страдал в веригах, т. е. в узах, в темничном заключении св. первоверховный апостол, страдал за св. веру.

II.Зачем спрашивается, страдать тем, которые столько любили Господа своего, и к которым без сомнения был близок Господь с Своими милостями? «Отчего путь угождающих Господу усеян скорбями различными?»

Может ли быть, чтобы свет и тьма жили в дружбе? Нет! Свет утренний гонит тьму ночи; мрак приближающейся ночи гонит свет дневный. Точно так мир ненавидит праведных, потому что дела их, их свойства, их стремления противоположны, как свет и тьма. Для мира укор – самая жизнь праведника. Пусть праведник, по обету смирения, не говорит ни слова миру о делах его темных; пусть, по обету любви, употребляет он все, чтобы сохранить мир со всеми: быть не может, чтобы мир остался навсегда доволен праведником. Мир «возненавиде» их, «яко не суть от мира» (Ин. 17: 14), говорит небесная Истина о любезных учениках Своих. Мир ненавидит учеников Божиих, по тому самому, что они ни почему не принадлежат, или не хотят принадлежать миру. Так, страдания неизбежны для праведника в мире, пока существует сей мир грешный. «Вси хотящии жити благочестно гоними будут (2Тим. 3: 12).

Тем не менее больно сердцу терпеть неприятное. Жизнь любит жить, а не страдать. Если и все в мире страдает, если и вещественная природа испытывает землетрясения, наводнения, бури: от того не легче сердцу. «Где правда Божия, которая, без сомнения, не хочет допускать, чтобы страдала невинность?»

а) Этой тайны не разрешила языческая мудрость, но разрешает учение христианское и – к полному утешению сердца. «Терпи охотно, потому что страдание – плод греха нашего». В самом деле, когда вошли в мир болезни, нужды, печали? Вслед за грехом. Смерть – оброк греха. Смерти не сотворил Господь Бог; Он сотворил жизнь, Он сотворил все в лучшем порядке, чтобы все наслаждалось жизнию. Итак, правда Божия – права в путях своих. Остается праведнику быть внимательным, чтобы оправдать себя. Как же оправдает он себя? Какой праведник может признать себя неповинным пред строгою правдою Божиею? Ах! только один был такой Праведник, – это Тот, Который принял на Себя неправды всех человек, Который «изъязвлен был за грехи наши и измучен за беззакония наши» (Исаия 53: 5). Иначе: все мы – грешники, начиная с Адама, пока только странствуем по земле. Иначе: праведники только на небе, но не на земле. Кто похвалится иметь чистое сердце перед Господом? (Иов. 14: 4). Если бы кто и стал говорить, «яко греха не имам»: о том со всею уверенностию надлежало бы сказать: себя прельщает, истины нет в нем (1Ин. 1: 8). И праведник падает седмижды на день (Притч. 24: 16). Сыны Божии, начинающие предвкушать благодатную свободу духа, откровенно признаются в немощах своих; они до гроба вздыхают об избавлении от докучливой плоти и до гроба молятся о прощении грехов (Рим. 7: 15–20). Между тем в новый Иерусалим не войдет никакая скверна (Апок. 21: 27). Туда допустят только тех, которые явятся в одеждах белых чистоты и невинности (Апок. 3: 18), в брачном одеянии святыни (Мф. 22: 12, 13). Вот почему праведники и тогда, как, казалось бы, уже преуспели в любви к Господу, поражаются скорбями! Правда Божия здесь наказывает в них слабости и немощи, чтобы там явились они свободно к ее престолу для получения венцов. «Судими от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11: 32), говорят они сами.

б) Далее, праведники, по допущению промысла Божия, страдают для того, чтобы предохранить их от привязанности к миру. Если и тогда, как мир наделяет всех нас горестями, мы все более или менее любим мир; если и тогда, как земля колет нас терниями и волчцами, мы, более или менее, льнем к земле: что было бы с нами тогда, как земля и мир не отталкивали бы нас от себя? Как пользуются благами земными, сколько делают употребления из них для своего спасения? Бог дает тебе богатство, изобилие течет к тебе рекою. Обращаешься ли ты с благодарностью к Тому, Кто ниспосылает тебе счастие? Чувствуешь ли, как милостив Он к тебе не по делам твоим? Бедный богач! Богатство наполнило собою душу твою и – вот не стало ни времени, ни расположения для благодарных молитв, для благодарного служения Господу. Но если уже забывают Бога, Котораго не видят, по крайней мере, помнят ли, знают ли ближняго, которого видят, уделяют ли охотною душею из достатков нищему, готовому умереть от голода? Нет, – и того нет. Горького бедняка наделяют только наставлением – трудись и не будешь беден, или провожают уверением, о котором так худо помнят сами: «Бог даст». О, Боже мой! Какой нужен гром гнева Твоего, чтобы образумить безсмысленныя сердца наши! «Како не удобь имущии богатство в царствие Божие внидут (Мф. 19: 23). Точно то же бывает у людей со всяким земным даром, с честию, с властию, с знатностию. «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Обилие счастия разслабляет самую боголюбивую душу, обращается ей во вред, как пшенице – слишком тучная почва, как воде – непрерывный покой. Окруженный покоем внешним и праведник может по временам думать, будто свободен от опасностей душевного спасения, может предаться беззаботному покою и говорить в обилии своем: «не подвижуся во век» (Псал. 29: 7); а между тем грех тогда-то свободно и войдет в душу его когда так мало думают о нем. Заботы о многом для того, кто владеет многим, если и не отвлекут праведника совершенно от единого на потребу (Лк. 10: 42): по крайней мере, будут делить сердце его между миром и Богом, будут мало по малу ослаблять любовь к Тому, Кого надлежало бы любить всею душею, всем сердцем.

в) Премудрый Врач небесный посылает бедствия тогда, когда приспевает время им, и в той мере, в какой могут принесть пользу. Оставленные миром, униженные людьми, мы невольно начинаем чувствовать, как напрасно мы искали всего у мира и забывали Бога, не забывающаго верных Своих; невольно смиряемся – дотоле гордые и самоуверенные; невольно сокрушаемся о грехах – дотоле невидевшие и нечувствовавшие беззаконий своих; Испытал на себе сию истину тот, кто благодарно взывал пред Господом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приемлет венец жизни» (Иак. 1: 12). «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем», говорит Верный и Истинный.

III.Итак, братия, если сияет для нас счастие: будем мужественны, чтобы не обольститься обманчивым блеском его и не слабеть в добре от соблазнительной теплоты его, «со страхом содевая спасение свое» (Фил. 2: 12); будем помнить, что земля – не место покоя, а болезней и труда для вечности: не будет алкать и жаждать земного покоя, земного счастия: покой на земле нам не приличен, он вреден нам. Если же посетят нас скорби: не будем малодушествовать. Примем с покорностию, если не с радостию, наказание отца небеснаго, как знак того, что мы Ему принадлежим, как знак призывания к исправлению от грехов наших, как знак побуждения к преуспеянию в любви совершенной и чистой. Путем скорбей достиг царствия ублажаемый ныне апостол; тем же путем, при помощи молитв его, достигнем и мы того же, и будем вечно в радости и веселии славить со всеми святыми всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

(Сост по «Слов., бесед. и реч.» Филарета, архиеп. черниговск.).

vn001

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах. – Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. – М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.