Сегодня:

25 мая 2018 г.
( 12 мая ст.ст.)
пятница.

Святитель Ермоген, патриарх Московский.

Седмица 7-я по Пасхе.
Глас 6.

Разрешается рыба.

Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Преподобный Макарий Египетский

(О молитве за умерших).

Протоиерей Григорий Дьяченко

Преподобный Макарий Египетский

I.В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преп. Макария египетскаго, жившаго в IV веке по Р. Хр.

Однажды, ходя по пустыне, преп. Макарий увидел на земле сухой человеческий череп. Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук. – Чей ты череп? вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: – я был начальником всех здесь обитавших жрецов; а ты – авва Макарий – исполненный духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду. – Какая же бывает вам отрада и какая мука? – вопросил старец. – Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, отвечал со стенанием череп; и мы не можем видеть друг друта. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду. Слыша это, старец прослезился и сказал: несчастен тот день, в который человек преступил заповедь Божию. Потом опять спросил: – есть ли у вас и другия, большия муки? Из черепа послышался голос: другие находятся еще глубже под нами. – Кто же это? опять спросил старец. – Мы, не познавшие Бога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, продолжал голос из черепа; а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его заповедей, те под нами испытывают еще тягчайшия, несказанныя муки. Святой старец после того закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумьи.

II.Скажем по поводу сего несколько слов о молитве за умерших.

а) Моление за усопших издревле существовало и существует в церкви, не как торжественно возвещенный, существенный член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами. Приведем на сие некоторыя свидетельства.

«Благодать даяния», пишет сын Сирахов, «пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбраны благодати». Что значит здесь «благодать даяния»? Если это дар алтарю, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», очевидно значат: принеси жертву по усопшем, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочет признать более вероятным, что «благодать даяния» значит благотворение бедному, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», будут значить: подай милостыню в память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имел сын Сирахов: оне обе предлагают одно, им общее основание, – то, что живущий может и должен делать добрыя и душеполезныя дела ради усопшаго.

В истории Маккавеев находим именно жертву и молитву за усопших. Иуда принес ее за воинов, умерших во грехе взятия военной добычи «от даров идольских» которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих (2Мак. 12: 39–46).

б) С тех пор, как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопших вошло в него, как часть, постоянно к составу его принадлежащая. Свидетельствуют о сем все древния чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии св. Иакова, брата Господня. Посему нет никакого сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.

в) Св. отцы также свидетельствуют о пользе молитв за умерших. «Аще и грешен отъиде, – говорит св. Златоуст, – елико возможно есть, помогати достоит: обаче не слезами, но молитвами, и мольбами, и милостынями и приношениями. Не просто бо сия умышлена быша, ниже всуе творим, память о отшедших в Божественных тайнах, и о них приступаем, молящеся Агнцу, лежащему, вземшему грех мира, но да отсюду будет им некая утеха. Ниже всуе предстояй жертвеннику, страшным тайнам совершаемым, вопиет: о всех во Христе усопших и памяти о них совершающих» (на I посл. к кор. бес. 41).

«Не должно отрицать, – говорит блаженный Августин, – что души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оных приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в церкви: но сие полезно только тем, которые в жизни заслужили то, чтобы им сие после было полезно» (О «вер., над. и люб.», гл. 110).

г) Св. Григорий Двоеслов представляеть примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение тридцати дней; потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная Жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему, и сказал: «доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен: ибо сего дня получил приобщение» (Бесед. кн. IV, гл. 55).

III. Для внимательных довольно сказаннаго, чтобы каждый подтвердил себе следующия, не незнакомыя, но нередко забываемыя правила:

«Первое»: молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.

«Второе»: не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя, по твоей кончине, молитвы принесут душе твоей отраду, и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге, присно блаженном и препрославленном во веки. Аминь.

(Сост. по Ч. М. и проповед. Филарета, митр. моск., т. III, изд. 1877 г.).

vn001

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах. – Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. – М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.