Сегодня:

20 ноября 2018 г.
( 7 ноября ст.ст.)
вторник.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мучеников в Мелитине: Иерона , Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла , митр. Казанского, Михаила , Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние" , Угрешской (1795).


1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 68 зач., XII, 42-48, и за среду (под зачало): 1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Зло этого мира

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Коренной вопрос богословия и самый болезненный жизненный вопрос — это вопрос о зле. Откуда оно? Зачем оно? Почему Всемогущий Бог попускает такой разгул зла, который грозит уничтожением самой жизни?

Эти и подобные вопросы глубоко возмущают душу человека, вызывают досаду и ропот на Бога, сеют страх перед будущим и вопиют к разуму об ответе.

Именно эти вопросы рождают неверие в бытие Бога. Видя могущество зла, многие опускают руки, перестают сопротивляться, начинают приспосабливаться ко злу, и оно растекается широким потоком. Всё умное, доброе, чистое гибнет во всё возрастающем потоке зла, и это ли не повод к негодованию, к неприятию такого порядка в мире, который утверждает зло как жизненную необходимость?!

Эти непростые вопросы породили много ложных философий и религиозных учений, прикровенно и открыто клевещущих на Бога, извращающих учение о зле, пытающихся представить его как якобы необходимое и входящее в планы устроения мира.

Однако Откровение Св. Писания говорит: Бог зла не сотворил. Все, что сотворено Богом, было «добро зело» (Быт. 1: 9), то есть очень хорошо.

Как же тогда всё это понять?

Создавая человека, Бог почтил его высшим даром, определившим его Богосыновство, — даром свободы, великим и тяжким даром. Свобода не была бы таковой, если бы не оставляла возможности использовать её для иного, чем к Богу, устремления. Именно этот великий дар свободы предопределил возможность возникновения и существования зла, ибо зла не существует вне свободной воли разумных существ.

Создав человека свободным, Бог определил его движение к совершенству, изначально заложив в него всё, что при благоприятном развитии должно явить в человеке богоподобные качества. В движении к Богу должно постоянно одухотворяться, преображаться естество человека, и в этом движении возрастает, утверждается его свобода в преодолении материальности и ограниченности видимого мира.

Если человек замедляет такое нравственное поступательное движение, или останавливается, или, что еще хуже, двигается в обратном направлении (как бы падает), то постепенно разрушается, обессмысливается его жизнь, так как, теряя высоту духа, он входит в атмосферу земного притяжения и сгорает. То есть страстями и грехами растлевает свою душу и постепенно становится вещью этого мира, зависит от него, служит ему.

И вот тогда, и только тогда, зло для него становится необходимостью, важной составляющей его жизни. Таким образом, зло обретает власть над человеком при потере им нравственной, духовной свободы. Выбор зла — свидетельство несовершенства человека.

Человек мог сделаться богом по благодати, к чему и был предназначен, но под демоническим влиянием он сделал шаг в пустоту, где был в состоянии сохранить лишь то, что имел на данный момент, а имел он всего ничего, ибо всё в нём было в потенции. Тем самым он обрек себя на страдания от желанной, но невозможной реализации своих внутренних (духовных, нравственных) потребностей, ибо дух человека с вечными идеальными запросами, попадая во власть смертных, ограниченных, неразумных законов материального мира, ни в чем не находит удовлетворения, ничем не может насытиться. Пытаясь найти замену утраченному, он хочет устроиться без Бога, и, естественно, у него ничего не получается. Сколько человечество ни пыталось создать рай на земле, сколько ни строили вавилонскую башню — ничего из этого не вышло, лишь в великом преизбытке производилось зло.

Дух разрушения и смерти постоянно смеётся над человеком, утратившим Бога, ибо человек только тогда разумный и добрый, когда он с Богом, а без Бога — это жалкое, безумное существо, мучающее себя и других.

Но обвинить себя в несостоятельности человек не хочет. Он не хочет покаяния, боится его, так как слишком много зла сотворил, удалившись от Бога. От упорства человека в своих ошибках, от его нежелания переосмыслить свою жизнь, т.е. вернуться к Богу, зло утверждает свое бытие. А злом, грехом жить нельзя, можно только мучиться. Что над нами неукоснительно и исполняется, т.е. сущность зла как раз в том и состоит, что человек страстно рвется к неоправданной разумом самостоятельности, хотя постоянно натыкается на свою ограниченность. Как говорил пророк Исайя, всё на человеке избито, всё изранено, нет ни одного живого места, а он все равно продолжает гордиться, ищет себя и своего там, где нет ничего. Ибо в мире один источник жизни — Бог, всё — от Него, всё — к Нему, только в Нём и с Ним.

Но как осмыслить ту ошибку, которую допустил человек, реализуя свободу без Бога? Разве он не понимал того, что мы сегодня понимаем? Разве мы не осознаем необходимости послушания Богу? Но, даже веруя в Бога, мы тяготеем к самостоятельности. Так что же с нами происходит?

Жизнь — это тайна любви Бога к человеку и любви человека к самому себе.

Оправдывая себя в своём уклонении от Бога, человек вынужден искать разумное оправдание злу, которое от этого произошло. И тогда он начинает играть отдельными понятиями, отрывая их от целого. А в жизни всё имеет смысл только в единстве, когда всякая часть осмысливается в целом (только в целом, живом организме понятно функционирование отдельного органа). Зло любит такие «оторванности», такие взятые вне связи с целым проблемы (например, о страдании невинных детей), позволяющие человеку наслаждаться своей мнимой самостоятельностью. Ум такого человека — это хаос представлений, далеких от истины. Он порождает, умножает и укрепляет зло.

Зло, которое так возмущает нас, — дело наших рук, человек сам, по свободной воле, вызвал зло из темных бездн. Только он не хочет в этом признаться, не хочет покаяться и войти в Православную Церковь, которая есть Дом Бога живого. Православная Церковь предлагает простой способ избавления от зла — жить по закону Божию в её ограде и под её крышей. Но странное с нами происходит: понимаем, что всякий порядок жизни строится на законах, вне которых порядок невозможен, а в духовном, нравственном мире творим беспредел. В самой сути жизни разрушаем вековой порядок, а потом ищем виноватых…

Заповеди Божии — это жизненная сила, это сила тяги в преодолении притяжения земли — греха, страстей. Их исполнение есть рождение высших форм жизни. Подобно тому, как из черной земли вырастают белые лилии, так и человек духовно рождается, растет и крепнет от преодоления плотского, стихийного, неразумного.

Это есть прорастание в вечную жизнь через распад, смерть плотского человека (эгоиста, себялюбца), его ограниченного мышления, его искаженных ощущений и представлений. И если человек не хочет прорастать, не выходит из земли (не умирает для себя), то он не принесет плода. Человек плотский смешивается с землей и остается в земле. Заземление духа и есть смерть человеческого в человеке, это и есть ад — жизнь в смерти, т.е. жизнь в безумии, в зависимости от безумия жизни.

Мы оглохли от шума этого мира и не слышим Бога, приготовившего нам настоящие блага и зовущего нас на Свою Вечерю. Бог приготовил нам брачную одежду чистоты и благородства, а мы, утратив разум и осквернив душу, пренебрегаем Создавшим и Любящим нас. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2: 16) истребили в нас волю к добру. Грех разделил, раздробил человека — умное в нём изнемогло, злое и глупое получило власть над силами души. Мир, как детей, обманывает нас, настоящие ценности выменивает на погремушки. Достоинство, благородство, чистоту человеческой натуры, душу живую он обменивает на быстро исчезающие радости плоти, которые на лету превращаются в горести.

Зло этого мира имеет своё начало, своё лицо, свою богопротивную волю и своих многочисленных поклонников, которые неприязненно относятся к Православию, разумно, живо выражающему волю Божию. Двадцать веков зло борется со Христом и Его сынами. Распространяя себя, оно загораживает Правду Божию и клевещет, что Правды нет. Нам предсказано, что зло умножится в мире. Сегодняшнее распространение зла и есть последнее испытание. Легко следовать добру, когда оно в почёте и славе. Много было людей вокруг Христа, когда Он входил в Иерусалим, и никого рядом с Ним не было, когда Он висел на Кресте. Христос распял на Кресте зло этого мира. Зло боится и ненавидит Христа. При сегодняшнем разгуле зла не нужно забывать, что Христос воскрес из мертвых. Значит, будущего у зла нет.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: