Сегодня:

20 октября 2018 г.
( 7 октября ст.ст.)
суббота.

Мученик Сергий Римлянин.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Поста нет.

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы , еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая персвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).


Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Ряд.: 2 Кор., 174 зач., III, 12-18. Лк., 20 зач., V, 27-32.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

«И познайте истину, и истина сделает вас свободными»

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Свобода есть самое вожделенное в жизни каждого человека. Можно сказать, что свобода и есть жизнь. Все люди так или иначе всегда помышляют о свободе. Сколько всяких благих надежд связывает с ней каждый из нас, хотя очень трудно сказать, что же в ней нам особенно нравится.

А свобода, помимо того, что является желаннейшим даром Божиим, — еще и опасный дар. Сама природа её предпола­га­ет ответственность и опасность. Другой настоящей свободы не существует.

В чем же опасность?

В мире есть силы, которые могут похитить этот дар именно потому, что свобода, данная Богом, становится собственностью человека. А человека могут обмануть и обманывают, подменяя настоящую свободу иллюзией. Посему этот великий дар Божий требует к себе очень осторожного и правильного отношения, чему и научает нас Православие, определяя свободу духа как корень всякой другой свободы.

Настоящая свобода — только в Духе. Насколько духовное начало в человеке преобладает, настолько он свободен. Когда же дух человека (главная его сущность) попадает в зависимость от материи, тогда, насколько страсти возобладают в человеке, настолько он теряет и свободу. И тогда совлекается с человека образ Божий, а затем — и человеческий. А так как дух такого рабства не выдерживает, то начинается агония, человек тяготеет к звериному образу жизни, а затем, при крайнем развитии страстей, уподобляется демонам.

Потеря вечной блаженной жизни, к которой Бог готовил человека, даровав ему свободу, — вот тот страшный конец непонятой и неоцененной свободы.

Настоящая свобода требует определенного умственного и душевного труда для её распознавания и напряжения воли для её сохранения. И это еще не всё. Обманы и подмены совершаются, когда человек стремится к свободе, но не знает, в чем её сущность. Евангелие говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Только тогда, когда человек, познавая истину, будет в любом выборе ориентироваться на Бога, на Его заповеди, на Его волю, он будет свободен от сомнений, ошибок и опасностей.

Тайна обмана в том и состоит, что в человеке пленяется сама мысль о свободе, т.е. он становится не свободен в самой своей свободе, ибо свобода через грехи и страсти делается оторванной от Источника жизни, и тогда остается одна её иллюзия.

Обложка издания

Настоящая (действительная) свобода неразрывно связана с жизнью. Для того она и дарована, чтобы человек наслаждался жизнью, радовался ей. Сохранить свободу — это значит одухотворить в себе все материальное и обрести полноту жизни в Боге, ибо и саму свободу, и мысли о ней, и стремление к ней Он насадил в нашем сердце. А вне Бога не только свободы, но вообще ничего нет и быть не может. Кто не любит Бога, не познал Истины, тот сживается с ложью и постепенно сам становится ложью. Ложными становятся все его понятия и представления.

Нет сильнее мучения, чем мучение от диавола, который похищает свободу, прежде чем человек успеет её осознать. Пленяя мысли человека, он влечет его «как бычка за веревочку», а человек думает, что он сам идет и что ему это очень нужно. Это и есть иллюзия свободы и рабство диаволу.

Церковь опытно знает: кто ищет лишнего, тот получает такие страсти, которые перечеркивают всё приобретенное. Чтобы получить многое, человек попадает в полную зависимость от мира. Мнение людей держит его в плену глупых и слепых предрассудков. Лесть и ложь становятся повседневной пищей его сердца. Человек живет по законам стада в постоянном страхе за своё чрево. Он готов на всякую неправду, ложь, предательство — только бы сохранить своё членство в толпе, потому как его благополучие целиком и полностью зависит от неё.

Но нельзя же жить только земным, нельзя дрожать за одно свое материальное благополучие, это жалкая, животная дрожь. Человек не подозревает даже, как мало ему нужно, а то малое, необходимое Бог ему всегда и везде обеспечит. Некто сказал: «Презирай богатство — и будешь богатым, презирай славу — и будешь во славе, презирай покой — и получишь его».

Какими бы знаниями человек ни обладал помимо Бога, он ровным счетом ничего не знает так, как должно знать. И не знает, зачем его душа безудержно стремится к свободе? С чего свобода начинается? В чем её суть?

А суть, согласно знанию Истины, в том, чтобы человек стал подобен Богу. Что невозможно без свободы Духа.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: