Сегодня:

23 октября 2018 г.
( 10 октября ст.ст.)
вторник.

Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни.

Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Мчч. Евлампия и Евлампии (303-311). Прп. Амвросия Оптинского (1891). Свт. Иннокентия , епископа Пензенского (1819). Мч. Феотекна (ок. 284-305). Прп. Вассиана, чудотворца (V). Прп. Феофила исп (ок. 717-741). Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых.


Утр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3. Лк., 34 зач., VIII, 1-3. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О благоразумии

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Есть такая черта характера — благоразумие. Как говорит само слово — разумение во благо. Разумность — главная составляющая жизни. Она сообразует изменяющееся, временное с вечным, т.е. повседневную жизнь в мно­го­различных её проявлениях проверяет на качество, на соответствие высшим нормам бытия. В этом смысле благоразумие — самая главная добродетель, без которой и само благо, и само добро могут не состояться. Можно ведь и любить неблагоразумно, и смиряться не вовремя… И получается, что без благоразумия и добро — не добро.

Неисследима, неизреченна любовь Божия к человеку. И она ведь должна иметь своё реальное приложение — оно проявляется в благоразумии. Добро и сила благоразумия особенно необходимы человеку, когда он ходит «по краю». Благоразумие удерживает человека от ниспадения «во глубину зол». Благоразумие удерживает его от отчаяния, когда он все-таки сходит «во глубину зол». Благоразумие дает силы любить даже тогда, когда это невозможно. Благоразумие укрепляет надежду на Бога при любых обстоятельствах, вопреки всем возможным доводам, так как разум говорит, что Бог всё превосходит и ничего для Него невозможного нет.

Благоразумие — универсальная добродетель. Это та черта характера, которая всё — хорошее и плохое, доброе и злое — претворяет во благо. Оно как бы выводит человека из любой ситуации к высшему смыслу жизни — к спасению. Пример крайнего благого проявления разума — спасение разбойника на Кресте только лишь за его благоразумие. Неисследима Любовь Бога к человеку, и в таких великодушных фактах она открывает ему своё благоутробие. И невольно приходит мысль, что спасение — это для всех. Всем есть место у Бога, каждому — по его возможности.

Почему же тогда существуют ад и вечные муки? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно понять, что есть неблагоразумие. Неблагоразумие — это когда разум есть, но он работает не на благо или вовсе бездействует (не разумеет). Разум часто используют на совершение злых дел, что для него противоестественно, ибо нельзя Божественный дар употреблять во зло. Но если это все-таки так? Тогда Логос покидает разум, т.е. от разума отходит смысл — его высшее употребление. Это означает, что из разума вынут стержень, утрачена сущность (призрачное существование разума).

Злоумие всегда и во всем находит изъян, ибо бытие, в сущности, — вещь становящаяся. Жизнь полна несовершенств, и Бог даровал нам благой разум, чтобы благополучно преодолевать эти несовершенства, более того — трудиться над своим бытием, приводить его к норме. Бог насадил рай, а человека в нём поставил делать его и хранить — в этом и заключается смысл разума. Но если разум начинает расшатывать бытие, раздвигая трещины, то происходит разрушение бытия. И если благоразумие возводит бытие из бездны погибели, то злоумие возвышеннейшее бытие великого Ангела превратило в носителя вечной смерти. Злоумие сделало для него смерть наслаждением, которым он не может насытиться, и в страшную воронку смерти затягивает бытие благих тварей. В чём же это наслаждение? Это видимость правоты! Вера в свою правду! Вера в правильность своего протеста!

Поскольку Бог, Который «продумал» наше бытие, неотменно даровал разумным существам свободу, то Он дает место проявлению этой свободы и в вечности. Разум даже во зле остается разумом, хотя и злым, он все-таки будет проявлять себя, как бы обличая своё неправильное употребление. Его проявление в условиях делания зла и будет огнем неугасимым и червем неусыпающим.

Дивны дела Божии! От рождения до смерти, независимо ни от каких добрых или худых дел, Господь оставляет человеку благоразумие, которое ставит всех людей, вне зависимости от обстоятельств, в исключительно равные условия в отношении спасения — главной цели жизни. А во всем другом — в богатстве и бедности, в здоровье и болезни — это испытание на благоразумие, на его оправдание. Ибо всё проходит… И всё в мире подлежит только суду Божию.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: