Сегодня:

20 июня 2018 г.
( 7 июня ст.ст.)
среда.

Собор Ивановских святых.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999) Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы , Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV). Собор святых Ивановской митрополии . Сщмч. Андроника , архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919).


Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Формальная правота

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Формальная правота — что это такое? Это видимость правоты, это один из самых опасных видов обмана, это скорлупа, в которой нет зерна.

Формальная правота зарождается в душе людей самолюбивых, гордых, когда они доверяют своим суждениям как истинным и единственно возможным. Такая правота льстит, держит человека в плену ложных представлений, и плен этот настолько крепок, насколько человек самолюбив, горд, тщеславен.

Бог вложил в сердце каждого человека возможность восприятия и осознания правды как закона жизни, но этот закон мы извращаем ложью своих страстных представлений. Сделавший шаг в этом направлении по необходимости делает второй шаг, оправдывая свою правоту. И так развивает себя в лукавстве, взращивает фарисейство. Так постепенно человек уходит от правды жизни и делается неспособным её ощущать, доверять ей.

Более того, правда жизни начинает его раздражать, ибо она есть и в своём существовании не зависит ни от чего, тем более — от его суждений. Потому формальный ум часто недоволен, многим соблазняется. Всякое несоответствие форме ему кажется несоответствием содержанию. Омертвевшее в грехах сердце делает ум неподвижным, и он обо все «спотыкается». И хотя временами чувствует свою неправду, не может, не хочет изменить своей страстной привязанности к формальным суждениям. И эта формальность суждений, эта поверхностность представлений всегда проявляются в неизбывном грехе осуждения.

Формальной правоте в человеке противостоят искренность и разумность. Глубокое осознание совсем непростой сути жизни, неисследимость судеб Божиих, осознание немощи человеческой природы, её удобопреклонности ко всякого рода неправде — все это устраняет разумного человека от поверхностных суждений, которые всегда стремятся его «заземлить».

Человек, благой по природе, всегда творит зло под видом добра. Но всякое зло представляется ему как добро только тогда, когда он перестает верить в Бога, когда он в своём сознании остается один и начинает жить от своего ума. Этот «вид добра» и есть его формальная правота. Христа фарисеи осудили по форме. Он действительно нарушал закон. Осудили, потому что не захотели видеть, ради чего Он это делал. Формальная правота слепа, но слепота эта странная — добровольная, не желающая видеть правды жизни, сохраняющая самолюбие. И в этом смысле она обнаруживает в себе следы сатанинского сопротивления.

Формальная правота была в основе всех ересей, расколов, всех революционных идеологий, и вообще она во всем, что противостоит вере в Бога и здравому смыслу.

Формальная правота родила католичество и протестантизм. Она сейчас опускает Православие до уровня католиков и протестантов. Формальная правота присутствует в экуменизме, она сегодня — в основе идеологии глобализма. Формальная правота оправдывает греховную повседневность нашей жизни (куда деваться — все так живут). Её суть, если о сути в ней можно говорить, — как бы некая «разумная необходимость», с которой нельзя не согласиться, которую нельзя не принять. Но и принять её нельзя, потому что это обман, это «интеллектуальный мираж», за которым скрываются беда, катастрофа, неправда, в зависимости от того, что ею прикрывается.

Наставляя в жизненной правде, Откровение Свящ. Писания верующим во Христа говорит: «…будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф.10: 16); «…буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3: 6); «…не подклонить выи своей под ярмо неправды» (Иер. 27: 8). Пристрастие к форме, к внешней, поверхностной «разумности», которые всегда поставляются в упаковке «необходимости», — это отказ от веры в Бога, во Христа, Который Крестом Своим воссоздал мир и хранит его в Своей Божественной правде. И единственная возможность вырваться человеку из своей ограниченности, условности, неразумности — это поверить Христу как Богу, чего нам всем сейчас так не хватает. Полюбить Его всем сердцем своим и возложить на Его Милость и Всемогущество свое упование. И Он, воссоздавший мир, устроит и нашу жизнь в этом мире. Сохранит нас в Своей Божественной, жизнеутверждающей правде жизни, как земной, так и небесной, как временной, так и вечной.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: