Сегодня:

25 мая 2019 г.
( 12 мая ст.ст.)
суббота.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и вся Руси.

Седмица 4-я по Пасхе.
Глас 3.

Поста нет.

Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Собор новомучеников в Бутове пострадавших.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Возвращение блудного сына

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Притча о блудном сыне! Можно сказать, что это самое глубокое место в Св. Писании, близкое сердцу грешника. Думается, если бы в Евангелии была только эта притча, из неё одной можно бы получить полное представление о любви Бога к человеку, что для него очень важно.

Такое непосредственное и сострадательное участие Бога в судьбе грешника не оставляет места греху; от такой отеческой любви покаяние ста­но­вит­ся как бы необходимостью. Это дивное уважение Бога к человеку, находящемуся в грехах, исключает всякое равнодушие к святости и чистоте жизни.

Сколько многоразличных суждений о природе греха, о его «законности и необ­хо­димости» породило грешное человечество… И все эти домыслы перечеркивают Любовь Бога-Отца к младшему сыну, соблазнившемуся мнимой радостью внешней свободы и ещё не познавшему истинной радости свободы внутренней — свободы от грехов и безумия, которую человек получает, только возвратившись к Богу.

В любви — вся суть жизни, и только в ней — настоящая свобода. Тайна жизни ставит всех нас на грань искушений, порой тяжких. Каждый из нас проходит свою школу жизни и стремится увидеть, пережить в ней по возможности всё. Мы ввергаем себя в бесконечный круг желаний, часто приходим в уныние, а порой в отчаяние от ненасытимости, от неудовлетворенности, от непонимания. Это знает Отец наш Небесный, и потому сострадает нам, и потому с любовью ждет нашего возвращения в Отчий Дом, откуда увел нас сатана в своё дикое царство.

Мы не захотели поверить простому слову своего Отца, Который, как детям, сказал нам доброе о послушной жизни. Решили всё перепробовать сами, всего хотелось и желалось… И вот перед нами — свиные рожки, потерянная жизнь.

Послушание Богу — это способ познания сути вещей. В свободе человек — всегда в новом, неизведанном, и потому, возможно опасном. Послушание Богу в такой ситуации есть своеобразная гарантия безопасности и в то же время — приращение себя в любви. А всякое непослушание Богу — это оторванность от Целого, это какое-то кричащее проявление «я», которое ничего не знает, ничего не умеет, но мнит. И хотя в потенции человека заложено многое (по благодати), но нереализованный потенциал — это мираж в пустыне, а реализуется он только через свободную любовь к Богу, в решимости принятия воли Божией о себе. И никак иначе.

Особая дивность притчи состоит в том, что в ней нет места ни малейшей строгости, даже намека на неё. Старший сын добивался справедливости, но и её Отец отверг — все разумно, милостиво и просто: да, человек получил свободу, но не захотел услышать об опасностях, заложенных в ней; да, человек опробовал полученную свободу в полной мере, даже пренебрегши Творцом… А теперь он должен возвратиться к изначальному, чтобы, уже имея мудрость знания жизни, навсегда полюбить Бога-Отца и остаться в Его Доме, наследовать его.

Притча о блудном сыне не поднимает вопроса о цене возможности возвращения в Отчий Дом, а просто открывает двери покаяния для любого сознания, говорит о возможности покаяния для всякого грешника, словно ничего не случилось, будто жертва Креста — вещь обыкновенная для любящего Отца.

Нет никакой обиды Бога-Отца на блудного сына. Человек живет на земле в испытании свободы, и Бог, даруя свободу, знал, что всё так и будет — человек захочет до конца её познать. Ведь радость свободы — высшая радость жизни, главная составляющая человеческого достоинства. Но Он верит человеку и надеется, что, обойдя все далекие страны, он всё-таки возвратится, и это возвращение будет чудесным праздником, радостью, которую невозможно ни выразить, ни передать. Это возвращение будет утверждением Божией Правды гораздо более, нежели когда старший сын, слушая Бога-Отца, никуда не уходил. Ибо это возвращение есть уразумение веры в непреложности Божественной Любви. Сын вначале просто верует, что Бог его любит, а здесь, при своём возвращении, он это увидел, пережил. Вера — это как бы ожидание любви, а здесь — любовь состоявшаяся.

Всего этого не захотел понять старший сын и возмутился. Отец вышел его уговаривать, объясняя, что испытание свободы прошло успешно, жизнь получила своё утверждение.

Конечно же жизнь разнообразна и не все испытываются, как и в притче. Ведь не все проходят испытания войной, голодом, тяжкими болезнями, жуткими страстями. Но кого они постигли, тому необходимо глубже размышлять над Евангелием, над таким простым и всесодержащим смыслом жизни, изложенным в этой притче. Евангельская притча объясняет нам, что уход из Отчего Дома — совсем не радость обретения свободы, а потеря уникальной возможности не страдать. Уходя от Бога, человек уходит и от самого себя, становится неестественным, принимает маску, которую навязывает ему общество, и часто с этим не своим лицом живет всю жизнь.

Интересно отметить общественное мнение, которое сопровождает впадающих в искушение (мнение старшего сына). Это превозношение, какая-то неосмотрительная радость по поводу того, что не я, а другой согрешил, некое презрение к грешнику, который, по людскому мнению, недостоин любви Бога, тем более какой-то особой любви. Конечно же, хвалить пренебрегших заповедями Божиими не за что, потому что не все возвращаются. Свобода остаётся, остаются и опасности, нередко мы видим полную гибель. Но разумное понимание жизни, её сложности и глубины, её переменчивости и непредсказуемости понуждает нас с любовью и участием следить за жизнью друг друга, не превозноситься и не отчаиваться.

Все мы находимся в зоне притяжения Любви Божией, но никто не застрахован от искушений. Память о Любви Бога-Отца да сохранит нас от отчаяния, да понудит к покаянию. Бог-Отец ждет нас, всегда ждет. Давно умерших Владыко жизни опять зовет жить, обещает брачную одежду, благодать, радость истинной любви.

При своей уникальности притча о блудном сыне, естественно, не охватывает всей жизни. Жизнь бесконечна в проявлениях каждой свободной твари. Наличие свободы — это уже законная невозможность всё предусмотреть, всё разъяснить, от всего предостеречь… И в этом — удивительность жизни, её радость, её всегдашняя новизна, в этом — неисповедимый интерес к ней.

Но особенная радость веры состоит в том, что от всех недоумений, противоречий, опасностей есть абсолютная гарантия защиты — Любовь Божия. Размышляя о ней, всякий человек найдет разрешение сугубо своих, для других непонятных, тяжких недоумений. Нужно лишь принять «Любовь Истины для своего спасения» (2Фес. 2: 10).

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: