Сегодня:

20 ноября 2018 г.
( 7 ноября ст.ст.)
вторник.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мучеников в Мелитине: Иерона , Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла , митр. Казанского, Михаила , Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние" , Угрешской (1795).


1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 68 зач., XII, 42-48, и за среду (под зачало): 1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Покаяние — это прозрение

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Главное сегодня — это понять время, в которое мы живем, чтобы правильно (в Боге) управить свою жизнь.

История нашего Отечества, особенно новейшая, очень убедительно говорит о том, что единственная возможность правильно сориентировать себя во всякое время, ничем не соблазняясь, какой бы внешней правдой или необходимостью что-то ни казалось — это следовать духу Священного Предания, в котором и следует искать ответы на поставленные жизнью вопросы.

Священное Писание в самом начале говорит нам о грехе, который живет в каждом из нас, и этот грех главное свое тлетворное воздействие оказывает на ум, т.е. гасит свет ума, и, погасив его, совершает в уме человека всякие перестановки, подмены, искажает действительность. И если человек не вносит покаянные поправки в свои размышления, то он обречен на ошибки часто трагические. Примеров тому в нашей истории очень много.

Свет Христов просвещает всех. Он проникает в человека, изнутри, когда человек помышляет о Кресте Господнем, о событии, в котором — ключ к пониманию всего на свете. Все тайны мира, все тайны жизни, тайны всех душ сокрыты во Христе и Его Кресте. И открываются эти тайны не высокому уму, не мудрости века сего, а сердцу, которое осознало, что для того, чтобы видеть, понимать, нужно каяться, т.е. устранять тлетворное влияние греха на ум. Нужно слушать свою совесть и слушаться её, ибо через неё поступает в сердце Свет Христов, при Котором всё становится являемым: зло как зло, добро как добро, понятны ситуация и правильный из неё выход. И только тогда ошибок становится меньше. И это единственное и необходимое начало всех значимых начал.

Покаяние — это прозрение. Нельзя, невозможно правильно жить омраченным разумом и слепым сердцем.

Необходимо сказать, что сам процесс покаяния естественен, органичен для всякого человека. Это радость возвращения светлости мысли, что есть радость всех радостей. И все мрачные мысли о покаянии — диавольское наваждение и следствие помрачения ума грехом. Покаяние — это отстранение своей ограниченности, которая в самодовольстве расцветает, от закомплексованности, трафаретности, окаменелости и слепоты и даже, может быть, озлобленности, которая приходит из-за ощущения этой своей ограниченности. Отсюда — помыслы уныния, отчаяния. Но человек в этом себе не признается, всё ищет оправдания в другом, пренебрегая покаянием.

Нежелание понять жизненность, благотворность покаяния — равнозначно неверию в Бога, так как само покаяние есть дыхание живой веры. Покаяние — это жизнь в Боге, это постоянное к нему приближение, при котором и происходит озарение ума и сердца Божественным Светом, Который все просвещает, т.е. не только делает видимым (понятным), но и освящённым, пронизанным необыкновенным живым светом. Вечный смысл вещей и понятий открывается человеку.

Покаяние в свете Православной веры есть великое благо для человека, ибо в нём, ибо им человек постигает своё настоящее, т.е. вечное, измерение. Ни в мире, ни в нашей вере ничего нет нужнее и значительнее покаяния. Ни в чём человек не ощущает такой радости, как в покаянии ибо что может быть для человека вожделеннее чем осознание того, что он умнеет, начинает постигать другой, непривычный смысл вещей и событий, что он начинает видеть свои ошибки и заблуждения совсем с другой стороны, о существовании которой он даже не подозревал.

В свете развития чувства покаяния человек на определенной стадии ощущает свою «невесомость», свою «свободу» от неправильных, искаженных земных представлений, ощущает безобразие страстных движений и радость от того, что теряет тягу к ним, свободен от них. Он вырвался из жутко цепких лап своей ограниченности, он свободен в суждениях — это начало высшей свободы, той свободы, с которой начинается Любовь и Истина: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными».

Это начало обожествления человека, это обретение им в себе Божественного образа, Божественного подобия. Покаянием человек встает на порог вечности, соединяет время и вечность, греховность и прощение, возвращаясь домой в объятия Отчие.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: