Сегодня:

15 сентября 2019 г.
( 2 сентября ст.ст.)
воскресенье.

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония.

Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Мч. Маманта , отца его Феодота и матери Руфины (III). Прп. Иоанна постника, патриарха Константинопольского (595). Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра , в иночестве Давида, и кн. Февронии , в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992). Мчч. 3628 в Никомидии (III-IV). Обретение мощей прп. Феодосия Тотемского (1796). Собор Саратовских святых Сщмчч. Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мчч. Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918). Сщмчч. Дамаскина, еп. Стародубского, и с ним Евфимия, Иоанна, Иоанна, Владимира, Виктора, Феодота, Петра, Стефана пресвитеров (1937). Сщмч. Германа, еп. Вязниковского, Стефана пресвитера и мч. Павла (1937). Калужской иконы Божией Матери (1771).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Просвещающая благодать

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Она помогает разобраться в самых сложных вопросах жизни, помогает увидеть добро как добро, а зло как зло. И это очень важное и очень непростое знание, важнее его ничего в жизни нет, ибо, смешивая добро и зло, диавол владеет как отдельным человеком, так и всем миром. Мир тонет в обманах, устранив просвещающую благодать из своей жизни.

Жизненное пространство диавола — это мир обманов. И диавол так изощряется в них, что человеку самому распознать обманы невозможно. Человеческая огра­ни­чен­ность как бы не достает до края обмана. И насколько простирается его умственный взор, ему зло видится добром, а правда открывается лишь тогда, когда зло совершится.

Положение осложнено тем, что человек в первородном грехе стал склонен к обманам, склонен творить свой собственный мир представлений. Диаволу легко обманывать человека — он сам того желает. Человек любит обманы, как бы реализуя в них свои творческий потенциал. Эти обманы — как сеть живущих на земле, они так порабощают человека, что он желает жить в них, избегая трудностей реального мира, отравленного грехом.

Чтобы разрушить дела диавола, в мир пришел Сам Бог, кроме Него никто не мог этого сделать. Бог даровал человеку закон и веру, которыми он преодолевает горизонт своей ограниченности (так называемой разумности). И потому только того, кто верует Богу и слушает Его, минуют многоразличные обманы.

Просвещающая благодать есть дополнительный творческий акт Бога, Его преизобильная Любовь, протягивающая руку человеку, научающая его ходить по дороге жизни. Но одно из важных свойств её — она себя не навязывает. Бог может всё, кроме того, чтобы заставить человека любить Его, слушать Его. А без Бога люди, внешне праведные (что часто скрывает их большую неправду), успокаивают себя тем, что в настоящей жизни нечем жить, как только ложью. Отсюда — соблазн признать за истинного бога антихриста. Такое может случиться, ибо мы уже сейчас не можем жить без лжи.

Обманы — это своего рода наркотики. В них, в обманах, человек, как бы бог, бог в воображении: «И сказал змей жене: нет не умрете… вы будете, как боги» (Быт. 3: 4–5).

Убегая от света веры, он живет иллюзиями и раздражается, если ему напоминают о Боге. Ибо, кто любит ложь, тот ненавидит правду, как тьма ненавидит свет, который для неё есть смерть. Бог и обман несовместимы.

Для строителей призрачных городов, различных «измов» ненавистен Бог, так как при свете Божией Правды открывается ложь и все её «творчество». Поэтому творцы катаклизмов всегда гасили свет веры в Бога в умах и сердцах людей. И это было совсем нетрудно, ибо труден Сам Бог, труден путь к Нему.

Правда не бывает легкой, жизнь в правде — терновый путь. Адам в Раю восхотел стать богом без труда, обманом. И люди во все времена соблазняются этим, желают избежать труда. Но без труда все ложно. Жизнь человека становится истинной или ложной в зависимости оттого, что он выбирает. Любить правду и жить ею — это значит веровать в Бога, исполнять Его законы. Человек, живущий ложью, реальность не воспринимает, ложь становится ему жизненной правдой, отсюда произрастает оправдание лжи (как прожить? — приспосабливаться нужно).

Отравившись ложными успехами, человек делается неспособным к праведной жизни. Она для него становится серой, скучной. Такой человек ничего не берет в расчет, кроме того, что он желает. Но ложное никогда не насытит сердца, не посеет покоя и радости. Это всегда подспудная тревога, всегдашняя тоска, всегда недостаток воздуха. Исполняя свои (страстные) желания, человек теряет здоровье, физическое и духовное. И, наконец, приходит такое время, когда то, что его радовало в воображении желанным блаженством жизни, начинает тяготить, а затем мучить. Когда какая-то страсть становится преобладающей, от человека отходит благодать, отходит Бог, и человек повисает в безопорном бытии, в агонии, в тоске. В этом кроется ответ на вопрос — почему люди злые? Они злы оттого, что их ложь так и не сделалась правдой. Особенно податлив человек на ложь в критических, гибельных ситуациях. Но зависимость от лжи все жизненные движения делает ложными. Человек не живет — он лжет жизнью (ибо он в плену у лжи), изнуряет жизнь. Всё делается по тщеславию, всё глупо, всё впустую. Это бег на месте, это жизнь без смысла, а смысл — душа жизни. Смысл и ложь несовместимы, ложь — это вместо смысла.

У лжи есть своя правда (потребность правды заложена в человеке) — правда самости, ничего не желающая знать о жизни в Боге. Чтобы эта правда была твердой, самость ничего не хочет знать из того, что может её поколебать. Об этом в Евангелии сказано: «…видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8: 10). Не хотят уразуметь.

Утрачивается суть жизни. Жизнь есть, а сути — нет. Одна половина жизни есть, другой — нет, а жить одной половиной нельзя. И вместо того чтобы в покаянии искать смысл жизни, искать Бога, искать Правду, человек стремится уничтожить саму жизнь, тем совершая свою последнюю ложь — утверждая не качественность бытия, его ущербность, нелогичность, т.е. возводя ложь на Бога.

Лживый человек предпочитает умереть во лжи, так и умирает. Соблазн сатаны как раз и состоит в том, чтобы человек не нашел Бога, не зацепился бы за Него, не поверил бы в Него, а провалился в пустоту, погиб для настоящей жизни и для вечности. Ибо и в вечности просвещающая благодать будет обличать лживую душу тем, что она — благодать — была, а потому нет никаких оправданий пренебрегшим ею.

Ложь и будет тем вечным огнем, который мы так старательно разжигали, так заботились, чтобы он не погас. Нужно угасить его на земле — перестать лгать себе, найти себя в правде.

Обрести себя в целом значит соединиться верою с Богом, с высшей реальностью своего бытия.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: