Сегодня:

26 августа 2019 г.
( 13 августа ст.ст.)
понедельник.

Святитель Тихон Задонский.

Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима , Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона , еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258). Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918). Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937). Мч. Василия (1942). Минской (1500), и именуемых "Страстна'я" (1641) и "Семистрельная " (1830) икон Божией Матери.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Понять человека

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Быть понятым — великое благо. Это полноценность жизни, это как бы распространение себя в жизненном пространстве других людей (любимых людей), это взаимное проникновение душ, это неугасающая радость бытия.

Понимание — будни любви, тихое веяние ветра вечного покоя. Человек, осчастливленный пониманием, восприни­ма­ет будни совсем иначе. А будни — большая часть нашей жизни, потому так дорог нам этот хлеб.

Наверное, во всем мире нет такой души, которая не тосковала бы по любви и, главным образом, по её будням — по пониманию. Праздники любви скоро­теч­ны, и они не для всех. Но без любви человек жить не может. Как раз понимание — это порог любви, это её начало. Это возможно для всех и всегда.

Любовь — тонкая ткань бытия. Своим светом и теплом она наполняет жизнь радостью. Вне её все разумное и значимое обесценивается, всё становится в тягость.

Бог создал мир Любовью и подарил её нам. И ждет, чтобы мы поняли Его Любовь, оценили её как высшее достояние жизни. Бог дорожит нашей жизнью неизмеримо больше, чем дорожим ею мы. Он питает наш разум, насыщает его смыслом, Он питает наше сердце так желанным нам пониманием друг друга, из которого произрастает любовь.

Без Бога как высшего озарения жизни наступает хаос непонимания: родители, забыв свою юность, не понимают детей; дети, не зная Бога, не понимают своих родителей; близкие люди не понимают друг друга. Без Бога гаснет свет разума, отключается тепло сердец, и человек живет в инерции угасания. Непонимание — всегда отторжение, гибель того ценного, что рождается в душе.

Люди обречены на непонимание, если они не восчувствуют в душе друг друга ценности, которые дороги им и кажутся им разумными и необходимыми. Но такими ценностями могут быть только ценности вечные. Нельзя строить дом, начиная с крыши. И люди смогут понимать друг друга, только когда захотят и потрудятся понять себя и познать Бога, т.е. войдут в ту высшую реальность бытия, где всё и всегда постоянно (вечно), где нет никакой лжи, нет тумана безумных фантазий. Только познанием себя, при соединении ощущения с разумом, открываются человеку глубинные основы жизни сердца, где он встречается с Богом, где люди встречаются друг с другом.

Нежелание познавать себя предполагает полную невозможность быть понятым, т.е. всё в самом человеке и вокруг него зовет к серьезному размышлению, а он всё это оставляет без внимания и стремится за своим желанием — чтобы его поняли. Поэтому понять его можно только в этом устремлении, ибо как понять содержание этих устремлений, если они далеко отстоят от вечных и ясных реальностей.

Другими словами, чем дальше люди отстоят от Бога, тем они более не понимают друг друга, видят друг в друге не то, что могло бы их объединить, а совсем наоборот…

Бог — преображающая нашу немощь сила, способная объединить всех нас в то желанное цельное, по чему тоскует сердце каждого человека. Чтобы понять другого человека и быть понятым, нужно прежде понять Бога, открывающего Себя через Евангелие. А Евангелие утверждает, что путь к пониманию человека пролегает через милосердие, которое укрощает эгоизм, через смирение и терпение, укрощающих гордыню.

Евангелие — основа жизни человека. Без него нам не построить жизни личной, семейной и общественной. Ведь Бог — не какая-то сила, стоящая в стороне от нашей жизни. Бог присутствует в каждом её мгновении, и нам нельзя жить без Него, вне Его, пренебрегая Им.

Православие — это открытое и полноценное общение с Богом, животворящее сердце. В Боге возрастает понимание всех людей во всех возможных обстоятельствах, ибо Бог — это тот Свет, при Котором видно всё и всех. Православие есть дивное откровение Бога каждому человеку в великолепии жизни, наполненной знанием смысла всего происходящего, наполненной покоем и радостью.

Неверие, незнание и вот — непонимание. Бесцельно бродя по берегу жизни своего сердца, человек недоумевает обо всём происходящем. Отказавшись от Бога, он мучается неразрешимыми вопросами, не знает, не понимает себя, людей. Измучившись ходить во тьме непонимания, человек становится достоянием демонов, которые наполняют его сердце мраком тяжелых ощущений, взращивая в нём недовольство жизнью, которую он так и не захотел узнать, ибо не захотел поверить Свету Христовой Правды. Не принял Бога в свою жизнь — и нет в ней ни света, ни тепла, ни радости понимания.

Жизнь без радости — какая жизнь? Что же с нами происходит? Почему мы не захотели Бога? Ведь мы любим любовь, все хотим ею жить, и вот — её нет.

Евангелие говорит: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потону что дела их были злы» (Ин. 3: 19). Гордость посеяла пустоту в нашей жизни, мысли о самодостаточности загрузили наше сердце, наглость страстей подавила истинную красоту. Временное закрыло вечное.

Но временное не может заменить вечное. Душа всегда будет испытывать голод по Божественному, всегда будет тосковать о радости любви, которая обретается только на пути к Богу.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: