Сегодня:

20 ноября 2019 г.
( 7 ноября ст.ст.)
среда.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Глас 5.

Пища с растительным маслом.

Мучеников в Мелитине: Иерона , Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла , митр. Казанского, Михаила , Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние" , Угрешской (1795).


1 Сол., 264 зач., II, 1-8. Лк., 69 зач., XII, 48-59, и за четверг (под зачало): 1 Сол., 265 зач., II, 9-14. Лк., 70 зач., XIII, 1-9. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О восхождении к совершенству

В 4-ю Неделю Великого поста

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Вера подобна лучу, надежда — свету,
а любовь — кругу солнца.
Все же они составляют одно сияние
и одну светлость.

(Прп. Иоанн Лествичник)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Митрополит Владимир (Иким)

В четвертое воскресенье Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учи­теля благочестия, преподобного Иоанна Лест­вич­ни­ка, игумена горы Синайской, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой он сам взошел в Царствие Небесное и которую завещал всем христианам, устрем­ля­ющим­ся в горняя.

Еще в древности патриарху Иакову явлено было в сонном видении: Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28: 12). Со времени Воскресения Христова небеса отверсты для земнородных, и по Божественной этой лествице взошли в Небесное Отечество сон­мы святых подвижников, ещё при жизни упо­до­бив­шихся безгрешным Ангелам. О сту­пе­нях, ведущих к достижению совершенства, го­во­рит святой апостол Павел: От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опыт­нос­ти надежда, а надежда не постыждает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5: 3–5).

Вершиной же духовного восхождения является чистейшая и совершеннейшая любовь, которая никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13: 8).

Высока и крута лествица восхождения к духовному совершенству, идущего по ней на каждом шагу подстерегают многие искушения и опасности. Прохождение такого пути должно быть осторожным, медленным, постепенным. Тот, кто приступает к духовному деланию торопливо, без должного руководства, дерзает на попытку сразу достигнуть высших ступеней, тот почти неминуемо упадет в пропасть отчаяния или запутается в сетях диавольских. Из числа подобных самонадеянных людей выходят лжепророки и лжеучители, мистики и еретики.

Иным путем, медленным путем смирения и послушания, проводит своих последователей преподобный Иоанн Лествичник. Тридцать ступеней, по числу лет вышедшего на проповедь Спасителя, исчисляет в своей лествице совершенства этот богоносный наставник. Каждая ступень — новый духовный возраст, новая стадия духовного роста.

Полагая основание своей «Лествицы», преподобный Иоанн пишет прежде всего о том, каким должен быть вступающий на путь благочестия:

Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя в Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и по силе своей старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушения, сетей и молвы всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого.

Грех есть тяжкая болезнь души, искажающая наш внутренний мир. И преподобный Иоанн, как опытный врач, исследуя корни всех подобных заболеваний, выясняет, отчего происходит та или иная душепагубная страсть. Он учит, как избавиться от памятозлобия и злословия, чревоугодия и лености, как победить страшные грехи уныния и безумной гордости, как соблюсти целомудрие. Лекарства, предписываемые преподобным Иоанном, порою кажутся горькими, — но плодом следования его советам является святая и бесконечная радость о Господе.

Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1: 7). К труду на ниве Божией приступают люди, имеющие различные устремления. Кто-то трудится, как раб, боящийся наказания, вечных мук в мире ином; кто-то подвизается, как наемник, ради награды в Царствии Небесном. Но выше всех — те, кто нарекаются сынами Божиими, трудясь из любви ко Господу и избегая греха из страха огорчить тем Небесного Отца. Преподобный Иоанн Лествичник, зная об этих различиях среди христиан, повествует о том, как Божиим Промыслом добросовестно подвизающиеся рабы и наемники приходят к Божественной любви и усыновляются Господу.

Будем же, дорогие братья и сестры, по мере сил подвизаться на этом благодатном пути. По слову апостола, да приступаем с искренним сердцем, сполною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести... Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10: 22–24). Будем усердны и в нынешнем нашем делании, труде углубленной молитвы и поста, памятуя предостережение преподобного Иоанна: «Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо».

Возлюбленные мои во Христе! Пусть не многие из нас достигнут высоких ступеней на лествице духовного совершенства. Неразумно стремиться к тому, что выше твоих сил. Так и преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Удивляться трудам святых хорошо, ревновать им спасительно, но желать вдруг сделаться подражателями их жизни — это дело безрассудное и невозможное».

Однако будем старательны в доступных нам делах, и Господь не преминет спасти принесших Ему посильные труды. Есть мудрая русская поговорка: «Хоть сзади, но в том же стаде». И воистину, несравненно лучше быть последним в вечном Царствии Небесном, чем первым в тленном царстве земном.

Находясь хотя бы и у подножия Божественной лествицы, ведущей к совершенству, возложим наше упование на Господа и последуем призыву духовного наставника нашего — преподобного Иоанна Ле-ствичника:

Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища... Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем.

Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: