Сегодня:

16 января 2021 г.
( 3 января ст.ст.)
суббота.

Прп. Женевьева Парижская.

Суббота перед Богоявлением.
Глас 6.

Поста нет.

Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). Мч. Гордия (IV). Прп. Женевьевы (Геновефы) Парижской (512). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Субботы пред Богоявлением: 1 Тим., 284 зач., III, 14 - IV, 5. Мф., 5 зач., III, 1-11. Мч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1-10. Мф., 36 зач., X, 16-22.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О восхождении к совершенству

В 4-ю Неделю Великого поста

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Вера подобна лучу, надежда — свету,
а любовь — кругу солнца.
Все же они составляют одно сияние
и одну светлость.

(Прп. Иоанн Лествичник)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Митрополит Владимир (Иким)

В четвертое воскресенье Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учи­теля благочестия, преподобного Иоанна Лест­вич­ни­ка, игумена горы Синайской, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой он сам взошел в Царствие Небесное и которую завещал всем христианам, устрем­ля­ющим­ся в горняя.

Еще в древности патриарху Иакову явлено было в сонном видении: Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28: 12). Со времени Воскресения Христова небеса отверсты для земнородных, и по Божественной этой лествице взошли в Небесное Отечество сон­мы святых подвижников, ещё при жизни упо­до­бив­шихся безгрешным Ангелам. О сту­пе­нях, ведущих к достижению совершенства, го­во­рит святой апостол Павел: От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опыт­нос­ти надежда, а надежда не постыждает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5: 3–5).

Вершиной же духовного восхождения является чистейшая и совершеннейшая любовь, которая никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13: 8).

Высока и крута лествица восхождения к духовному совершенству, идущего по ней на каждом шагу подстерегают многие искушения и опасности. Прохождение такого пути должно быть осторожным, медленным, постепенным. Тот, кто приступает к духовному деланию торопливо, без должного руководства, дерзает на попытку сразу достигнуть высших ступеней, тот почти неминуемо упадет в пропасть отчаяния или запутается в сетях диавольских. Из числа подобных самонадеянных людей выходят лжепророки и лжеучители, мистики и еретики.

Иным путем, медленным путем смирения и послушания, проводит своих последователей преподобный Иоанн Лествичник. Тридцать ступеней, по числу лет вышедшего на проповедь Спасителя, исчисляет в своей лествице совершенства этот богоносный наставник. Каждая ступень — новый духовный возраст, новая стадия духовного роста.

Полагая основание своей «Лествицы», преподобный Иоанн пишет прежде всего о том, каким должен быть вступающий на путь благочестия:

Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя в Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и по силе своей старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушения, сетей и молвы всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого.

Грех есть тяжкая болезнь души, искажающая наш внутренний мир. И преподобный Иоанн, как опытный врач, исследуя корни всех подобных заболеваний, выясняет, отчего происходит та или иная душепагубная страсть. Он учит, как избавиться от памятозлобия и злословия, чревоугодия и лености, как победить страшные грехи уныния и безумной гордости, как соблюсти целомудрие. Лекарства, предписываемые преподобным Иоанном, порою кажутся горькими, — но плодом следования его советам является святая и бесконечная радость о Господе.

Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1: 7). К труду на ниве Божией приступают люди, имеющие различные устремления. Кто-то трудится, как раб, боящийся наказания, вечных мук в мире ином; кто-то подвизается, как наемник, ради награды в Царствии Небесном. Но выше всех — те, кто нарекаются сынами Божиими, трудясь из любви ко Господу и избегая греха из страха огорчить тем Небесного Отца. Преподобный Иоанн Лествичник, зная об этих различиях среди христиан, повествует о том, как Божиим Промыслом добросовестно подвизающиеся рабы и наемники приходят к Божественной любви и усыновляются Господу.

Будем же, дорогие братья и сестры, по мере сил подвизаться на этом благодатном пути. По слову апостола, да приступаем с искренним сердцем, сполною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести... Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10: 22–24). Будем усердны и в нынешнем нашем делании, труде углубленной молитвы и поста, памятуя предостережение преподобного Иоанна: «Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо».

Возлюбленные мои во Христе! Пусть не многие из нас достигнут высоких ступеней на лествице духовного совершенства. Неразумно стремиться к тому, что выше твоих сил. Так и преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Удивляться трудам святых хорошо, ревновать им спасительно, но желать вдруг сделаться подражателями их жизни — это дело безрассудное и невозможное».

Однако будем старательны в доступных нам делах, и Господь не преминет спасти принесших Ему посильные труды. Есть мудрая русская поговорка: «Хоть сзади, но в том же стаде». И воистину, несравненно лучше быть последним в вечном Царствии Небесном, чем первым в тленном царстве земном.

Находясь хотя бы и у подножия Божественной лествицы, ведущей к совершенству, возложим наше упование на Господа и последуем призыву духовного наставника нашего — преподобного Иоанна Ле-ствичника:

Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища... Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем.

Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: