Сегодня:

20 октября 2019 г.
( 7 октября ст.ст.)
воскресенье.

Икона Божией Матери ''Умиление'' Псково-Печерская.

Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Поста нет.

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы , еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая пресвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).


Утр. - Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1-10. Лит. - 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11. Лк., 30 зач., VII, 11-16. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вход Господень в Иерусалим. Поучение 2-е

(Слезы Господа о нас)

Протоиерей Григорий Дьяченко

Вербное воскресение.

I.Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. Когда Господь воскресил Лазаря, то это чудо произвело реши­тель­ное действие как на лиц, веровавших в Господа, так и на врагов Его. Враги Христовы, видя, что число последователей Христовых быстро умножается, решились убить Его и дали повеление указать, где Он находится. Господь, хотя знал об этом умысле врагов, но не побоялся идти в Иерусалим на праздник Пасхи, так как наступило для Него время – пострадать за спасение рода человеческаго. Подходя к Иерусалиму, Он велел ученикам привести ослицу и осленка; ученики положили на ослицу одежды свои, посадили на нее И. Христа, и Господь поехал в Иерусалим. Когда Он стал спускаться с горы Елеонской, ученики и множество собравшагося на праздник Пасхи народа, с пальмовыми ветвями в руках, встречали и сопровождали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Царь, грядущий во имя Господне, осанна в вышних!» Во время этих криков народ бросал на дорогу одежды и ветви. Крики эти не нравились фарисеям, и они сказали И. Христу: «запрети ученикам твоим»; но Господь ответил: «если они умолкнут, камни возопиют». Другим не нравились восклицания детей; но Господь напоминал, что об этих восклицаниях было предсказано еще Давидом. Когда Господь увидел Иерусалим с горы Елеонской, Он заплакал о нем и сказал: «о, если бы и ты, хотя в сей твой день, узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто от глаз твоих. И вот придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, разорят тебя, убьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне». Вошедши в храм, Господь начал выгонять продающих в нем и покупающих, и сказал: «дом Мой – дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Фарисеи и книжники старались схватить И. Христа, но не могли этого сделать, потому что народ неотступно слушал Его.

II.Обратим, братия, внимание на слезы Господа при входе Его в Иерусалим.

На три случая указывается нам в евангелии, когда плакал Господь наш: плакал Он, при гробе друга Своего Лазаря; затем в саду гефсиманском, во время молитвы к Отцу, да мимо идет чаша страданий; и – при взгляде на Иерусалим погибающий. Слезы гефсиманские так высоки и таинственны, что о них дерзновенно было бы беседовать ко всем, – и слезы вифанские не без таинства: ибо для чего, повидимому, плакать у гроба того, кто в эту же минуту имел быть вызван из гроба? Слезы иерусалимские – просты и ясны: Господь плачет о Иерусалиме, потому что Иерусалим не разумеет времени своего посещения, не плачет сам о грехах своих.

а) Слезы иерусалимские – это наши слезы, ибо оне пролиты Господом, без сомнения, не об одном Иерусалиме, а и о нас с тобою, грешниках сущих! Господь плачет и доселе о каждом грешнике. Ибо как не плакать, когда он идет видимо в бездну, из коей нет возврата, и, имея в руках своих жизнь вечную, безумно меняет ее на суету и тление? Как не плакать о грешнике, когда столько средств, употребленных для примирения его с Богом, для возвращения ему прав на рай потерянный, к стяжанию для него царствия небеснаго, остаются туне и без плода? И яко приближися, видев град, плакася о нем.

б) Не помогли слезы Господа Иерусалиму! Не уразумел он тайны благодатного входа в него и слез, над ним пролиянных, и за то предан доселе на попрание языком! Не помогут слезы Господа и нам с тобою, если мы, подобно иерусалимлянам, останемся безчувственны во грехах наших.

в) Для того, чтобы этими безценными слезами омыты были грехи наши, надобно, чтобы к ним примешались собственныя наши слезы о грехах наших, чтобы печаль, исполнявшая сердце Господа, перешла в нашу душу, и изгнала из ней все нечистыя и зловредныя радости греховныя.

III.Посему не удивляйтесь, если мы, вместо веселия, пригласим вас к слезам. Пусть пророк восклицает: радуйся, дщи Сионя! это приглашение к душам чистым: оне могут и должны, по апостолу, радоваться не ныне только, а и всегда (Фил. 4: 4). А нам должно более плакать, нежели радоваться; ибо мы доселе во грехах и нераскаянии: грешникам же несть радоватися, глаголет Сам Господь. – Эта святая печаль по Бозе не помешает впрочем и радости истинной, которая у грешника, каковы мы, и может произрасти только из слез. В самом деле, посмотрите, как будет радостен для нас праздник Воскресения Господня, если мы наступающую неделю проведем в слезах покаяния! Он так будет светел, как никогда не был доселе, – чего да сподобит нас всех Господь Своею всемощною благодатию! Аминь.

(Сост. по пропов. Иннокентия, архиеп. херс. и тавр.,
т. I, изд. 1873 г. и др. источн.).

vn001

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах. – Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. – М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.

См. также: