Сегодня:

22 марта 2019 г.
( 9 марта ст.ст.)
пятница.

Сорок мучеников Севастийских.

Седмица 2-я Великого поста.
Глас 1.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

40 мучеников , в Севастийском озере мучившихся: Кириона , Кандида , Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938). Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть" (1666).


Утр. - Лк., 106 зач., XXI, 12-19. На 6-м часе: Ис. VII, 1-14. На веч.: Быт. V, 32 - VI, 8. Притч. VI, 20 - VII, 1. Лит. - Мчч.: Евр., 331 зач., XII, 1-10. Мф., 80 зач., XX, 1-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

На песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный»

(В Великий Вторник после утрени)

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…
(Ексапостиларий (светилен) по 9-й песни канона)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Митрополит Владимир (Иким)

Вот стоим мы с вами в храме Божием, преисполненные любви к страдающему Господу, и все земные заботы и проблемы житейские отступают куда-то на второй план. Мы плачем, потому что не можем не плакать. Мы скорбим, потому что не можем не скорбеть. Душа разрывается от сострадания и боли за истязаемого Спасителя. И сегодня неважно, что происходит в мире за стенами храма. Суета остается суетой, но если есть еще в жизни дни, когда небесное превосходит земное, то для нашего духовного спасения не всё потеряно.

По любви к Господу пришли мы сюда. Пришли мысленно разделить последние часы и минуты земной жизни Сына Божиего. И стоим перед выбором, который всем предстоит сделать, полностью осознавая свою ответственность. Ведь от каждого из нас зависит, что дороже — слава Божия или слава мирская, воля Отца Небесного или собственная, жизненный крест или греховное удовлетворение плоти. Верою и стремлением к истине, делами милосердия и добра выражается отношение к Богу, а не словесами заверений, как бы красиво они ни звучали.

Какой благодатью проникнуто услышанное нами сегодня на утрене песнопение:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!

Чертог украшенный — это Царство Небесное, уготованное всем верным, всем любящим Господа. Вот — мечта заветная! Вот — цель всей жизни христианской!

Как прекрасен, светел, лучезарен чертог Божий! Ничто нечистое и порочное не может войти в него и не должно в нём пребывать. Оттого и мы, отягченные грехами, загрязненные недобрыми помыслами и страстями, плачем теперь слезами горькими, покаянными. Господь ждет нас, зовет в украшенный чертог Свой, но мы не чисты, нет на нас одежды святости.

А ведь благодать Христа Спасителя всегда с нами, во все дни жизни. И Царство Небесное не только на небесах, а внутри нас пребывает, в каждой верующей и очищенной покаянием душе, изъявляющей готовность и стремление познать и принять Господа.

Что же нужно для того, чтобы не воздыхать с отчаянием: одежды не имам, да вниду вонь? Мы помним, братья и сестры, как Спаситель обратился к людям с проповедью, в которой первое слово было о необходимости покаяния: с того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17). Голос Вседержителя зазвучал для людей через Единородного Сына Божия. Заповедь покаяния обрела особую силу, потому что теперь вечное, нетленное осязаемо входило в жизнь. Сам Господь принял плоть человеческую, навечно соединив в Себе две природы: Бога и Человека.

Каково же было начало Его обращения к грешным людям, ради которых Сын Божий и пришел в этот мир? В словах Спасителя звучит призыв к покаянию, к искреннему и глубокому самоосуждению, к признанию своей виновности перед Отцом Небесным. Не обличением проникнуты слова Спасителя, а неизреченной радостью: жива надежда, близко спасение — приблизилось Царство Небесное! Настолько приблизилось, что каждый стремящийся к нему и потрудившийся духовно может ощутить его в себе. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

Ибо что такое Царствие Божие? Это то же, что Царство Христово, или Сам Христос, пришедший во плоти, Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом, прощение грехов, сыноположение или усыновление нас, грешных, через веру и крещение и прочие таинства — Богу… Царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели к добродетели, от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни, конца не имеющей.

Чертог украшен, и Бог ждет нас, зовет вкусить вечной благодати. Но всегда ли мы откликаемся на Его зов? Как часто мы заняты не подготовкой к принятию Господа, а беззаконными делами, которые удаляют нас от Него. Грешим, потворствуем страстям и порокам нашим, тем самым становясь рабами греха, пособниками врага рода христианского. Между тем любящий людей, распятый за грешников Христос жаждет одного — ответной любви человеческой, стремления нашего к Нему всей душой и сердцем.

В благодатные дни Страстной седмицы будем честны перед собой. Признаемся, братья и сестры, в том, что зачастую, сами того не осознавая, не последователями Христа мы становимся, не учениками Его, а безжалостными гонителями. Подобно жителям страны Гадаринской, которые, как вы помните из Святого Евангелия, отнеслись недружелюбно к Господу за совершённое Им чудо, когда не возрадовались исцелению безумного бесноватого брата, а лишь опечалились гибели презренного свиного стада.

Как хочется на слова эти возразить: нет, мы не такие, мы любим Спасителя! Но спросим себя: где же она, наша любовь, когда даже в храме Божием на Богослужении позволяем сердцу своему быть занятым совершенно иными мыслями и чувствами, чуждыми спасению? И не ропщем ли мы на Бога, не малодушничаем ли, не унываем ли, когда для испытания и очищения посылаются нам Господом скорби, невзгоды и болезни? Вот и получается, что любим мы Бога только в благополучии, а в невзгодах виним, забывая, что «Господь крепость людям Своим дает, Господь благословит люди Своя миром» (прокимен 7-го гласа, Пс. 28, 11).

И разве не нам всем Спаситель говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное? Мы медлим, не спешим, успокаиваем себя мыслью о том, что времени для покаяния у нас впереди ещё достаточно. Но кто может достоверно об этом знать? Только Отцу Небесному известен последний день нашей земной жизни. Так откуда же в нас такое пренебрежение к зову Божиему, такое нерадение о собственном спасении?!

Не все может человек, но все доступно Богу! Стоит лишь от всей души, от всего сердца возопить словами благословенного песнопения: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» — Дающий свет одарит всех верующих и уповающих на Него неизреченной Своей милостью, благодатью Духа Святого. Делом всей жизни величайшие угодники Божии, отцы Церкви Христовой считали снискание этого Божественного блага! Только к такому сокровищу духовному всегда устремляется святая и праведная душа. Но правдой является и то, что не угодно Духу Святому обитать в порочном сердце, омраченном греховной скверной. И потому нет надежды на милость Божию тем, кто земными удовольствиями и устремлениями добровольно эту благодать от себя отвергает.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Покаяться, от всей души повиниться пред Господом за совершённые злодеяния никогда не поздно, а тем более спасительно в эти скорбные и благословенные дни Страстной седмицы. Благодать Святого Духа, которую мы будем просить у Бога, да просветит одеяния нашей души. Очищенных в таинстве исповеди, убеленных паче первого снега воздыханиями о грехах своих, омытых покаянными слезами с радостью и любовью примет украшенный чертог, сотворенный Господом. Нелегко достигнуть его, море страстей и грехов пред нами. Но если мы смело и дерзновенно пустимся в путь на корабле покаяния, то обязательно доплывем и наследуем блаженную вечность.

Даждь Ми, сыне, твое сердце! — просит Господь (Притч. 23: 26). Готовы ли мы внять этой просьбе и полностью отдать Богу своё сердце, преисполнив его сыновней любовью? Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Но что значит принести Богу своё сердце? Это значит — соблюдать чистоту сердца от нечистых помыслов, от греховных движений, от всякой лжи и неправды».

Жить в святости и чистоте нелегко, но разве нет пред глазами нашими благословенного примера Сына Божия? Разве нам, людям, не отдал Господь в самоотверженной любви Своё сердце, явив образец пожертвования, сердечности и милости?! Сердце Господа открыто для нас вовеки!

Отверзем же и мы двери сердец, чтобы благодатью Святого Духа укрепить нашу веру, совершать дела добра и милосердия, неустанно исправляться и возрастать духовно. Бог любит нас, станем же достойны этой великой и благодатной любви! Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: