Сегодня:

21 июля 2018 г.
( 8 июля ст.ст.)
суббота.

Казанская икона Божией Матери.

Седмица 8-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия , Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Александра, Феодора и Николая пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579), и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655) Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1895), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), в Высочиновская (XVIII), в Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О грядущих Страстях Христовых

(В Великий Четверг)

Тайная вечеря

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы
на горнем месте высокими умы, вернии,
приидите, насладимся.

(Ирмос 9-й песни канона на утрене)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот настал этот благословенный день безсмертныя Трапезы, когда Господь во время празднования ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи новозаветной. Так впервые в истории человечества была совершена Божественная Евхаристия, берущая начало от Тайной вечери Господней. Трапеза святая и пир духовный ныне для Церкви Христовой, для всех нас, православных христиан, предлагаются. И души наши, очищенные благодатным говением, трепещут и устремляются навстречу Господу, чтобы вкусить необыкновенные Святые Дары. По великому человеколюбию Своему Спаситель под конец поприща постного приуготовляет Трапезу вечную. Сердцеведец Христос знает, что и у самых верных чад Его дух бодр, но плоть немощна.

Трапеза сия вдохновенная, ободряющая и поддерживающая алчущих. Во имя любви совершаемая. Трапеза возвышенная, для её Устроителя Небесного знаменующая прощание. Не на краткое время разлучается с нами Господь; долгий, нелегкий путь ждет Его. Божественный Учитель хорошо понимает, что уготовано Ему впереди. Так с кем же, как не с самыми близкими, самыми дорогими Его вселюбящему сердцу учениками разделить последние минуты?! И мы с вами, братья и сестры, с трепетом сердечным поспешим на эту благодатную Трапезу. Поторопимся… Приидите насладимся! Господь не ставит никаких сложных условий, не требует от нас невыполнимого. Соединиться со Христом, вкусить Святого Тела и Крови Сына Божиего могут все вернии, в ком горит огонь христианской любви, кто сострадает и сопереживает этим святым дням страданий Господних.

Время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими — так было велено Господом сказать хозяину, в доме которого намеревался Он совершить Тайную вечерю (см. Мф. 26: 18). Блажен и счастлив тот домовладыка, о нём знает теперь всё человечество. Но Святое Евангелие не называет нам его имени. Почему так? Существует немало толкований по поводу этого умолчания. Но если не искать конкретных причин, а обратиться к трепещущей душе своей, можно в полноте ощутить теснейшую связь с этим неизвестным домоуправителем. Имя сего человека сокрыто, но он — прообраз всех нас, верных Господу, ждущих Его благодатного прихода, готовых вкусить Пасху Господню. Святым Телом и святой Кровью Своею Сын Божий соединяется с каждым из нас навеки, Он у нас совершает Пасху, в наших душах и телах. Придя на землю, воплотившись и став Богочеловеком, Господь наш Иисус Христос принял на Себя естество наше, приобщился плоти и крови всего человечества. Теперь Он ждет от нас подобного приобщения, когда мы не только грешными устами принимаем Тело и Кровь Спасителя, но и сами соделываемся храмом Господним. Милосердный Владыка — начало и основа всей нашей жизни. Так неужели не поспешим мы разделить со Спасителем безсмертную Трапезу?! Неужели не станут для нас важным предостережением слова Вселюбящего Бога: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6: 53).

Чудо Богоявления в Тайной вечере приобретает новый сокровенный смысл. Великое таинство вочеловечения раскрывается отныне во всей своей полноте. Еще ранее Господь предсказывал ученикам: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6: 51). И далее: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 54). Вот любовь Божия, воплотившаяся в самой полной, самой глубокой мере. Через Причащение все верующие христиане становятся едиными Христу, восприняв в себя Его Святое Тело и Святую Кровь. К этому и стремился Господь, взывая к Отцу Небесному о роде человеческом, о верных чадах Своих: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17: 21). Сын Божий возвещает апостолам и через них всем верным об окончании Своего земного служения: Время Мое близко. Но прежде чем отойти к Отцу Небесному, прежде чем оставить возлюбленных учеников, Господь готов разделить с ними чаяния и чувства, готов, как печать Нового Завета, оставить это великое таинство — Трапезу бессмертную.

Время Мое близко. Что может быть важнее для истинно верующих христиан, чем стремление приобщиться сердцем к страданиям Спасителя?! С Ним вместе знать о предательстве корыстолюбивого Иуды?! С Ним молиться до кровавого пота в Гефсиманском саду, не уподобляясь заснувшим ученикам. Ощутить горечь предательского лобзания и позорное осуждение неправедного суда, претерпеть поношения и оплевания?!

Но перед этим скорбным молитвенным восхождением Господь призывает всех верных чад Своих ко Святой Трапезе! Как же приступить достойно? Божественное Причастие требует сердечной чистоты, освобождения души от горечи греха, плевел злобы и трясины осуждения. Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как, восстав от вечери, Господь наш Иисус Христос умыл ноги апостолам. Божественный Учитель, Творец Вселенной, Сын Божий, как безропотный слуга, с любовью и смирением выполнил рабский труд. Воочию Господь показал, что не почести и заслуги, не достоинства или способности ценятся в предвечных небесных обителях, а самоотречение, добровольная нищета и само­отверженное служение ближним. Сам Сын Божий явил пред апостолами и всеми нами величайший пример смирения: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13: 14–15). Кто же еще, кроме Сына Божиего, Агнца, закланного за грехи людские, кто же, кроме Спасителя, мог начисто омыть скверну рода человеческого, очистить от первородного греха? Неужели можно без волнения сердечного внимать сей чудной картине — Сын Божий на коленях, склонившись, очищает нашу грязь?! Омовение ног — прообраз таинства исповеди. Принося Господу сердечное раскаяние, мы, братья и сестры, очищаемся духовно, подготавливаем души наши к восприятию Страшных и Животворящих Таин Христовых.

В Страстной Четверг с волнением сердечным приступаем мы к Чаше Господней. Обновляется Церковь Христова, обновляется естество каждого из нас. Отныне облечены мы в ослепительно белые одежды чистоты. Вкусив Божественных Тела и Крови Господней, озаряемся ныне славой предвечной и благодатью Духа Святого. «Господь в нас! — радостно возвещает святитель Феофан Затворник. — Позаботимся навсегда удержать Его в себе… Молитва проведет силу Божию во все составы нашего естества и даст Ему простор действовать в нас… Будем постоянно помнить, что носим в себе Господа, и тогда совесть наша не допустит ничего, что сможет Его оскорбить».

Мысленно проследуем за Господом на гору Елеонскую, войдем в Гефсиманский сад. Вот Он, Сын Божий, готовый вступить на путь страдания и смерти. Вот они, ученики, верные, преданные, но по-человечески немощные.

Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колена, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
(Лк. 22: 40–42)

Как многому может научить нас гефсиманская молитва! Сам Господь, коленопреклоненно, до боли сердца, до пота кровавого возносит молитву к Отцу Небесному. А мы, братья и сестры, стремимся ли молиться с таким усердием?

Многое может молитва праведных! Среди искушений и скорбей нашего трудного, суетного времени нет для души христианской большей отрады, большей надежды и большего святого утешения, чем молитва. Она дает отраду, она зажигает в сердцах надежду, она возрождает в душах любовь, милосердие и сострадание. Господь молился в саду Гефсиманском в преддверии страданий и смерти. И скорбящих учеников Своих, и всех нас, сопереживающих Ему в эти святые страстные дни, призывает Он к бодрствованию и молитве.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Если уж Сам Спаситель искал в молитве живительный источник утешения, благотворения и духовного совершенствования, то нам тем более необходимо постоянно укрепляться и поддерживать силы духовные, припадая к этому благодатному источнику. Учитесь молиться! Да явится молитва для нас искренним и непрестанным общением с Отцом Небесным, чтобы вместе с Господом из глубины души воскликнуть:

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет!

Великий Четверг… Вот уже слышны шаги тех, кто идет пленять Спасителя. Множество вооруженных людей, посланных от первосвященников и старейшин. Во главе Иуда с предательскими объятиями. Горько звучат слова Господа: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22: 48). Сколько милосердия и сколько любви, надежды: быть может, опомнится в последнюю минуту, быть может, принесет покаяние бывший ученик?! Не опомнился… И вот уже бряцание оружия, угрозы, крики оголтелой толпы и преисполненная грусти оброненная Господом фраза: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Лк. 22: 52). Началось… Позади Гефсиманский сад, теперь же — шумный двор Каиафы и изматывающий допрос Пилата. А Голгофа еще впереди…

Предстоя пред Господом на Богослужении в храме, причащаясь Святых Христовых Таин, молясь с трепетом гефсиманской молитвы, будем иметь пред своими духовными очами Спасителя, предаваемого на страдания и смерть. Научимся молиться, научимся любить и сострадать! Пусть Причастие, которого мы ныне сподобились, будет для нас — в жизнь вечную, как для одиннадцати верных апостолов, а не в погибель, как для предателя Иуды. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

См. также: