Сегодня:

25 марта 2019 г.
( 12 марта ст.ст.)
понедельник.

Преподобный Феофан Сигрианский.

Седмица 3-я Великого поста.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Феофана исп., Сигрианского (818). Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Св. Александра исп. пресвитера (1933). Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943). Лиддской-нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери (I).


На 6-м часе: Ис. VIII, 13 - IX, 7. На веч.: Быт. VI, 9-22. Притч. VIII, 1-21.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Почему не стоит верить предсказаниям о скором апокалипсисе

Мамврийский дуб

Мир облетела тревожная весть: зна­менитый Мамврийский дуб, что в Хевроне, Израиль, упал. Святой дуб, который веками почитали христиане, мусульмане, иудеи. Ссылаясь на пророчества афонских мона­хов, СМИ сообщали: это один из признаков конца света. Желая выяснить, пора нам уже пугаться или еще нет, «Российская газета» обратилась к доктору богословия, профессору Московской духовной акаде­мии Алексею Осипову.

?Два дня убила на поиски: кто произнес пророчества, когда? Все без толку. Алексей Ильич, где найти кано­ни­чес­кий вариант этих текстов?

Алексей Осипов: — Таковых не знаю. Боюсь, речь идет или о каких-то устных словах кого-либо из афонских монахов, или это истории, связанные с преданием о Мамврийском дубе. Никаких прямых пророчеств от кого-либо из известных афонских монахов-подвижников нет.

?То есть — фейк?

Алексей Осипов: — Это варварское слово точно передает ситуацию. Как раз афонские монахи – из монастыря Кутлумуш – предупреждают об опасности увлечения пророчествами. Сам Христос сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, и отказался говорить о конце света.

?А почему?

Алексей Осипов: — Попробуй, сообщи здоровому человеку, что он точно через два дня и три часа умрет. Сказать это – значит связать его нравственную свободу. Не зная даты, человек живет так, будто вечен на земле. А здесь вдруг конец. Душевное состояние, всё поведение сразу изменится. Возможно и отчаяние, и озлобленность – и добро, и зло. И всё это не в силу нравственных принципов его жизни, а только потому, что она вдруг кончается.

?Конкретная дата не дана, но, может, есть какие-то признаки?

Алексей Осипов: — Да, день и час мы не можем знать. Но по совокупности признаков можем сказать, ближе мы становимся или дальше. Священное Писание особо указывает на развращенность, рост аморальности. Смотрите, как сегодня на Западе насаждается попрание норм нравственности – на государственном уровне. Такого никогда не было. Сами факты были всегда, но они считались отклонениями, извращениями природы вещей. А сейчас их признают нормой. И если какой-нибудь западный чиновник только попробует выступить против такой политики, его уберут! Его не будет!

Ещё один признак – рост гордыни, когда люди становятся все более самолюбивыми. «Главное моё Я, не трожь мое Я!». Отсюда третий признак, на который указывают святые отцы: потеря веры. Веры в то добро, о котором говорит христианство. И все большее уничтожение самого понятия истины. Истину низводят до частного мнения. Есть мнение, а не истина. «Вы считаете, что есть Бог, а я считаю, что нет. Это ваше мнение, всего лишь».

?То есть нет ничего абсолютного? И добро, и зло превращают в понятия относительные. «Что для кого-то зло, для кого-то, с другой точки зрения, может оказаться добром».

Алексей Осипов: — И это утрата самого главного – понятия Истины.

Иоанн Богослов говорит: «Бог – это любовь». Но если у человека культивируется эгоизм, если главное – гордыня, мое Я, тут не до любви. Иисус так обозначает один из признаков кончины века сего: когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Так что дуб ни при чём. И в том, что он упал, нет ничего странного. Когда я там был, дуб уже держали железные опоры, но я видел и зеленые ростки. В монастыре Святой Троицы в Хевроне был очень радушный настоятель, он давал мне и кору этого дуба, и желуди...

Мамврийский дуб, 19 в.

?А как к самому Мамврийскому дубу относиться? Как к свидетелю явления Аврааму Троицы или как к дереву, растущему на этом месте?

Алексей Осипов: — Думаю, последнее. Ведь что такое народные предания? Они, как ком снега, катящийся сверху, с годами обрастают все большими подробностями. Люди ассоциировали библейский эпизод явления Аврааму Троицы с конкретным местом, с конкретной дубравой. Они выделяли среди всех деревьев дуб из этого места и относились к нему как к святыне. Кстати, еврейское слово «кодеш», которое чаще всего переводится как «святой», происходит от корневого слова «кадаш» – «отделять для особой цели». Но относясь к дубу с почитанием, не стоит считать его падение предвестником всемирной катастрофы.

Еще в XIX веке аристократ, образованнейший человек, святой Игнатий Брянчанинов писал: «Одной из бед нашего времени является жажда чудес, более, нежели когда-либо». И это XIX век! Такое пагубное состояние Игнатий Брянчанинов объяснял тем, что «исчезли знаменоносные мужи», то есть великие святые. И тем, что люди потеряли уважение и благоговение ко всему священному, потеряли смирение. Вот и ищут везде чуда, зрелища, «шоу».

Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими предсказаниями, искание чудес – явление для психики крайне вредное. Они пишут о гибельности легковерия чудесам. Игнатий Брянчанинов, видя языческий настрой народа, предупреждал: самонадеянно стремиться ко всему чудесному, и уж тем более опрометчиво самому участвовать в совершении чудес, слишком опасно. «Мы приближаемся постепенно к тому времени, – писал Брянчанинов, – в которое должно открыться обширное позорище многочисленных ложных чудес». Цель ложных чудес – «увлечь в погибель тех несчастных, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами». При этом, как учит преподобный Кассиан Римлянин, «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни».

?Но разве не бывает чудес истинных?

Алексей Осипов: — Бывают. Игнатий Брянчанинов объяснял, как относиться к чуду: «Не хули и не принимай»! Не хули, то есть не ругай, не говори: все вздор – чтобы не оказаться противником божественного события, но и не принимай – чтобы не попасться в лапы лукавого, в лапы врагу. Простыми словами совет святых звучит так: «Не бойтесь, Бог не обидится, если вы по смирению не примите того, что исходит от Него. Но вот если вы примите дьявола, берегитесь!».

?Алексей Ильич, но если приближение конца света определяется не предзнаменованиями, а зависит от нравственного состояния людей, может, нам дано его отдалить, отодвинуть?

Алексей Осипов: — Конечно. Именно в силу этой причины Христос и отказался говорить о дне и часе Своего Второго Пришествия. Одним из центральных понятий в православном богословии, чрезвычайно важным, является понятие синергии, то есть понятие совместности усилий человека и Бога в деле подвига и спасения. Как Христос Богочеловек, так и дело спасения Богочеловечно. Это первое. Второе – не Бог каждый раз решает все обстоятельства жизненные, не Он. Но подобно тому, как существуют физические законы, точно так же, с еще большей твердостью и непоколебимостью, существуют законы духовные, по которым совершается всё течение жизни и происходят события – как у отдельного человека, так и всего человечества. Преподобный Марк Подвижник объясняет: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению от Бога, как думают не знающие духовного закона». Не Бог Сам действует, а по Его законам духовным это происходит. И высшим законом является закон любви, ибо Бог есть любовь.

?Значит, если я сегодня сделаю что-то по закону любви, по заповедям – не для себя и не для члена своей семьи, а просто для ближнего, и, наоборот, не сделаю ничего, чтобы нарушило этот закон любви, то этим я отодвину грозную черту конца света?

Алексей Осипов: — И «да», и «нет». Потому что не сам по себе факт определяет качество дела, а та причина, та мотивация, которая побуждает нас это сделать. Я могу сделать добро по лицемерию, по расчету, из тщеславия и самодовольства. А могу сделать ради исполнения воли Божьей, которая является любовью. Понуждая себя. Мне, может, не нравится этот человек, а я сделаю для него доброе - только ради исполнения Его воли. И тогда да, каждое благое деяние, сделанное из любви, отодвигает катастрофу. Тут можно вспомнить слова нашего философа И. В. Киреевского: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Беседу вела Мария Городова.

vn001

Источник: «Российская газета - Неделя», № 39 (7797)