Сегодня:

20 июня 2018 г.
( 7 июня ст.ст.)
среда.

Собор Ивановских святых.

Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999) Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы , Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV). Собор святых Ивановской митрополии . Сщмч. Андроника , архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919).


Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Православие одного дня

ВСТРЕЧА АРХИМАНДРИТА РАФАИЛА С ВЕРУЮЩИМИ В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

По учению Церкви только в Православии истина. Почти все православные страны, как правило, живут бедно, а неправославные богато. Почему, и в чем тут дело?

k0401— Одно из протестантских течений — кальвинизм, учит о том, что признак благословения Божьего это материальное благополучие и богатство. Православие говорит о другом: что богатство, бедность, здоровье, болезнь — это только ситуации и обстоятельства, а главное богатство — это познать Бога, войти в общение с Богом здесь на земле, в общение, которое будет продолжаться вечно. Поэтому думать о том, что материальное богатство и технический прогресс, являются для христиан самоцелью, или же, что бедность служит признаком неблаговоления Божия — это не понимать и не принимать сущности самого христианства. Сам Господь и Его ученики на земле жили в бедности. Господь сказал, что не имеет места, где главу преклонить; апостолы ходили по городам и селам, как странники, проповедуя Евангелие.

Что же касается богатства и бедности, то определяющего значения для спасения души они не имеют. Главное, как человек воспользуется своим богатством и насколько мужественно и великодушно перенесет он бедность. Но как ни странно, само богатство, чаще всего, является искушением, тяжелым искушением и испытанием для человека. Он вместо того, чтобы распорядиться тем, что имеет, для блага своих ближних, чаще всего становится эгоистом, который постепенно забывает о любви к ближним и думает только о себе. Поэтому, хотя среди праведников были и цари и князья, и люди, обладающие богатством, но, обычно, богатство и деньги портят человеческое сердце. Может быть, если бы мы жили богато, то еще сильнее увлеклись бы этим миром и забыли бы о вечной жизни и отчудились бы от Бога. Мы должны помнить, что Бог благ, и Он дает нам то, что нам нужно, что необходимо для вечного спасения и для земной жизни. Святой Исаак Сирский говорит, что видел многих, которые мужественно перенесли бесчестие и бедность, но не видел человека, который не изменился бы от славы и от власти. Поэтому материальное богатство это не лучшее условие для познания Бога. Скорее всего, оно усыпляет человека, и пробуждение наступает в час его смерти. Конечно, это не абсолютное правило. Среди богатых есть много людей исполняющих волю Божью. Но Господь сказал о богатом юноше, который не захотел последовать за Ним, что если бы тот истинно любил Бога и людей, то не мог бы удержать у себя богатство, видя, как другие бедствуют и умирают от голода. Этого изречения нет в Евангелие, но оно сохранилось у древних отцов.

Каждый может судить по себе, когда он был ближе к Богу — когда у него внешне все было благополучно, или когда испытания, страдания, болезни, скорби как нежданные гости входили в его дом?

— Сегодня день Торжества Православия, скажите, что нибудь об этом.

a039

— О событиях этого праздника наверно каждый священнослужитель говорил сегодня на проповеди. Я могу сказать только одно, что Торжество Православия должно явиться для нас великой радостью в том, что мы православные, но кроме радости оно должно быть для нас великой ответственностью. Православие самый большой дар Божий, который получили мы и, вместе с тем, Православие — самая большая ответственность, так как Господь строже всего будет судить православных. Написано: суд Божий начнется с Церкви. Поэтому мы должны помнить, что кому дано больше, с того больше и спросится. Православие это дар и возможность вечного спасения, но, в то же время, Православие вовсе не делает человека уже механически спасенным только потому, что он православный.

Вера — необходимое условие для спасения, но вера должна проявится в делах любви. Поэтому Православие обязывает нас к свидетельству неправославному миру о высоте Православия, а этим свидетельством является жизнь каждого из нас. Но, к сожалению, мы в своей жизни часто подаем соблазн неправославным и повод осудить православную веру. Поэтому братья и сестры, мы должны знать, что каждый из нас в какой-то мере является проповедником Православия, эта проповедь — его жизнь.

Чем апостолы победили мир? — силой благодати и проповедью о любви. Чем древние христианские общины отличались от языческого мира? — духом любви. И поэтому мы православные по вере должны стараться стать православными по сердцу, православными по любви к людям. А сама вечная жизнь будет вечным Торжеством Православия.

— Станем ли мы свидетелями III мировой войны? Скажите, что-нибудь утешительное.

— Господь отказался отвечать на вопрос, когда настанет конец мира. Времена и даты неизвестны нам. Мы не знаем потенциала добра и зла, которые существуют на земле и определяют будущее. Иногда молитва одного праведника избавляла целые государства от несчастия и наказания Божьего. Так молитва преподобного Арсения Великого, как было потом открыто отцам, спасла Византию от страшного землетрясения. Поэтому мы не знаем будущего. Мы видим пороки, мы видим мерзкий разврат, мы видим эгоизм людей, мы видим оскудение любви, – порок, как бы бьет по глазам, – но мы не видим добродетелей, потому что они скромны и прячутся от мира. И возможно, что есть несколько людей среди нас, молитва которых может повернуть руль истории или задержать те бедствия, которые должны постигнуть мир.

— Как думаете, мы христиане последнего времени?

— Раскройте Апокалипсис. Там говорится о будущем Церкви и мира, притом это будущее во многом представляет собой цепь нарастающих катастроф.

Что же касается вопроса, последние мы христиане или нет, то, Господь отказался ответить на вопрос, когда Он придет. Самый главный признак последнего времени — это оскудение любви. Люди потеряют любовь друг к другу, они станут эмоционально холодными и безразличными к самым близким и родным. И в этой «пустыне духа», среди городов, сверкающих стеклом и сталью, в ослепительном свете электричества и блеска реклам, духовно одичавшее человечество изживает само себя. Признаки последнего времени уже существуют, они нарастают и сгущаются, но когда настанет конец мировой истории — это знает только Господь. Все человеческие предположения о времени и сроках конца мира, как правило, не сбывались.

— Что думаете о современных явлениях и чудесах?

— Чудеса это непосредственное проявление силы Божией, которая стоит над всеми законами. Однако Господь предупреждает, что в последнее время будет много ложных чудес. Поэтому в отношении к ним мы должны быть осторожными и осмотрительными. Не чудеса спасают нас, а Евангелие. Святой Иоанн Златоуст говорит, что чудеса для неверующих, а не для верующих.

— Как приобрести смирение?

—Смирение нельзя приобрести, — его надо приобретать всю жизнь до самой могилы. Господь сказал: «Научитесь от Меня, как Я кроток и смирен сердцем». У нас есть идеал в лице Иисуса Христа. Этот идеал недосягаем; он всегда будет перед нами. Мы можем только стараться приблизиться к нему.

Что нужно практически, чтобы приобрести смирение? Самый действенный способ — это быть в послушании у своего духовного отца, отсечь свою волю; но это — самоотвержение, на которые не все способны. Есть евангельские заповеди обязательные для христиан. Священное Писание названо заветом. Завет, образно говоря, это союз между Богом и человеком, где пункты договора — заповеди. Это десять заповедей Ветхого Завета, девять — Нового Завета, и две заповеди о любви к Богу и ближнему, которые Господь назвал наибольшими из всего закона и пророков. Но также существуют евангельские советы, которые человек принимает добровольно, чтобы приблизиться к высшему совершенству: это произвольная нищета (иметь только то, что необходимо для жизни), безбрачие и полное послушание. Они не для всех. На такой подвиг человек идет по особому призванию.

В выборе духовного отца нужно быть осмотрительным и осторожным. Сам духовный отец, в какой-то мере, тоже должен пройти духовный путь и сам должен иметь опыт послушания, то есть иметь духовного отца, перед которым бы он отвергал свою волю.

Что же касается смирения, то нужно развивать в себе чувство постоянного покаяния, и во всех ситуациях стараться обвинить не других, а себя самого. Святой Григорий Нисский говорит о том, что мы и ближний наш — две картины. Когда картина, где изображены мы сами, нравится нам, то в картине, где нарисован наш ближний, мы находим много недостатков; а когда другая картина нам кажется красивой, тогда в себе мы обнаруживаем пороки, грехи и недостатки. Неосуждение это начало, это первый этап пути к смирению, но неосуждение не означает духовную слепоту; можно видеть грехи и ошибки людей, но подходить к ним не с судом, а братской любовью, зная, что все мы в одном состоянии — в состоянии падения, во власти греха и страстей. Поэтому здесь мы должны помогать друг другу молитвой и доброжелательством, а не судом, в котором всегда скрыта гордость. Когда человек осуждает другого, то считает, что на его месте поступил бы лучше; но, возможно, что поступил бы намного хуже.

Для стяжания смирения нужно помнить о подвигах, которые совершались святыми, сравнивать их со своей жизнью и видеть насколько мы далеко отстоим от них. Нужно просить у Господа даровать нам смирение, как мы просим у Господа другие духовные дары.

Смирение это состояние человеческого сердца, оно не должно быть заменено смиреннословием. Некоторые на словах стараются показать себя смиренными, но они артисты смирения, они как бы играют в него перед зрителями, и сами довольны своей игрой. Ложное смирение это один из видов опасной, тайной духовной гордыни.

Смирение, как и все добродетели, надо скрывать в своем сердце, а не демонстрировать перед другими.

— Как выбрать духовного отца?

— Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о выборе духовного отца нужно усердно молиться Богу, чтобы на него указал Сам Господь. Здесь кроме личных достоинств духовного отца еще есть нечто, не подающееся объяснению — это духовное родство. Вот бывает, что человек весьма добродетелен, но мы чувствуем, что у него другое душевное устроение и мы остаемся чужими, а духовный отец и духовное чадо должны понимать друг друга с полу слова; между ними должна существовать постоянная духовная связь. Преподобный Антоний Великий говорит: «Открывай свое сердце тому, кому оно само открывается». Если вы увидите в своей душе доверие и полную откровенность к духовному отцу, что вы можете ничего не скрывая всегда говорить ему то, что находится в тайниках вашей души, при том говорить совершенно свободно, без всякого внутреннего колебания и сомнения, то это уже будет один из знаков, что такой человек может быть вашим духовным отцом. Если у вас какая-то скорбь на душе, вы придете к нему и уйдете неотягощенным, а утешенным, то это второй признак того, что этот человек может поддержать вас, что он может быть вашим духовным отцом, и в третьих, а может быть, это и во-первых, что духовный отец должен исповедовать чистое Православие.

Между духовным отцом и духовным чадом еще образуется некое духовное сходство, похожее на сходство между плотскими родителями и детьми. Именно в духовном отце мы хотим видеть хотя бы отчасти тот пример, тот образец, которому можем подражать. Некоторые считают, что одно рукоположение в священника уже дает ему возможность быть духовным руководителем. Это не так, когда мы говорим не об общем, так сказать, духовном руководстве Церкви, не о проповеди, которую читает священник во время богослужения, а когда мы говорим о личном руководстве, связанном с послушанием и отвержением от воли. Только тот, кто прошел духовный путь, может дать другому то, что приобрел сам. Если человек ничего не приобрел, дать ничего не может; он остается сам с пустыми руками. Неопытный духовный отец — как неопытный врач: не знаешь, вылечит или повредит.

— Должны ли мы быть в послушании у духовного отца, который нас учит заповедям Божьим, а сам их не исполняет?

— Есть различные степени послушания. Есть послушание, когда мы просим благословения на определенное дело; есть послушание, когда мы ставим перед духовным отцом проблему, которую он должен решить; есть такое послушание, когда сам духовный отец, зная нашу жизнь, первый говорит нам о том, что нам нужно делать. Если мы считаем, что наш духовный отец не исполняет заповедей Божьих, то нам нужно или осудить духовного отца или осудить себя самих за то, что мы считаем его нарушителем божественных законов. Если он наш духовный отец, то, как мы можем судить о том, он исполняет заповеди Божьи или нет? Если говорить об отдельных поступках, то даже святые не всегда поступали свято. Об этом свидетельствует Карфагенский Собор. Там стоял — святые в молитве Отче Наш просили отпущение своих грехов, или грехов человеческих, будучи сами свободны от воздействия греха? И вот постановление Карфагенского Собора, принятое в канон Церкви, говорит о том, что святые также просили прощения за свои грехи.

Если мы увидим, что духовный отец проявил какую-то слабость, рассердился на нас, поругал нас, сделал может быть какую-то несправедливость, не оказал внимания и т. д. то это человеческие слабости. Идеального человека не существует; идеал только один — Иисус Христос и Его Пречистая Матерь, — больше нет. Даже святые стяжали святость в жестокой борьбе с грехом. Но, если у духовного отца неправильное понимание духовной жизни, если он как бы примирился со своими грехами и лицемерит, стараясь оправдать их, вот тогда уже возникает — может ли он быть нашим духовным отцом?

Человек, который сам находится в состоянии греховности, с которой он не борется, тот и другого не может научить. Стать христианином учат не только словами, но и примером. Духовный отец дает не только информацию в форме вопросов и ответов, духовный отец дает духовные силы через молитву, даже через общение с ним. Быть в связи с духовным отцом — это не только задавать вопросы и получать ответы, это гораздо большее, это соприкосновение душ. Иногда духовный отец помогает духовному чаду так, как помогает донор больному, отдавая свою кровь.

При сомнениях надо решить: духовный отец проявляет слабости как и всякий человек или духовный отец находится на неверном пути — тогда руководить он уже не может. Но лучше всего в таком случае посоветоваться с другим опытным священником, который объективно посмотрел бы на создавшееся положение и дал бы ответ.

— Как приобрести надежду на Бога и собственную безнадежность?

— Этот вопрос близок к вопросу: как приобрести смирение. Один из способов приобрести надежду — это благодарить Господа за все благодеяния, которые совершает Он над нами каждый день. В жизни каждого человека есть множество поразительных случаев помощи Божией, когда казалось бы нет надежды, когда казалось человек оставлен, в каком то тупике, и вдруг приходит нежданная помощь. Но, чаще всего, мы забываем об этом, иногда даже не поблагодарим Бога, и благодеяния Бога как будто написаны на воде; они стираются из нашей памяти, мы забываем о них. Поэтому гаснет наша надежда, а если мы будем помнить о благодеяниях, я даже дерзну сказать о чудесах Божиих, которые проявляются в жизни каждого человека, каждого из нас, то мы будем знать что Господь близок к нам, что Он не оставляет нас ни в каких ситуациях. Мы оставляем Его, но Он всегда с нами.

— Как правильно молиться?

— Надо помнить, что на молитве мы стоим перед Господом, который слышит нас, что мы обращаемся к живому Богу, который видит каждое движение нашего сердца, поэтому молитва-это искренняя душевная беседа творения с Творцом, только конечно беседа проникнутая чувством благоговения. Если мы внимательно читаем Псалтирь или молитвы, написанные святыми отцами, то слова этих молитв становятся нашими собственными словами, в них мы находим себя, в них мы видим что и как нужно просить у Бога.

В молитве первое — память о вездесущии Бога, Который дал нам великий дар — обращаться к Нему. Не всегда нам удается встретиться и побеседовать с человеком, имеющим для нас какое-то значение в этой жизни. А Господь всегда открыт для нашей беседы с Ним. Во вторых, нужно покаяние в своих грехах и смирение, которое рождает благоговение, и в третьих, — внимание. Постоянное внимание требует постоянной борьбы с демонами и самим собой, чтобы заключать нашу мысль в словах молитвы. Поэтому внимательная молитва это подвиг и тяжелый внутренний труд. Молитва тех пустынников, которые вдали от мира молятся за все человечество, это непрестанная жертва. Есть три вида молитвы: молитва по книгам, краткая молитва, которую человек повторяет, как бы носит в своем сердце — Иисусова молитва, и еще обращение к Господу своими собственными словами.

— Что мы должны просить во время молитвы? Что является благом для мирян?

— Что мы должны просить во время молитвы? Все это вкратце содержится в молитве Отче Наш. Там все главные прошения — о духовном и материальном, о вечном и о временном. Можно сказать, что это как бы концентрат всех молитв. Что является благом для мирян? Высшее благо это сам Господь и для мирян и для монахов. Царь Соломон, который испытал все, который имел несметное богатство, который воплотил в жизнь все свои пожелания, в конце книги Екклесиаст сказал: «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай — в этом есть все для человека».

— Во время молитвы приходят разные страшные слова, иногда даже богохульные; это от моего сердца или...? Как мне избавиться от них?

— Избавиться от этого очень просто — надо помнить, что мысли кощунственные, богохульные, не от нас, а от демона. Они похожи на лай собак за окном; мы слышим лай, но ведь не должны думать, что это наш голос. Так и эти мысли, они не наши. К нам могут придти греховные мысли от наших страстей, но богохульные мысли на молитве это от дьявола. Теперь как различить эти мысли? Наша страстная мысль дает на какое-то мгновение удовольствие. Мы переживаем некое наслаждение от греховной страстной мысли, хотя это наслаждение потом меняется чувством отвращения, потери и т. д. Но мы переживаем момент наслаждения, а в богохульной мысли этого момента нет, там сразу испуг. Это доказательство, что оно не от нас и не наше. Надо сказать «не соизволяю» и затем спокойно продолжать молиться.

— Отец, как можно бороться с ленью, которая мешает нам молиться?

— Считать, что каждый день нашей жизни может быть последним днем.

— Если человек всем сердцем стремится к покаянию, но у него не получается, в чем причина, что он должен сделать?

— Если человек всем сердцем стремится к покаянию, значит, он уже кается. Господь видит человеческое сердце.

— Как должны жить православные сегодня, когда вокруг столько бесправия?

— Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Лот стал святым потому, что он жил в Содоме, не осуждая содомлян, оставаясь верным Богу».

— Существует ли демоническое влияние? И если есть, то как мы должны бороться с ним?

— Раз существует демоническая сила, значит, существует демоническое действие, значит, существует демоническое влияние. Когда мы встречаемся с теми или другими людьми, мы часто ощущаем после встречи и беседы с ними или какую-то внутреннюю легкость, как будто обновление своей души, или же наоборот, мы уходим с чувством разбитости, тяжести, опустошенности. Это производит на нас человек своим влиянием — действием состояния своей души, а тем более, когда здесь целенаправленная, темная, демоническая сила. Но не надо преувеличивать эту темную силу, над ней есть Бог. И поэтому диавол не может действовать без попущения Бога; а на колдовство надо смотреть, как мы смотрим на телесную болезнь, как смотрим на несчастье. Но у нас есть возможности и средства противостоять этой темной, разрушительной, губительной силе ада.

Колдовство прививается легче гордому человеку; гордый человек имеет сходство с демоном сам по себе, потому что, существо демона, его внутренняя жизнь — это гордость и ненависть. Гордый открыт для влияния сатаны. Поэтому здесь смирение является щитом против колдовства. Затем молитва, особенно Иисусова молитва и частое причащение Святых Таинств. Как раз в этом вопросе, некоторые невежественные духовники, вместо того чтобы призывать людей причащаться как можно чаще, наоборот отдаляют их от Причастия, без всякого основания и права. Затем, если человек будет стараться стяжать в своем сердце Иисусову молитву, то в значительной степени он уже будет предохранен от темной силы. Но сама Иисусова молитва должна быть молитвой покаяния. Надо помнить, что сила Божия всегда сильней силы сатанинской. Без позволения Христа, демоны, изгнанные из бесноватого, не могли даже войти в стадо свиней. Демон силен нашими грехами.

— Иногда в каких-то вещах лежит заклятие, даже в иконах. Действует ли оно на человека, как поступить в этом случае?

— Церковь дает нам помощь во всех случаях, поэтому существует чин освещения дома. Христиане могут каждый год освящать свое жилище. В этом чине есть молитва о том, чтобы Господь очистил бы это место от всякой темной силы. Через икону — образ Божий никакое заклятие не может перейти, но икона должна также быть освящена в Церкви. Если мы будем жить по христиански, если будем посещать храм, исповедоваться и причащаться, молиться утром и вечером, если мы будем бороться со своими страстями и грехами, то колдовство не сможет действовать, оно будет связано благодатью. Темная сила проявляется, когда мы сами даем этому место и повод. В житии одного святого написано, как некий человек пришел к колдуну и просил из-за мести, чтобы он наслал чары на княгиню, под властью которой был этот человек. Колдун начал читать заговоры, но вдруг стал корчиться, упал на землю, его стало трясти. Когда он пришел в себя, то сказал: «Я не могу навести на княгиню чары и порчу — она стоит на молитве, и поэтому бесы, дойдя до ее дома, обратилась назад, и теперь мучают меня».

— Может ли ложь иногда быть оправданием?

— Иногда ложь бывает только меньшим из зол, но никогда ложь не превращается в добро. Даже в вынужденной лжи надо каяться, и считать, что мы допустили ее из-за нашего несовершенства, из-за нашей слабости. Например, такой пример возьмем: у роженицы умер ребенок и сама она находится в тяжелом положении. Она спрашивает: что с моим ребенком? Что нужно ей сказать? Что ребенок умер? — это может убить ее, или солгать, что ребенок жив. Обычно выбирают из двух зол меньшее, то есть солгать, чтоб спасти ее жизнь. Но если бы мы обладали большей благодатью, — тем, что называется святостью, — то могли бы сказать правду и духовно поддержать при этом больную. Но дело в том, что мы не обладаем такой благодатью и поэтому слово, исходящее из нас, правдивое слово, может оказаться в данном случае жестоким словом. Но и в таком выборе все равно мы должны упрекать себя — почему мы находимся на той низкой ступени, где ложь для нас бывает необходимой, что, хотя знаем, что всякая ложь от диавола, но говорим ее. А причина одна — мы не достаточные христиане.

— Как искупить непростительный грех?

— Святые отцы сказали: «непростительный грех — это грех утаенный и неисповеданный, остальные грехи простительны». А как искупить его? Не мы искупляем себя, а искупил нас Иисус Христос. А что нужно для нашего исправления (а не искупления) – это должен указать духовный отец.

— Должны ли христиане бороться за христианскую правду и насколько важно это для их спасения?

— Что значит церковная правда, церковное право или церковный дух? Бороться за церковную правду мы должны, прежде всего, в своем сердце. Если мы живем по Евангелию, значит, уже мы одержали победу, по крайней мере, в своем сердце — церковной правдой. Если говорить о нашем отношении к неправославному миру, то здесь уже некая другая область, область закона, область взаимного отношения между Церковью и обществом, те законы, которые должны защищать и гарантировать права Церкви. Но главная гарантия и защита Православия должна быть жизнь самих православных христиан.

— Сегодня в церкви некоторые говорят, что главное внутренняя жизнь, борьба со страстями, а некоторые говорят, главное изучение догматов, защита Православия. Есть ли право у гордого человека, моральное право, защищать Православие?

— Изучение догматов и борьба за очищение своего сердца должны быть единым процессом. Здесь нет главного и второстепенного — и без одного и без другого не существует спасения. Что значит «изучение догматов»? Это вера в те догматы, которые хотя бы кратко изложены в Символе Веры, это вера в то, что учит Церковь, это вера в саму Церковь. Вера в догматы это еще не догматическое богословие, которое доступно далеко не для всех. Догматы необходимы для нашего спасения — это концентрат всего учения Церкви и, в то же время, они могут быть приняты только лишь душой, которая борется со своими страстями. Без очищения души сами догматы будут внешними, холодными, далекими от нас понятиями, вроде философских абстракций. А когда человек живет по- церковному, когда он старается очистить свою душу от страсти, то догматы превращаются в светящие истины, которые озаряют его сердце и сознание, он ощущает их истину. Что же касается о «проповеди гордых», то гордый может проповедовать и часто проповедует, но его слово не может дойти до сердца человека, ибо сердце открывается только перед тем словом, которое исходит от сердца смиренного.

— Если человек хочет стать монахом, но не может оставить своих родителей, как ему поступить?

— Он должен задать себе — почему я не могу оставить матерь и отца? По земной привязанности к ним или потому что они зависят от меня, и я должен досмотреть их? Если здесь кровная привязанность, то духовный долг — поставить монашество выше родства. Если же наша помощь совершенно необходима для наших родителей и у них нет больше никого, а им самим трудно остаться без нашей помощи, то следует досмотреть их или вручить в надежные руки. Даже святитель Иоанн Златоуст согласился на мольбу своей матери принять монашество тогда, когда похоронит ее, и сдержал свое слово. Он одно время выступал адвокатом на суде, но жил в мире как монах. А если в нас говорит только кровь и плоть, тогда и для нас и для наших родителей будет хуже, если мы не исполним своего высшего призвания — служить Богу.

— Скажите самый короткий путь к решению пойти в монастырь?

— Это такое расположение души, когда человек ощущает, что для него другого пути уже нет, что это единственный путь, когда человек уже не выбирает, когда выбор как таковой отсутствует. Но, в общем, в этом отношении надо быть осмотрительным. Раньше монашество давалось после многочисленных испытаний, притом трудных испытаний, только пройдя через них, как проходят через фильтр, пришедшие в монастырь могли остаться там и принять монашество. В этом отношении лучше проявить медлительность, чем поспешность, а монашескую жизнь надо начинать уже здесь в миру.

— В Грузии, на протяжении веков, прерывалась ли монашеская жизнь?

— Монашество это особое призвание, это религиозный максимализм: когда человек хочет сконцентрировать все свои силы на самом главном, когда человек хочет посвятить и отдать себя Богу. Поэтому монашество, как таковое, никогда не прекращалось, оно никогда не прекратится, но в монашеской жизни очень важны традиции и, к сожалению, эти традиции были насильственно и искусственно прерваны. Поэтому теперь начинается возрождение монашества, монашеской жизни — как монастырской жизни, и конечно здесь будет много трудностей, которых не было бы, если эта преемственность существовала. Поэтому надо не спешить осуждать современных монахов; они находятся в не­благоприятных условиях уже потому, что опыт, который передавался устно и личным примером, прервался, этот опыт потерялся. Его восстанавливают снова, его надо восстановить снова. А так монашество, как внутреннее стремление к Богу, как первая из высших заповедей «Возлюби Господа от всего сердца» который поглощает все остальные, будет существовать всегда и будет потребностью определенных людей, при том потребностью неистребимой.

— Почему человек должен радоваться, когда создает семью?

— Когда жениха и невесту во время венчания трижды обводят вокруг аналоя, то хор вначале поет песнопение «Исайя ликуй», а затем — «святые мученицы, добре подвиг совершившие».

— Новобрачные должны остаться со своим духовным отцом или должны иметь одного духовника?

— Если духовники в своих советах не перечат друг другу, тогда они могут остаться каждый у своего духовника. Но если духовники дают различные благословения и в следствие этого появляются сложности в семье, тогда лучше избрать одного.

— Говорят, женщина спасется рождением детей, что подразумевается под этими словами?

— Под рождением детей здесь подразумевается не только физический акт рождения, но также воспитание детей. Говорят, что жена это душа семьи и поэтому воспитание детей главным образом дело женщины. Воспитание ребенка в христианском духе это продолжающееся духовное рождение человека. Семья должна быть малой домашней церковью, а дети — членами этой церкви и чем многочисленнее будет домашняя церковь — тем лучше. Поэтому если женщина спасется рождением детей, то, напротив, оба супруга губят себя, когда они искусственно препятствуют деторождению во всех формах.

— Отец, как думаете, будет ли у клонированного человека бессмертная душа и кто ему этого даст? Бог?

— Я думаю, что клонированного человека вообще не будет.

— На радиоканале слышали: монахиня покончила с собой, чтобы над ней не совершили изнасилование. Это считается самоубийством, грехом или нет?

— Такая смерть считается подвигом. Есть мученицы, которые покончили жизнь самоубийством для того, чтоб сохранить себя от осквернения. Самоубийца, отчаявшийся в своей жизни, не верит в промысл Божий и сознательно прерывает ее. А здесь совсем другая причина: монахиня хотела чистой предстать перед Богом. Насилие не вменяется ей в грех, но само насилие есть уже осквернение. Здесь в вопросе о самоубийстве Церковь делает исключение.

— Имеет ли национальность значение перед Богом?

— Об этом пишет апостол Павел: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа». Мы видим святых всех национальностей, в том числе негров.

— Как исцелить человеческую душу от зависти и от ненависти?

— Чтобы исцелиться от зависти, надо помнить о смерти, о том, что мы и тот, кому мы завидуем, через несколько времени, — а это какое-то космическое мгновение, — будем лежать в земле и не возьмем с собой из этого мира ничего, ни богатство, ни славу, ни успехи. А чтобы избежать ненависти, нужно стараться тайно делать добро тому, кого мы ненавидим.

— Дети отказываются учиться, они постоянно смотрят телевизор, родители бессильны что-то делать, как поступить?

— Надо дать детям другую пищу. Надо заинтересовать ребенка. Здесь трудно действовать простыми запрещениями, он пойдет к соседу и там будет смотреть телевизор. Нужно объяснить вред, который происходит от этого. Нужно уметь честно и открыто говорить со своими детьми. И нужно самим не подавать пример смотреть телевизор часами.

— Мой сын не смотрит телевизор, но очень много читает художественную литературу. Это больший грех или меньший?

— Мирская литература не однородна и неравноценна. Однако, мирская литература вся находится на душевном уровне. Там описываются человеческие чувства, доблести, страсти, пороки и т. д. Но чтение не имеет такой притягательной силы, как телевизор. Через телевизор человек как бы вживается в чужую жизнь, которая происходит на экране; он с большей силой переживает то, что видит, а, к сожалению, содержание передач по телевизору учит человека цинизму и вседозволенности.

— Как помочь больному шизофренией? Вся семья молится, постится, но ничто не помогает, все хуже и хуже. Такой больной войдет в царство Божье или нет?

— Внутренняя жизнь больных шизофренией скрыта от нас. С шизофрениками теряется правильный контакт. Поэтому мы не можем судить о состоянии его души, и о том, что происходит в его сознании. В сущности говоря, все нервные, все психические заболевания это не заболевание самой души, а заболевание пограничной связи между душой и внешним миром. Это как бы поломка, грубо говоря, телеграфа, который должен принимать и послать сигналы. Что происходит внутри души самого человека мы не знаем. Думаю, что больные шизофренией могут как и все люди спастись и погибнуть. Но, однако, сама по себе болезнь и страдание является уже в какой-то мере смягчающим обстоятельством на суде Божьем. Больной шизофренией будет судим по мере его вменяемости; он будет отвечать только за те поступки, которые осознавал, а за поступки и слова, где действовала болезнь, а его сознание было затемнено, он уже неответственен.

— Я вдова, у меня два ребенка. В последнее время они не хотят ходить в церковь, я заставляю, иногда получается, иногда нет. Как поступить?

— Мне кажется, что здесь ошибка. Ребенка не надо принуждать ходить в церковь, надо поставить дело так, что вы наказываете ребенка тем, что не берете его в церковь. Когда ребенка насильно берут, как бы тянут с собой в церковь, то это вызывает внутреннее сопротивление. Я думаю, что лучше всего оставить ребенка в покое и молиться за него. Надо стараться найти ключ к сердцу ребенка; принуждение рождает озлобление или только страх, а страх всегда непрочен. Если вы вернетесь из церкви лучшей, чем пошли в храм, если ребеночек будет видеть вас преображенной после богослужения, если он почувствует, что из церкви вы принесли любовь и радость в семью, он сам потянется в церковь. А то, дорогие, есть такие верующие, с которым веру потеряешь.

— Можно ли чтоб девушка вышла замуж за дядю своего крестника?

— Этот вопрос в разное время и в разных поместных церквях решался не одинаково. В этом случае надо обратиться к архиерею.

— Что значит обращение к Богоматери «И Твое сердце пронзит оружие»?

— Оружие, которое пронзило сердце Божией Матери, это скорбь о страдании Ее Сына. Эта скорбь была настолько глубокой, что Церковь свидетельствует, что после Господа наибольшей мученицей была Пресвятая Богородица. Больше всех святых и ангелов Божия Матерь любила Своего Сына. Один из святых говорит: «Если собрать любовь всех святых и любовь Божией Матери к Иисусу Христу, то любовь святых по сравнению с Ее любовью будет рекой по сравнению с морем». А когда Божия Матерь видела Господа, распятого на Кресте, то вся эта любовь превратилась в боль и скорбь. Это и есть то оружие, которое пронзило Ее душу.

— Как спасется человек, который не может совершить никакой подвиг и не имеет семью — только старается жить по-церковному?

— Стараться жить по-церковному это уже большой подвиг.

— Если у мужа и жены нет детей, это наказание или что? Как они должны жить?

— У родителей Божией Матери не было ребенка до старости лет, но они любили друг друга и поддерживали друг друга в этой скорби, молились и надеялись. Так нужно поступать и христианской семье, где нет ребенка. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Бог не всегда сразу исполняет наши молитвы, Он медлит, чтобы дать человеку больше, чем тот просил.

— Как смотрит Церковь на пересадку сердца и других органов?

— В этом, мне кажется, нет греха, также, как и в переливании крови, потому что, в сущности говоря, здесь мы имеем дело с материалом тела, но не самим телом, даже органы — это материя тела, но не само тело. Я поясню свою мысль: в человеческом организме происходит беспрерывный клеточный обмен, в одну секунду погибает около миллиона клеток и возникает около миллиона других и, поэтому, пересаженное сердце через некоторое время будет иметь уже другую вещественную ткань. Материально оно уже станет другим, так что здесь остается некоторая организация органов, которую можно условно назвать «энергетическим планом тела». Но этот вопрос имеет моральное значение: имеем ли мы право, отнимать у человека какой-нибудь из его органов, если конечно этот человек уже не приговорен к смерти. А то теперь, особенно на Западе, стала распространяться торговля живыми человеческими органами, в этом уже есть нечто недостойное и греховное.

— Иеговисты говорят, что в Священном Писании написано «в крови душа», это так?

— Не кровь — душа, а «в крови душа» — это нечто другое. У человека имеются все планы органической жизни, а именно: растительный, животный, человеческий, даже в какой-то степени структура минерала присутствует в его организме. Но душа дается от Бога. Душа не есть плод нашей крови. Она проявляется на разных уровнях, скажем: животная часть души проявляется больше через кровь, человеческая — через сознание, через сердце и мозг. Но это только лишь орудие души, а не душа и не часть души и поэтому переливание крови не является заимствованием каких-то психических качеств другого человека. В общем, у иеговистов постоянная материализация религиозных понятий.

— Как вы думаете, Бог создал еще другой мир, которого мы не знаем, который невидим?

— Это концепция не вяжется с христианским учением о том, что человек является посредствующей силой — звеном между Богом и космосом. Сам человек состоит из двух начал — духовного и физического; телом своим он принадлежит космосу, душой — духовному миру, он как бы звено, объединяющее эти два мира. После воскресения из мертвых будет новая земля и новое небо, то есть будет преображение всего космоса. Если где-то в космосе обитают еще другие существа, то кто они? Существа свободной воли? — тогда они могли пасть и согрешить, тогда Сын Божий должен бы принять их облик, чтоб спасти их. Гипотеза о множестве обитаемых миров не согласуется с представлением христианства о значении земли. Земля, как небесное тело, представляет собой песчинку в космосе, но по своему значению, по свой аксиологичности (достоинству), она является центром мира, центром уже потому, что на земле живет человек — существо, в котором заложены подобие и образ Божий, центром потому, что из этой земли Господь взял тело. Преподобный Максим Исповедник прямо говорит, что искупление Христа имеет космическое значение, что это преображение всего мира. Но преображение вселенной должно произойти через преображение человека.

Тбилиси, 2003 г.

vn001

См. также: