Сегодня:

15 декабря 2018 г.
( 2 декабря ст.ст.)
суббота.

Святой пророк Аввакум.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Разрешается рыба.

Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия , затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса.


Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13. Лк., 67 зач., XII, 32-40.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Любовью назидая. Слова на Господские дни. - 18

На Пятидесятницу

Что значит Празднуем Духа пришествие? Дух Божий ведет приемлющих его к предназначенному совершенству. Начало всему — покаяние, средина — труды и подвиги в очищении сердца от страстей, конец — священнотайное богообщение.

 

Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается,
светлеется Тройческим единством священнотайне.

Степенна 4-го гласа

 

a190m

Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие, и таинство елико, яко велико же и честно1. Празднуем Духа пришествие. Неужели же прежде не было в нас Духа? — Да! — Не у бе Дух Святый, говорит Евангелие2, и люди жили, Духа не имуще, учит Апостол3. Пророк же Иезекииль видел состояние рода человеческого по духу под образом поля, полного костей, сухих зело, из коих, по первом проречении (Ветхий Завет), иные совокуплялись только каяждо ко составу своему, иным быша уже жилы и плоть растяше, и восхождаше им кожа верху, духа же не бяше в них4. И вот причина. Не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен5. Дух Божий отступил от человека за преступление заповеди и дыхание жизни Божественной замерло в нем по принятии тлетворного дыхания духа искусителя. Когда же Господь примирил нас Богу смертию Своею и прославился в Воскресении, Вознесении и седении одесную Бога Отца, тогда отверзся снова вход духу Божию к людям. Возшед на высоту, Он пленил есть плен и даде даяние человеком6. Бог вдохнул в первозданного человека дыхание жизни Божественной; грех умертвил его. Ныне Бог дает человеку новый Дух7, вдыхает в него новое дыхание жизни, чтобы оживотворить умерщвленную грехом душу. И исполнилось вторичное проречение Иезекииля: прорцы о дусе, прорцы сыне человечь... И прорекох, и вниде в ня дух жизни, и ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело8. Апостолы были первыми живоприемными Его сосудами; от Апостольских же наченший ликов, Он излился потом на всяку тварь9, и оживотворяя всех приемлющих, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, составил и счинил великое тело Церкви, возращающее всяческая в Господа, и еще растущее возращением Божиим10.

Так, благочестивые слушатели, Дух Святой для всех есть живот и животворящий11: чрез Него подобает родитися свыше всякому, приходящему в мир; тем созидаемся в новаго человека чрез обрезание обрезанием нерукотворенным12. Его же таинственное в нас действие соделывает живот наш сокровенным со Христом в Боге13. Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне14.

Святым Духом всяка душа живится. Оживление души есть первое в нас действие благодати Всесвятого Духа. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и жизни по Богу. Как от холода зимнего оцепеневает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху и рабствует страстям: не видит очами ума, не слышит ухом доброго произволения и не разумеет сердцем ни Бога, ни Божественного порядка вещей и своей в нем участи. Слеп есть и мжай15 и ходит в суете ума, в нерадивое о спасении нечаяние вложшеся, с окаменелым и бесчувственным ко всему духовному сердцем16. Оживут ли такие кости? — Не оживут, если не проречено будет о Духе, если Дух Божий, проходящий сквозь все различные духи17, и дышащий, идеже хощет18, не проникнет путями, для нас недоведомыми, к омертвелому духу человека и не оживотворит его. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли19. Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия, не согреет его Божественною теплотою Своею и не разрешит облежащих его угнетающих и обуревающих стихий греха и страстей. Не можем сказать, как совершается сие спасительное действие в нас Духа Божия; но знаем, когда, именно — в покаянии, первом решительном обращении ума и сердца нашего к Богу, когда Дух Божий возводит дух человека в чувство полной зависимости от Бога и своей пред Ним ответственности, поражает страхом суда и неизбежного осуждения и, извлекая из бездны отчаяния в себе, благонадежием спасения в Господе Искупителе поселяет твердую решимость работать единому Богу всем сердцем, всею душою и всем помышлением, с полным отвращением от прежнего порядка жизни. С сей только минуты начинается в нем помышление о Боге и другой жизни и попечение о Богоугождении и спасении. Но сим только и свидетельствуется, что дух ожил и пробужден от усыпления. Вот почему Иоанн Предтеча проповедует покаяние, Спаситель начал свое служение благовестием покаяния, и первое слово из уст апостолов при принятии Святого Духа, было: покайтеся20. Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не плодородит: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не возращаются плоды духовные. Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, — и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домовладыке.

Святым Духом всяка душа, оживленная в покаянии, к чистотою возвышается. Оживление души, свидетельствуемое ревностию о Богоугождении и спасении, с готовностию на всякие жертвы, есть только начало духовной жизни. Это зерно горушечно, коему предлежит еще возрасти в древо, или квас, вложенный в сатех трех муки, коим надлежит еще вскиснуть во всей их массе и во всех частях. Бог сотворил человека правого, исполненного смирения, кротости, любви, страха, веры, благосердия, воздержания и всех добрых чувств и расположений. Когда же пришел грех и овладел сердцем, то поселил в нем вместо смирения гордость, вместо кротости гнев, вместо любви злобу, вместо бескорыстия любостяжание, вместо страха бесстрастие, вместо веры богозабвение, вместо всякой другой добродетели противную ей страсть, так что сей страстный, плотский и греховный человек подавил и заморил собою того внутреннего, духовного, правого человека и, содержа его в нечистых оковах рабства греху на вечную пагубу, не давал ему свободы действовать и обнаруживаться. Благодать Всесвятого Духа в покаянии и обращении разрешает сии оковы, собирает раздробленные части добра, оживляет внутреннего духовного человека и поставляет его на ногах своих. Дух ожил, но и грех со страстьми и похотьми еще не умер, еще остается действующим во удах наших и противувоюет закону ума. Начинается брань. Плоть похотствует на духа, дух же на плоть21. Прежде страсти действовали во всех членах души и тела, во еже плод приносити смерти; теперь предлежит отнять их у страстей и соделать благопотребными орудиями всякой Правды Божией к обновлению жизни22; предлежит исторгнуть страсти и насадить в сердце противные им благорасположения, исторгнуть гордость и насадить смирение, исторгнуть скупость и насадить милосердие, исторгнуть плотоугодие и насадить воздержание, и прочее, и таким образом очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Но к сим кто доволен? При мысли об ином законе во удах наших, противувоюющем закону ума и пленяющем законом греховным, апостол Павел взывал: окаянен аз... кто мя избавит от тела смерти сея? Но потом, указывая на помощь Божию, всякий раз подаваемую к победе, присовокупил: благодарю Бога моего Иисус Христом, Господем нашим23. Только Духом умерщвляются в нас деяния плотская и возращаются плоды духовные24.

Он научает руце на брань и персты на ополчение против греха и страстей, и Его же плод — любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание25.

Все, что мы можем и должны, это посильное, но усердное противление злу и принуждение себя на добро, с молитвою о помощи бессильным силам нашим: Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, сердце чисто созижди и дух прав обнови. И это при всяком приражении страсти, при всяком добром преднамерении. Мы не свободны от труда и подвигов над очищением сердца от худых помыслов и движений, не свободны от попечения об украшении его всякою добротою, но своими силами ни в чем не успеем, если не приспеет благовременно помощь свыше. Боремся; но страсть отходит и заменяется добрым чувством только тогда, как приосенит благодать Духа. Мы в плену: надлежит прийти сильнейшему Освободителю и связать пленившего нас, чтобы мы получили свободу. И Он близ есть всем призывающим Его: воззовет ко мне и услышу его — изму его и прославлю его26. Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит. Как попечительный садовник охраняет, напояет и очищает благонадежное дерево, так Дух Божий питает и очищает душу трудящуюся и в трудах своих предающую себя Его водительству. Мало-помалу, действием Его, слабеют и исчезают страсти, и на место их внедряются и крепнут добрые расположения, ветхий человек тлеет, и созидается новый, и черты образа Божия открываются яснее и яснее, пока, наконец, душа явится чистою и неповинною, как чадо Божие непорочно, посреде рода строптива и развращенна, и возсияет яко светило в мире, разливая повсюду свет к прославлению Отца своего Небесного27.

И тогда-то оживленная и очищенная Святым Духом душа светлеется Тройческим единством священнотайне. Светлеется не только так, как светится солнце в чистой воде или чистом зеркале, то есть не явлением только Богоподобных свойств, но живым и приискренним соединением Бога с духом человека и таинственным в него вселением, по неложному обетованию: вселюся в них и похожду28, и по силе искупительной молитвы Господа: якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут29. Мы не можем постигнуть, как совершается сие дивное дело Божия к нам благоволения, но слово Божие верно. Честная и великая нам обетования даровашася — быть причастниками Божественного естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли30. И сие не от нас, дар Бога, богатого в милости, соразмеряемый только с силою сыновней к Нему преданности в ищущих Его и очищающих себя, якоже Он чист есть. Очистительными действиями Духа Божия душа созидается в жилище Божие31, в церковь Бога жива32, в храм духовен33, который не останется пуст. Бог приходит и творит Себе в нем обитель, как говорит Господь: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим34. Так, блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят35. Бог упокоевается в них и упокоевает их от всех дел и трудов36, водворяя мир, превосходящий всякий разум, в безмятежной тишине коего с алтаря сердца возносятся непрестанныя жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом37. Тогда прилепляяйся Господеви становится един дух с Господем38, и живот его сокровенным со Христом в Боге39, тогда откровенным лицем славу Божию взирающе, в тойже образ преобразуется он от славы в славу, якоже от Господня Духа40, и тогда уже Бог есть действуяй в нем, и еже хотети и еже деяти о благоволении41, открывающемся, кроме внутренних духовных озарений и утешений, и разными явлениями Духа на пользу или словом премудрости и разума, или дарованиями исцелений, или действиями сил, или пророчеством, или рассуждениями духовом42. Высоко и непостижимо сие предназначение явшихся за предлежащее упование! Велик и неизглаголан сей дар достигшим в меру возраста исполнения Христова43. Но да не отметает благодати Божией, исповедуя, что яже у готова Бог любящим Его, око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша44. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков45.

Вот путь, коим Дух Божий ведет приемлющих Его к предназначенному совершенству, и вместе очертание лиц не по плоти ходящих, но по Духу46! Начало всему — покаяние, в коем дух наш обращается к Богу и воспламеняется ревностию о Богоугождении и спасении, средина – труды и подвиги в очищении сердца от страстей насаждением в нем добродетелей, конец — священнотайное Богообщение. Положившие доброе начало текут, да постигнут47, и, не почитая себя достигшими чего, задняя забывая, в предняя же простираяся, со усердием текут к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе48. Не текущие, не гонящие со усердием, еще не начинали, еще не вступали на поприще. Достигшие входят в покой и почивают от дел своих, якоже от своих Бог49. И сии имеют свидетельство в себе50; для всех же других верным свидетельством того, что прияли обетование Духа верою и водятся им, служит заботливое тщание, теплое усердие и ревность о Богоугождении и спасении. Где равнодушие, нерадение, беспечность, там нет Духа. Спящему надлежит пробудиться, чтобы начать действовать. Дух Божий, хотя идеже хощет, дышит, но дышит всюду и всем дает слышать глас свой в совестях: востани, спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос51. Если есть не пробужденные, то не от недостатка пробуждающих призываний, но от своего ожесточения. Днесь убо, аще глас Его услышим, да не ожесточим сердец наших! Еще оставлено есть субботство людем. Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто он нас лишився52, помня, что еже аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный53. Аминь.

 


[1] Стихира на Господи воззвах.

[2] Ин. 7, 39.

[3] Еф. 2,12.

[4] Иез. 37, 7, 2.

[5] Ин. 7, 39.

[6] Еф. 4, 8.

[7] Иез. 36, 26.

[8] Иез. 37, 9-10.

[9] См. Стихиру на стиховне: Ныне утешительный Дух на всякую плоть излияся, от апостольских бо ликов наченший.

[10] См.: Еф. 4, 15-16; Кол. 2, 19.

[11] Кор. 15, 45.

[12] Кол. 2, 11.

[13] Кол. 3, 3.

[14] Степенна 4-го гласа.

[15] 2 Пет. 1, 9.

[16] Еф. 4, 17-19.

[17] Прем. 7, 23.

[18] Ин. З, 8.

[19] Пс. 103, 30.

[20] Деян. 2, 38.

[21] Гал. 5, 17.

[22] См.: Рим. 7, 5-6.

[23] Рим. 7, 24-25.

[24] Рим. 8, 13.

[25] Гал. 5, 22-23.

[26] Пс. 90, 15.

[27] Флп. 2, 15.

[28] 2 Кор. 6, 16.

[29] Ин. 17, 21.

[30] 2 Пет. 1, 4.

[31] Еф. 2, 22.

[32] 2 Кор. 6, 16.

[33] 1 Кор. 6, 19.

[34] Ин. 14, 23.

[35] Мф. 5, 8.

[36] Евр. 4, 10.

[37] 1 Пет. 2, 5.

[38] 1 Кор. 6, 17.

[39] Кол. 3, 3.

[40] 2 Кор. 3, 18.

[41] Флп. 2, 13.

[42] См.: 1 Кор. 12, 7-11.

[43] Еф. 4, 13

[44] 1 Кор. 2, 9.

[45] Еф. 3, 20-21.

[46] Рим. 8, 4.

[47] 1 Кор. 9, 24.

[48] Флп. 3, 13-14.

[49] Евр. 4, 10.

[50] 1 Ин. 5, 10.

[51] Еф. 5, 14.

[52] Еф. 4, 1, 7, 9.

[53] Гал. 6, 7, 8.

 

 



 

 

Содержание

Любовью назидая. Слова на Господские дни.

В неделю пред Крещением (1864 г.)

На Крещение Господне (1864 г.)

На Крещение Господне (1865 г.)

В неделю по Крещении (1864 г.)

В неделю по Крещении (1865 г.)

На Сретение Господне (1861 г.)

На Сретение Господне (1862 г.)

На Сретение Господне (1864 г.)

В Неделю Ваий (1860 г.)

В Неделю Ваий (1865 г.)

В Великий Четверток (1865 г.)

В Великий Пяток (1856 г.)

В Великий Пяток, пред плащаницею (1862 г.)

В Великую Субботу (1865 г.)

В день Святой Пасхи (1844 г.)

На Вознесение Господне (1840 г.)

На Пятидесятницу

На Пятидесятницу (1858 г.)

На Пятидесятницу (1862 г.)

На Преображение Господне (1863 г.)

На Воздвижение Честного Креста Господня (1843 г.)

В навечерие Рождества Христова (1863 г.)