Сегодня:

26 апреля 2018 г.
( 13 апреля ст.ст.)
четверг.

Фомаис Александрийская.

Седмица 3-я по Пасхе.
Глас 2.

Поста нет.

Сщмч. Артемона , пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента , из Мир Ликийских (III). Мц. Фомаиды Египетской (476). Прмц. Марфы (1941).


Деян., 20 зач., VIII, 26-39. Ин., 22 зач., VI, 40-44.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Любовью назидая. Слова на Господские дни. - 23

В навечерие Рождества Христова

Изъяснение пророчеств о Мессии

 

Святитель Феофан Вышинский

Не обременю внимания вашего долгою речью. Только несколько слов намерен вам в руководство, как бы лучше провесть навечерие наступающего праздника. В час события Рождества Христова все небо подвиглось изумлением и радованием, видя начало исполнения предвечных предначертаний, подготовленное откровениями, учреждениями, прообразами, явлениями, пророчествами. Готовящимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провесть последние пред тем часы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит тишина ночная и улегшиеся заботы дадут свободу уму вашему, погрузите мысль свою в глубину ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше. Я же предложу вам нечто в пособие к тому.

Станете ли вы у входа в вертеп Рождества, чтоб смотреть назад, или у заключенных врат Рая едемского, чтоб устремлять взор вперед, — картина не изменится в существе. Вы увидите, как живописавшие лик Спасителя от простейших черт восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных к подробнейшим.

Первая черта — спасительное семя жены, имевшее стереть главу змия. Как во мраке ночи, где-либо вдали показавшийся огонек благонадежным указанием пути радует заблудшегося путника, так сие обетование чрез долгий ряд веков спасительно руководило не имевших зде пребывающего града, а грядущего взыскивавших1. Слышанное прародителями, оно перешло чрез долговечных патриархов, потоп и смешение языков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: благословятся о семени твоем все люди, — благословятся о семени твоем все языцы, — или все концы земли2. — Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового скиптродержавца — примирителя; далее — ходатай народа Моисей указывает Пророка с заповедию слушать его; а царь Давид — Иерея нового, по чину Мелхиседекову. В ряд с сими изречениями шли разительные прообразы. — Вот жертвоприношение сына отцем — в Исааке, союз неба с землею — в лествице Иакова, спасение чрез отверженного и проданного — в Иосифе; далее — купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, истечение воды из камня, медный змий, все устройство скинии — что суть, как не сень грядущих благ3, как уверяет Апостол?

Конечно, несмотря на такую общность и таинственность черт в указаниях будущего избавителя, верою просвещенное и согретое сердце способно было ощущать сокрытую в них силу, подобно Аврааму, сквозь сень прообразовательную узревшему день Господень и возрадовавшемуся. Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда для народа Божия, образовавшегося уже в царство и успевшего войти в славу при Давиде и Соломоне, належала4 опасность, как бы заботы о благоуспешном порядке дел временного быта не вытеснили из памяти начертание вечного порядка устроения спасения, воздвигается пророк за пророком, и черта за чертою прилагается к изображению лика и деяний Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составят полное Евангелие, предписанное5 в Ветхом Завете. Спросите теперь, кто сей, грядущий избавить нас? — Пророки ответят вам многообразно: Это Сын Божий, Коему говорит Бог: Сын мой ecu ты, аз днесь родих тя6. Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене7. Это Бог крепкий, рождающийся, как отроча, чтоб быть Отцем будущего века, как провидит Исайя: отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же началство быстъ на раме Его, и порицается имя Его: Велика совет Ангел, чуден, советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века8.

Сей Отец будущего века царствовати будет, как Царь премудрый9; Ему даны будут все языки в достояние и в одержание вcu концы земли. Царство Его будет царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде10.

Но это царство Его — не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечом. Народы сами придут и поклонятся Ему11. Он устроит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие. И пошлет с высоким проповеданием: идите — пейте, вкушайте12. И рекут все народы: пойдем — взыдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему13. Этот путь будет Новый Завет, не по завету, который завещан прежде дому Израилеву. В сем завете говорит Господь: дам законы моя в мысли их и на сердцах их напишу я14. И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят и оправдания моя сохранят и сотворят я. И будут ми в люди, и Аз буду им в Бога15.

Но прежде чем совершится все сие, Ему Самому надлежит пройти путь уничижения, родиться в безвестности, прожить среди всяких противлений, понесть страшные страсти и умереть, как изображают святой Давид и пророк Исайя. Сей грехи наши понесет и о нас будет болезновать. Он язвен будет за грехи наша и мучен за беззакония наша. Это Господь предаст его грех ради наших16.

А вот и вся история пути, коим пройдет Он по земле!

Родится Он от Девы, Которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог17. — Родится в Вифлееме, ибо из него изыдет старейшина, еже быти в Князя во Израили, исход Коего из начала от дний века18. Сюда приидут к нему с дарами царие аравийстии19, приидут носяще злато, и ливан, и камень честен20. Потом глас в Раме слышан будет, плач и рыдание и вопль мног. Рахиль восплачет о чадах своих и не захочет утешиться, яко не суть21. Далее — воззван будет Сын сей из Египта22 и поселится в Назарете, яко да Назорей наречется23.

Приближится время открытого действования Его среди людей. И вот пошлется Ангел пред лицем Его — уготовить путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его24. — Затем внезапну приидет и Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем. И почиет на Нем Дух Господень25, о Коем он потом засвидетельствует, говоря: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим посла мя... проповедати лето Господне приятно26.

В первый раз свет проповеди Его воссияет для седящих во тме и сени смертней в Галилее, около Иордана и Тивериадского моря, в пределах Завулоних и Неффалимлих27.

Затем три с половиною лета28 благовествуя, будет врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение29. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат. Тогда скочит хромой, яко елень, и ясен будет язык гугнивых30. Укрепятся руки ослабленные и колени расслабленные31. Он трости сокрушенны не преломит и льна курящася не угасит; но о славе имени Божия ревность будет снедать душу его32.

Всуе, однако ж, будет простирать он руце свои весь день к людем непокаряющимся и противуглаголющим, которые ходят не путем истинным, а вслед грехов своих33. По сих пророческому внушению внемля, возрадуется дщи Сионя и воспроповедует дщи Иерусалимля, видя Царя своего кроткого грядущим к себе на жребяти34. И из уст младенец и ссущих совершится Ему хвала35. Но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его36. Один из ядущих с ним хлеб возвеличит на него запинание37, и продаст за тридесять сребренников — цену оцененного38. Тогда врази Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его, пожените и имите его, яко несть избавляяй39...

Так взят будет Пастырь, и разыдутся овцы стада. Посмотрит Он одесную, и не будет того, кто бы узнал Его40. Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе41.

Но той не отверзет уст своих. Яко овча на заколение поведется и яко ягнец прямо стригущего его безгласен, тако не отверзет уст своих42. Враги поскрежещут нань зубами своими, а он не воспротивится и не воспротивоглаголет. Плещи своя вдаст на раны и ланите на заушение, и лица своего не отвратит от студа заплеваний43. Чрез древо предадут его смерти44, ископают руце его и нозе его, и изочтут вся кости его; разделят ризы его себе, и об одежде его метнут жребий45. Дадут в снедь ему желчь и в жажду напоят его оцта46. Вси видящии его поругаются ему и, покивая главою, возглаголют устами: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его47.

Так Христос Старейшина — Святый святых — умрет48. Но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его49. Душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления50. В день третий воскреснет и живым явится Он пред всеми51. Где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа52?

Так Господь на земле явится и с человеки поживет. Потом на высоту обратится паки: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем53. Возмут врата князи свои и возмутся врата вечная, и внидет Царь славы54. И рече наконец Господь Господеви: седи одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих55.

Здесь кончим собрание пророчеств, хотя дело Христа Спасителя сим не кончилось и прозрение простиралось до конца веков!

Так ясно и подробно провидели святые Божии весь путь, коим имел пройти на земле Господь в тридцатитрехлетнее пребывание Свое на ней!

И сими-то помышлениями займите себя ныне, чтоб напитать тем и возгреть веру свою. Зерцало Евангелия — пророчества, Евангелие же для пророчеств есть тело созерцаемого в них образа. Одно в другом — двойное удостоверение! Образ в зеркале можно бы еще заподозрить — не призрак ли то? Но когда осязается стоящее пред ним тело, тогда взаимное соответствие и образа, и тела рождает непоколебимое убеждение в истине ведения. И вот почему пророческие предсказания суть воистину светильник, сияющий в темном месте. Нельзя сказать, что они темны. Они прикровенны, но ясны и вразумительны. Как в семени знающие дело видят все дерево, так при виде младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тотчас уразумели в Нем Господа. Таковы: Захария, Симеон, Анна Пророчица, Пресвятая Богородица и все, чаявшие избавления. Неверие некоторых не умаляет силы и значения приготовительных к явлению Господа сказаний. Неверие не от недостатка силы в слове, а от грубости и оплотенения душ. Как тогда, так и теперь причина неверия одна — погружение в плоть и навык к плотским воззрениям на вещи. Как ясно светит свет Христов! — а они не видят его. Кто погрузится глубоко в воду, да еще мутную, как увидит солнце, хотя бы оно самым ярким светило светом?! Вот от сего-то и возникни56 прежде, ищущий истину, — и ясно увидишь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Аминь.

24 декабря (по ст.ст.) 1863 г.

 


[1] Евр. 13, 14.
[2] Быт. 12,3; 18, 18; 22, 18; 26, 4; 28, 14.
[3] Евр. 10, 1.
[4] Предстояла. — Ред.
[5] Представленное. — Ред.
[6] Пс. 2, 7.
[7] Пс. 109, 1.
[8] Ис. 9, 6.
[9] Иер. 23, 5.
[10] Пс. 144, 13.
[11] Пс. 85, 9.
[12] Притч. 9, 5.
[13] Мих. 4, 2.
[14] Иер. 31, 33.
[15] Иез. 11, 19-20.
[16] Пс. 21; Ис. 53.
[17] Ис. 7, 14.
[18] Мих. 5, 2.
[19] Пс. 71, 10.
[20] См.: Мф. 2, 11.
[21] Иер. 31, 15.
[22] Ос. 11, 1.
[23] Суд. 13, 5; Мф. 2, 23.
[24] Ис. 40, 3; Мал. 3,1.
[25] Ис. 11, 2.
[26] Ис. 61, 1-2.
[27] Мф. 4, 13.
[28] Дан. 9.
[29] Ис. 61, 1.
[30] Ис. 35, 5-6.
[31] Ис. 35, 3.
[32] Ис. 42, 3.
[33] Ис. 65, 2.
[34] Зах. 9, 9.
[35] Пс. 8, 3.
[36] Пс. 2, 2.
[37] Пс. 40, 10.
[38] Зах. 11, 12.
[39] Пс. 70, 10-11.
[40] Пс. 141, 5.
[41] Пс. 26, 12.
[42] Ис. 53, 7.
[43] Ис. 50, 5.
[44] Иер. 11, 19.
[45] Пс. 21, 18-20.
[46] Пс. 68, 22.
[47] Пс. 21, 8-10.
[48] Дан. 9, 26.
[49] Исх. 12, 46; Чис. 9, 1; Зах. 12, 10.
[50] Пс. 15, 10.
[51] Ос. 6, 2.
[52] Ос. 13, 14.
[53] Пс. 46, 6.
[54] Пс. 23, 7-9.
[55] Пс. 109, 1.
[56] Освободись. — Ред.

 

 

Продолжение следует...

 



 

 

Содержание

Любовью назидая. Слова на Господские дни.

В неделю пред Крещением (1864 г.)

На Крещение Господне (1864 г.)

На Крещение Господне (1865 г.)

В неделю по Крещении (1864 г.)

В неделю по Крещении (1865 г.)

На Сретение Господне (1861 г.)

На Сретение Господне (1862 г.)

На Сретение Господне (1864 г.)

В Неделю Ваий (1860 г.)

В Неделю Ваий (1865 г.)

В Великий Четверток (1865 г.)

В Великий Пяток (1856 г.)

В Великий Пяток, пред плащаницею (1862 г.)

В Великую Субботу (1865 г.)

В день Святой Пасхи (1844 г.)

На Вознесение Господне (1840 г.)

На Пятидесятницу

На Пятидесятницу (1858 г.)

На Пятидесятницу (1862 г.)

На Преображение Господне (1863 г.)

На Воздвижение Честного Креста Господня (1843 г.)

В навечерие Рождества Христова (1863 г.)