Сегодня:

17 июня 2019 г.
( 4 июня ст.ст.)
понедельник.

Сошествие Святого Духа на апостолов.

Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).
Глас 7.

Поста нет.

День Святого Духа
Свт. Митрофана , патриарха Константинопольского (ок. 326). Прп. Мефодия , игумена Пешношского (1392). Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175). Сщмч. Астия , еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы , еп. Вавилона Египетского (VI). Сщмч. Георгия пресвитера (1941) (Серб.). Сщмч. Иоанникия , митр. Черногорско-Приморского (1945) (Серб.). Сщмч. Петра пресвитера (1918). Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского (1999). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.


Еф., 229 зач., V, 8-19. Мф., 75 зач., XVIII, 10-20.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня

 

d001

 

19 января 2011 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл и прибывший в Москву Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона совершили Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом..

 

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

 

a218m

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления и с престольным праздником кафедрального собора города Москвы.

Дивные слова обратил к нам сегодня Господь через послание апостола Павла к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отринув всякую нечистоту и похоть мирскую, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (см. Тит. 2, 11-12). Неслучайно эти слова мы читаем в храме в тот день, когда освящается вода — силой, действием и наитием Святого Духа. Через подвиг всей жизни Христа Спасителя, наипаче же через Его страдания, смерть и преславное Воскресение Господь прощает всему роду человеческому грех Адама, даруя людям Свою благодать, Свою силу. Господь восстанавливает с людьми те отношения, которые были в раю, и каждого из нас вновь ставит в то положение, в котором пребывал Адам, — исполнять волю Божию или не исполнять. Каждый по опыту своей жизни знает: многократное, бессчетное количество раз повторяли мы и усугубляли грех Адама. Но сила крестной жертвы, подвига Богочеловека такова, что никакие наши грехи не могут закрыть более благоволения Божия в человецех, ибо дана нам через крестные заслуги Христа благодать Божия, спасительная для всех человеков.

Апостол говорит о том, что эта благодать научает нас, чтобы мы отверглись нечестия и мирских похотей. Как же может научать благодать? Человека научают слова — устные, письменные; научает опыт жизни. Но как Божия благодать может научать человека? Эти слова апостола помогают нам понять: любые проблемы, которые человек способен решить силой своего разума, он может решить при достаточном уровне образования, знаний и умений. И только самую главную жизненную задачу — задачу человеческого спасения — мы силой своего разума решить не можем, потому что на нашу природу оказывается огромное количество разного рода воздействий — и на тот же ум, и на волю, и на чувства наши. Без помощи Божией, без благодати Божией мы не можем отринуть нечестие и похоть мирскую, но способны это сделать силой благодати Божией.

Благодать нас научает еще и в том смысле, что, несмотря на все искушения — интеллектуальные, поведенческие, которые обрушивались на людей в течение всех этих двух тысяч лет христианской истории, — истина о спасении сохраняется неповрежденной в Церкви Божией.

Это неповрежденное хранение истины недоступно никакому даже самому мощному человеческому разуму — только силой Божией хранится истина о спасении. И сегодня, когда мы освящали воду, мы совершали действие, которое было бы невозможно, если бы Христос не пострадал и не воскрес и не явил нам благодати Духа Святого. Освящение воды, низведение Божественной благодати на физическую природу есть символ и знак того освобождения от греха, которое Бог во Христе явил роду человеческому. И каждый из нас, кто прикасается к освященной воде, кто окропляется ею, кто вкушает ее, получает эту Божественную энергию, Божественную благодать, которая научает нас отвергнуть нечестие и похоть мирскую, помогает нам сохранить себя для Царствия Божия.

Потому, почерпая освященную воду, мы должны помнить, что прикасаемся к святыне. Само это почерпание воды в храме есть священнодействие. Иногда мы и в храм приносим стихии мира сего — куда-то спешим после службы, хотим пораньше почерпнуть воду, можем толкнуть или обидеть человека, стоящего рядом с нами. Не делайте этого. В тишине, с молитвой почерпайте святую воду. Как причастие может быть в суд и во осуждение, а не во спасение души и исцеление тела, так и в суд и во осуждение может быть приятие святой воды. И тем, кто без благочестия и без страха Божия почерпает воду, сия вода перестает быть водой, текущей в жизнь вечную.

Придя в храм в этот день, не спешите его покинуть. Стойте возле сосуда со святой водой, ждите, когда подойдет ваша очередь и крепко молитесь Господу — о самих себе, о семьях ваших, о детях и внуках, о душевном и физическом здоровье, о стране нашей, о народе нашем, о Церкви нашей — дабы Господь силой и благодатью Святаго Духа всем нам дал возможность отвергнуться нечистоты и мирской похоти для жизни в нынешнем веке. Аминь.

 

Кирилл,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

19 января 2011 г.