Сегодня:

17 февраля 2020 г.
( 4 февраля ст.ст.)
понедельник.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица мясопустная.
Глас 2.

Поста нет.

Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436-440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Прп. Кирилла Новоезерского (1532). Мч. Иадора (III). Сщмч. Аврамия , еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийского (868). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921). Сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Александра, Николая , Алексия, Николая, Алексия, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмч. Серафима, Феодосия, прмцц. Рафаилы, Екатерины, Марии и Анны, мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Димитрия и Феодора (1938).


1 Ин., 71 зач., II, 18 - III, 10. Мк., 49 зач., XI, 1-11.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Накануне исповеди

Общедоступное духовно-нравственное чтение
для говеющих
с целью подготовления их к великому Таинству Покаяния

 

Протоиерей Григорий Дьяченко

От издательства

Издательство им. свт. Иг­натия Ставропольского, строго соблюдая авторские права дру­гих издательств и авторов, счи­тает, однако, неуместным поня­тие авторского права в издании православных книг, т.к. автор­ство слова Божия принадлежит Богу. По традиции не принято подписывать православные иконы, т.к. их автор — Святой Дух. Летописцы и многие древние духов­ные писатели по смирению скрывали свои имена. Мы будем рады любым перепечаткам книг нашего издательства, кроме особо оговоренных, авторы ко­торых против переиздания без их согласия. Если какую-либо книгу нашего издательства перепечата­ют, это будет свидетельствовать только о том, что книга хорошая и нужна людям.

Печатается по изданию: Общедоступное духовно-нравственное чтение. Накануне исповеди. С приложением статей о спасении души и духовных стихотворений. Составитель — священник Магистр Григорий Дьяченко. Москва. 1897 г.

 

 

Часть первая

 

Предисловие

Настоящее издание составлено главным образом из статей, которые вошли в книги «Ежедневные поучения в Слове Божием», «Полный годичный круг кратких поучений», «Духовные посевы», «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви». К ним мы присоединили рассказы из церковной истории и статьи, повествующие о путях, ведущих к достижению вечного спасения души, которые в общедоступной и интересной форме знакомят читателя с сущностью и свойствами истинного покаяния и таким образом подготавливают христианина к великому и спасительному Таинству покаяния.

Ввиду величайшей важности и общеобязательного характера этого Таинства, без которого невозможна истинно христианская жизнь и недостижимо вечное спасение, — если не покаетесь, все погибнете, как сказал Господь наш Иисус Христос (см. Лк. 13, 3), — крайне важно, чтобы христианин имел правильное понятие о нем и должным образом приступал к нему. Он должен раз и навсегда отказаться от чисто внешнего, формального отношения к нему, которое заключается в том, чтобы прийти на исповедь без всякого духовного приготовления, молча стоять пред аналоем или сказать ничего не значащее: «Грешен во всем»; в лучшем же случае, — произнести несколько общих признаний перед духовником, спокойно, равнодушно, иногда даже с самооправданием и обвинением других, а затем возвратиться к прежней греховной жизни и не прилагать никакого усилия к тому, чтобы сделать хотя бы один шаг по пути нравственного усовершенствования.

Думается, после прочтения этой книги христианин придет к убеждению, что без осознания всей тяжести своих грехов, без сердечного, слезного, смиренного сокрушения о них, «жаления», по выражению святителя Тихона Задонского, и устного исповедания их перед Иисусом Христом, невидимо присутствующим и слушающим исповедание кающегося, и перед видимо стоящим пастырем Церкви, без твердой веры в Иисуса Христа и крепкой надежды на помилование, без решительного намерения исправить свою жизнь и при помощи Божией стать на путь нравственного обновления, без деятельного старания загладить грехи противоположными добрыми делами (например, возвратить похищенное, вознаградить потерпевшего от нашей неправды, распять плоть с ее страстями и похотями за излишнее служение чувственности и т. п.), — без соблюдения этих условий исповедь его не будет иметь характера истинно христианской исповеди и не послужит ему во спасение. Он должен покаяться по-христиански, так, как требует этого Церковь, чтобы покаяние его было ему во спасение.

Чтобы облегчить сам порядок исповедания грехов, который безмерно утомляет и самих духовников, мы приложили несколько статей — планов самоиспытания, придерживаясь которых, нетрудно вспомнить все важнейшие случаи нарушения наших обязанностей по отношению к Богу, ближнему, святой матери нашей Церкви и к нашей душе.

В конце книги мы приложили несколько живых и наглядных статей о спасении души, в которых говорится, о чем должен позаботиться истинно кающийся, желающий и обязующийся после покаяния вступить на путь новой, духовной жизни.

Насколько мы преуспели в этом, судить предоставляем читателям, которых усердно просим помянуть в своих святых молитвах потрудившегося иерея Григория.

Священник Григорий Дьяченко
4 февраля 1897 г.

См. также:



 

 

Содержание

Накануне исповеди

Глава первая. О грехе

Глава вторая. Призыв к покаянию

Глава третья. Самоиспытание

Глава четвертая. Борьба с грехом

Глава пятая. Покаяние

Глава шестая. Об исповеди

Приложение. О спасении души