Сегодня:

23 января 2018 г.
( 10 января ст.ст.)
вторник.

Свт. Феофан Затворник.

Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория , еп. Нисского (395). Прп. Дометиана , еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Будем пить ненасытно новое вино Христово

PDF Печать E-mail
Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   

Слово на Евангелие от Луки, гл. 5, стихи 33—39

Как возмутились книжники и фарисеи, увидев, что Иисус Христос и Его апостолы обедают вместе с грешниками и мытарями! Они считали это недопустимым. Выслушав Его ответ, полный величия и истины, и ничего не поняв, они спросили: Почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют (Лк. 5:33)?

Он же отвечал им: Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк. 5:34-35). Разве возможно на брачном пире подавать постные кушанья? Но придут дни, когда будет распят Господь, когда вознесется на небо, оставив их одних, тогда будет время для поста.

Разве от нас не был отнят Жених на долгие годы? Разве теперь участвуют в брачном пире те из нашего народа, которые отвергли Христа? Они знать не желают Христа. Будем же мы поститься в нашей тяжкой скорби и за этих несчастных, у которых отнят Жених.

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5:36). Ветхая одежда — это мировоззрение книжников и фарисеев, их педантичное понимание закона Моисеева, это ветхое рубище всех, кто разделяет их учение, лишенное истины Христовой.

Апостолы Матфей и Марк излагают несколько иначе: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже (Мф. 9:16; Мк. 2:21). Небеленая ткань — та ткань, которая выходит непосредственно из ткацкого станка, это суровое, крепкое полотно. Если начнем белить его, то хотя серая ткань и станет белой, но значительно потеряет в своей крепости. Другими словами, новую, добрую ткань тратить на заплату для ветхой одежды не имеет смысла.

Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше (Лк. 5:37-39). Теперь мехи не используют. Мехи — это кожа барана, в которой завязаны отверстия шеи и ног; в эти мехи наливали воду или вино.

Старым мехам Иисус Христос уподобляет опять же книжников и фарисеев. Они закоснели в своем дословном, буквальном следовании закону Моисееву, в своем превратном толковании Ветхого Завета, дух которого остался ими непонятым. Они были совершенно неспособны воспринять светозарное Христово учение. Если это новое вино Его учения, совсем непохожего на все известно и понятное книжникам и фарисеям, вливать в их истлевшие мехи, то те лопнут. И влил Господь лучезарное Божественное слово в сердца святых апостолов, в сердца всех, кто слушает Его, кто способен выдержать могучее брожение, возбуждаемое проповедью Христовой. Эти мехи не прорвутся, и созреет в них чудное вино слова Божия. А книжникам и фарисеям не по вкусу все новое, они привыкли к ветхому, к тому, которое сами приготовили из заповедей Моисеевых.

Так и до сих пор иудеи предпочитают держаться за закон и до сих пор не хотят вникнуть в слова Иисусовой благодати, сами себя лишив этого блаженства. А мы, христиане, имеем великую радость, огромное счастье пить новое вино Христово в Его Божественных словах, подающих нам благодатные силы в жизни вечной. Аминь.

28 октября 1948 года