Сегодня:

10 июля 2020 г.
( 27 июня ст.ст.)
пятница.

Прп. Амвросий Оптинский.

Седмица 5-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прав. Иоанны мироносицы (I). Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998). Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Афонского (1065). Прп. Мартина Туровского (после 1146). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611). Сщмчч. Александра и Владимира пресвитеров (1918). Сщмч. Петра пресвитера (1939).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня

Протоиерей Александр Шаргунов


nt004m

Мк., 58 зач., 13:1-8


Евангелие от Марка близится к завершению. Господь выходит из Храма в последний раз. Он больше не войдет в него. Отвечая на замечание одного из учеников, Господь ясно возвещает, что здание, из которого Он вышел, обречено на разрушение. Однако оно продолжает строиться и поражать великолепием.

Иудеи могли по справедливости гордиться Иерусалимским Храмом. Он дышит историей. Построенный на возвышении, он как бы парит между небом и землей, он – одна из драгоценностей античной архитектуры. Тот храм, который застал Христа, был третий по счету. Первый был построен при Соломоне около 970 года до Рождества Христова и разрушен в 587 году во время взятия Иерусалима вавилонянами. Строительство второго, более скромного, было предпринято по возвращении из плена в 520 году до Рождества Христова. За 20 лет до Рождества Христова Ирод Великий начал строить третий Храм (по-прежнему называемый «вторым»), намного более роскошный, чем все прежние. Он будет закончен к 64 году нашей эры, приблизительно через тридцать лет после Распятия Христа, и разрушен через шесть лет в 70 году. И сегодня можно видеть остатки его камней, возвышающихся над долиной Кедрон и старым Иерусалимом.

В очах Господа пышность здания и красота богослужений не могли компенсировать грех тех, кто находился здесь. Храм представлял собой пустой гигантский ларец драгоценностей. Хуже того, он был местом, где в полном свете обнаруживалась неверность религиозных вождей Израиля. Он не заслуживал того, чтобы быть. Кажется, его стены уже разваливаются на глазах, и скоро вместе со стенами большее, чем просто здание, будет разрушено. Не останется камня на камне – прежде всего, в духовном смысле. Когда остается часть, может быть надежда на восстановление целого, но какая может быть надежда, когда не остается камня на камне!

nt003mГосподь глядит с состраданием на разрушение драгоценных душ и плачет над ними, ибо в них Он положил все Свое сокровище. Но мы нигде не найдем, чтобы Он сожалел о разрушении великолепных домов, из которых Он изгнан грехом. Разрушение Храма, сердца религиозной жизни Святого Града, было для иудеев катастрофой, не сравнимой ни с чем. И, естественно, рождало у них множество самых жгучих вопросов.

«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей». Происходящее исполнено высокого значения. Господь «восседает». И мы должны обратить внимание – где. На горе Елеонской, на месте, откуда открывается лучший вид на Храм и на весь город. Вспоминается пророк Иезикииль, который видит, во времена изгнания, славу Божию, исходящую из Храма. Она останавливается на горе, к востоку от града, и потом соединяется с народом Божиим в Вавилоне (Иез. 10:18-22; 11:22-23). Присутствие Божие уходит из Храма. Четверо первых призванных Господом учеников вопрошают Его. Их вопросы касаются, прежде всего, времени: «Когда это будет?» И затем уточняются другими: «Какой признак, когда это все должно совершиться?» Они ищут знамений, а всеохватывающие слова «все должно совершиться» явно идут дальше разрушения Храма. Разрушение Храма для всех его современников было знамением конца мира и ужасом вселенской катастрофы. В самом деле, разве конец храма не конец мира?

Господь укрепляет веру Своих учеников. То, что Он говорит, созвучно пророчеству Даниила в Ветхом Завете и Апокалипсису апостола Иоанна Богослова – в Новом. Его предупреждение касается всех периодов раскрытия зла в человечестве – будь то разрушение Иерусалимского Храма, будь то гонения на Церковь во времена Римской империи или большевистской России, – всех критических эпох истории мира.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, – говорит Господь, – ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят». После того, как иудеи отвергли истинного Христа, они были обмануты многими лжехристианами. Эти лжехристы прельстили многих, и ныне прельщают. И ныне иудеи продолжают ждать своего лжемессию. Потому берегитесь, – говорит Христос. Когда многие обмануты, мы должны бодрствовать, чтобы не поддаться общему обману.

«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» – вследствие отступления человечества от Бога. «Но это еще не конец. Это – начало болезней». Господь возвещает о грозных событиях, уготовляющих последний кризис: землетрясения, глады и смятения. Все определяют эти два завета Господня: «Берегитесь» и «не ужасайтесь». Ученик Христов должен трезвиться и исполняться доверия Богу. Несомненно, Храм будет разрушен, и равновесие мира хрупко. Рост нового происходит всегда через умирание старого. Но жизнь, которую никакие катастрофы не могут отнять, – крепче Храма и самого мира.



vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка