Сегодня:

19 октября 2017 г.
( 6 октября ст.ст.)
четверг.

Апостол Фома.

Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Поста нет.

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - Флп., 244 зач., III, 1-8. Лк., 31 зач., VII, 17-30. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 65 зач., XX, 19-31.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слова подвижнические - Слово 35

Преподобный Исаак Сирин

Слово 35. О любви к миру

 

p008m1

Истинно слово, сказанное Господом, что человеку невозможно с любовью к миру приобрести любви к Богу, и нет возможности при общении с миром вступить в общение с Богом, и с попечением о мире иметь попечение о Боге. Как скоро оставим Божие по тщеславию или нередко по недостатку потребнаго для тела, многие из нас уклоняются в иные стороны. Иные изъявили согласие трудиться для Царства небеснаго, и не помнят обетования, какое изрек Господь (Мф.6:25-34): «если все попечение ваше приложите о Царстве небесном, не лишу вас удовлетворяющаго потребностям естества видимаго, но все приидет к вам вместе с прочим. Ибо не оставлю вас иметь попечение о себе самих» [*]. О бездушных птицах, ради нас созданных, печется Господь; ужели же вознерадит о нас? Сие невозможно. Кто печется о духовном или о чем-нибудь служащем духовному, тому доставляется телесное без попечения о том, сколько и когда то нужно. А кто печется о телесном сверх потребности, тот невольно отпадает от Бога. Если же мы постараемся иметь попечение о том, что служит к славе имени Господня, то Господь попечется о том и о другом [*], по мере подвига нашего.

Впрочем, не будем стараться искушать Бога в телесном, взамен душевных наших дел, но все дела свои направим к надежде будущих благ. Кто из любви к душе своей единожды предал себя добродетели и возжелал совершить делание ея, тот не печется после сего о телесном, есть ли это у него или нет. В отношении этого [*] Бог нередко попускает, чтобы добродетельные искушаемы были чем-либо таковым [*], и попускает, чтобы отовсюду возставали против них искушения: поражает их в теле их, как Иова, ввергает их в нищету, делает, что отступаются от них люди, поражает их в том, что приобретено ими [*]; только к душам их не приближается вред. Ибо невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль, тело не изнемогало бы в болезнях и страданиях, и пребывало бы неизменным, если только возлюбим жить в добродетели. Если же человек проводит жизнь по воле своей, или предаваясь зависти, или губя душу свою [*], или делая что-либо иное вредное для него, то подлежит он осуждению. А когда пойдет он путем правды, и совершает уже шествие свое к Богу, и имеет многих подобных себе, и встречается с ним что-либо таковое [*], то не подобает ему уклоняться от стези своей, но должен он с радостию, без пытливости, принимать это и благодарить Бога, что послал ему благодать сию, и что сподобился он ради Бога впасть в искушение, и соделаться сообщником в страданиях с Пророками, Апостолами и прочими святыми, ради пути сего претерпевшими скорби. От людей ли, от демонов ли, от тела ли прийдут на него искушения (невозможно же, чтобы пришли и были попущены без Божия мановения), да будет сие для него поводом к праведности. Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину, потому что человек не может сам собою, без благодати Христовой, сподобиться сего величия, т. е. за божественные сии труды войти в искушение — и возрадоваться. О сем свидетельствует святой Павел. Ибо столь велико дело сие, что Апостол явно называет дарованием, когда человек уготовляется пострадать ради надежды на Бога. Павел говорит: от Бога даровася нам сие, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп.1:29). Так и святой Петр написал в послании своем: когда страждете правды ради, блажени есте (1Петр.3:14), потому что соделались общниками страстей Христовых (Флп.3:10). Наконец, не надлежит тогда тебе радоваться, когда живешь пространно, в скорбях же посуплять лице, и почитать их чуждыми пути Божию. Ибо стезя его [*] от века и от родов крестом и смертию пролагается. А у тебя откуда такая мысль [*]? Дознай из сего, что ты вне пути Божия, и удаляешься от него. По стопам ли святых хочешь итти, или намереваешься устроить себе иной, особенный путь, и по нем ходить не страдая?

Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно [*]. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается. Богу неугодно, чтобы безпечным был тот, кто Ему предал себя всем сердцем. Попечение же его должно быть об истине. А из сего познается, что под Божьим он Промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали.

Промысл никогда не попускает, чтобы живущие в искушениях впадали в руки демонские, особливо если они лобызают ноги у братии, прикрывают и утаивают их вины, как бы свои собственные. Кто хочет в мире сем не иметь попечений [*], и вожделевает этого, но желает и в добродетели упражняться, тот не на ея пути. Ибо праведные не только по воле своей подвизаются в добрых делах, но и невольно выдерживают сильное борение с искушениями, во испытание своего терпения. Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, чтó вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков. Аминь.

 


Источник: Творенiя иже во святыхъ отца нашего аввы Исаака Сирiянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископомъ христолюбиваго града Неневiи. Слова подвижническiя. – Изданiе третье, исправленное. Сергiевъ Посадъ: Типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1911. – С. 150-153.

 

 



 

 

Содержание

Слова подвижнические

Слово 1. Об отречении от мира и о житии монашеском

Слово 2. О благодарности Богу...

Слово 3. О том, что душа до познания Божией премудрости...

Слово 4. О душе, о страстях и о чистоте ума...

Слово 5. О чувствах, а вместе и об искушениях

Слово 6. О милосердии Владыки... и об искушениях

Слово 7. О грехах произвольных, непроизвольных...

Слово 8. О хранении и блюдении себя...

Слово 9. О чине и уставе новоначальных...

Слово 10. Сказания святых мужей...

Слово 11. О ветхом старце

Слово 12. О другом старце

Слово 13. О вопросе одного брата

Слово 14. Об одном укоренном брате

Слово 15. О разных отличиях безмолвия, о власти ума...

Слово 16. О чистой молитве

Слово 17. О душе, ищущей глубокого созерцания...

Слово 18. О видении естества бесплотных...

Слово 19. Образец умозрения о дне воскресном и о субботе...

Слово 20. Ежедневное напоминание о том, что всего нужнее...

Слово 21. О разных предметах. В вопросах и ответах

Слово 21. О разных предметах. О посте и бдении

Слово 21. О разных предметах. О различии слез

Слово 22. О том, что тело, которое боится искушений, делается другом греха

Слово 23. Послание, писанное к одному брату, любителю безмолвия

Слово 24. Послание к некоему брату естественному и духовному

Слово 25. О трех способах ведения

Слово 26. О первой степени ведения

Слово 27. О второй степени ведения

Слово 28. О третьей степени ведения

Слово 29. Об иных образах и понимании различия ведения

Слово 30. Об образе молитвы

Слово 31. Об отшельничестве

Слово 32. О том, чем сохраняется тайное, внутреннее в душе трезвение

Слово 33. О многих изменениях, последующих уму и испытуемых молитвою

Слово 34. О тех, которые живут наиболее близко к Богу

Слово 35. О любви к миру

Слово 36. Не должно желать… иметь у себя в руках явные знамения

Слово 37. О том, по какой причине Бог попускает искушения…

Слово 38. О том, как по возбуждающимся в человеке помыслам узнавать, на какой степени стоит он

Слово 39. О том, почему люди душевные прозирают ведением в нечто духовное…

Слово 40. О молитве, поклонах, слезах, чтении, молчании и псалмопении

Слово 41. О молчании

Слово 42. Послание к одному из возлюбленных Исааком…