Сегодня:

17 октября 2018 г.
( 4 октября ст.ст.)
среда.

Святитель Иерофей.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Сщмч. Иерофея , еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия , архиеп. Казанского, и Варсонофия , еп. Тверского (1595). Собор Казанских Святых . Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Страх Божий выше всего

PDF Печать E-mail
Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   

Слово на Евангелие от Луки, гл. 12, стихи 2—12

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, имеет власть ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12:4-5).

Мы ничего так не боимся, как смерти. А Господь Иисус Христос велит нам больше, чем смерти, бояться Бога. Страх Божий Господь ставит гораздо выше всех наших земных страхов. Господь требует, чтобы мы считали смерть предстоящей всем тяжкой необходимостью и все предоставили бы Господней воле, подчинив себя Его закону, чтобы мы не останавливались перед выбором при необходимости умереть за правду Божию. Вечная мука в тысячи раз страшнее, чем телесная смерть.

Праведникам смерть не страшна, — мучеников Христовых не пугали невообразимые по жестокости пытки. Любовь к Богу и страх Божий преодолели в них ужас перед смертью, даже самой мучительной. Так и мы, когда предстоит нам что-нибудь злое, дурное, вспомним о том, что, если будем дорожить временной жизнью, если избежим неприятностей в жизни земной, если удастся нам уйти от самой смерти путем грубых сделок со своей совестью, то никак не миновать нам неизмеримо более страшного — муки бессрочной. Мысль о вечной гибели должна всегда жить в сердце нашем.

Трудно преодолеть бушующие в нашем сердце страсти, которые влекут нас к тому, что противно воле Божией. Возможно, каким-нибудь пристрастием мы будем так же дорожить, как самой жизнью, и отказаться от него будет настолько же тяжко, насколько расстаться с земным бытием. Тогда мы должны вспомнить, что Христос повелел нам не иметь страха смерти и что, лишь изгнав страсть, избежим мучений и вечной гибели, которым будут преданы непокорные Его заповедям, и тогда страх Божий победит силу страсти.

Что такое страх Божий? Может быть, спросите: разве должны мы бояться Бога как грозного Владыку, как карателя? Разве наш христианский Бог представляется нам таким, как представляли себе своих богов язычники? Разве наше христианское представление о Боге не должно отличаться от представления древних евреев, для которых Бог был грозным Судией и мстителем? Спросите, зачем бояться Бога, если Он — любящий нас Отец? Но разве вы не испытали сами в сердце вашем, что, если горячо любите кого-либо, вполне заслуживающего вашей любви, и преклоняетесь перед великими добродетелями, которые стяжал этот человек, то подходите к нему не без скрытого страха? Вы считаете себя недостойными подойти близко, трепеща сердцем от страха перед величием и святостью его души.

Значит даже по отношению к великим людям, заслуживающим нашего глубокого уважения, чувства никогда не бывают свободны от примеси страха. Подобно этому и дети, любящие своего отца и преклоняющиеся перед ним, боятся его. Как же не иметь нам страха и трепета пред Великим и Всемогущим Богом? Хотя Бог и есть Вечная Любовь, но ведь Он правосуден, Он — Вечная Правда, и творящие неправду должны испытывать перед Ним страх, — страх, примешивающийся к любви, но нисколько не изменяющий ее. Это трепет перед Владыкой всей твари, перед Создателем всей вселенной, перед Тем, от Кого зависят все судьбы наши, решительно все, что происходит в нашей жизни.

Посмотрите, что говорит Христос: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лк. 12:6-7). Даже волосы сочтены на главе вашей! И это не преувеличение. Ведь абсолютно все в мире совершается по воле Божией. Знайте, что и самая малая перемена в облике человека, когда буйная шевелюра молодости сменяется к старости седыми волосами или лысиной, не происходит никогда без воли Божией!

От Духа Божия зависит все — и малейшее изменение нашей души, и даже выпадение волос. Когда наш дух растет, когда человек приобретает мудрость, изменяется и его внешность: иным становится взгляд, осанка, манера держать голову, — ибо все, что изменилось в духе, неизбежно отражается на теле. А дух наш — малая частица Духа Святого. Как видим, слова Христовы не странны, они глубоко истинны.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится (Лк. 12:10). Эти слова не всем понятны. Господь Иисус Христос почти никогда не называл Себя Христом и запрещал так говорить знавшим это; даже бесам которых изгонял, запрещал разглашать, что Он Сын Божий. Он смиренно называл Себя Сыном Человеческим, ибо принял плоть от Пресвятой Девы Марии, став первым из сынов человеческих. Он только в чрезвычайно редких, исключительных случаях открыто упоминал о Своей Божественности. И вот Он говорит, что всякому, кто скажет на Сына Человеческого слово обидное, оскорбительное, слово неверия, непочтения к Нему, простится это, конечно, при условии глубокого, искреннего покаяния. Простятся ругавшие Иисуса его современники, не знавшие, что Он Сын Божий, и видевшие в Нем только человека, хотя и великого святого.

Хула же на Духа Святого не простится никогда, потому что она осуждена Самим Богом, ибо Дух Святой — третье Лицо Святой Троицы. И даже те иудеи, книжники и фарисеи, которые не верили во Христа и преследовали Его, все знали Духа Святого и веровали в Него. Когда Он говорил о Духе Святом, они понимали, что речь идет о Духе Божием. Подумайте, как это страшно. Сколько слез должны мы пролить о несчастных братьях, которые извергают своими нечистыми устами хулу на Духа Святого, издеваются над верой в Бога, над православной религией. Им эта хула не простится никогда, ни в этом веке, ни в будущем.

Помните всегда о том, что не только нельзя хулить Бога, но должно всем сердцем любить Его и с великим смирением идти по тернистому пути, который указал нам Господь. С покорностью воле Божией следует нам нести свой крест, терпя страдания, неизбежные в жизни христианина. Никто да не убоится пути исповедания перед людьми Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

14 ноября 1947 года