Сегодня:

24 мая 2022 г.
( 11 мая ст.ст.)
вторник.

Кирилл и Мефодий.

Седмица 5-я по Пасхе.
Глас 4.

Поста нет.

Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12. Ин., 33 зач., VIII, 51-59. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14-19.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов
СловонаЕвангелиеотЛуки,гл.13,стихи10—17 СвятительЛука(Войно-Ясенецкий)

Лк.,71зач.,13:10-17

Этоевангельскоеповествованиепоказываетнамвеликоемилосердие,любовьиБожественнуюсилуИисусаХриста,обращенныенаблагонесчастнойженщины.Вместестеммывидимизлое,тупоелицемериеначальникасинагоги.

Чтотакоелицемерие,вкоторомтакгрозноупрекалГосподь?Лицемервыдаетсебянезатого,каковонестьнасамомделе.Лицемертот,ктоноситмаскублагочестия,будучивдушесвоейлишеннымвсякогоблагочестия,ктовыражаетлюбовьиверностьближнемусвоему,говоритемудобрые,хорошие,льстивыеслова,авдушесвоейтаитненавистькнему,созлобойстроиткознипротивнего.Лицемерпрячетотокружающихвсезлые,черныедвижениясвоейдуши,всескверныемыслииговоритсближними,притворяясьлюбящим,чистымсердцем.Лицемериесвойственнооченьмногимизнас.

Лицемериеначальникасинагогисостояловтом,что,будучиоднимизучителейнарода,онизображализсебяносителявсякогоблагочестияиправедности,авдушесвоейнискольконебылтаким,напротив,былбезжалостнымичерствым,чтоипоказалаегоречьприисцелениинесчастнойженщины.Онзаботилсятолькоособлюдениибуквызакона,адухзаконаолюбвикближнемубылемучужд.ИнадлежалоГосподуобличитьегопринароде!

Можетвызыватьнедоумението,чтоИисусХристос,Которыйнам,простымхристианам,запретилназыватьближнегосвоегодажепустымчеловеком,Которыйсказал,что,еслиназовемкого-нибудьбезумным,топодлежимгееннеогненной(см.Мф.5:22),Самнередкоговорилсловарезкие,какивэтомслучае.КнижниковсфарисеямимногократноназывалОн«лицемерамиизмеями,порождениямиехидны»(см.Мф.7:5;12:34;15:7идр.).

Однажды,когдаИисусХристосбылвИудее,Егопредупредили,чтоИродищетпогибелиего,советовалипоскорееуйтиизИудеи.КакжеответилГосподь?Онспокойносказал:«Пойдите,скажитеэтойлисице:сегодняизавтраделаюивтретийденьокончу»(см.Лк.13:32).ЛисицейназвалОнцаря!Аоднаждысамомувеликомуапостолу,СвоемудругуПетру,сказалстрашныеслова:ОтойдиотМеня,сатана,потомучтодумаешьнеотом,чтоБожие,ночточеловеческое(Мф.16:23).

Евангелиеговорит,чтоГосподьиногдаприходилвгнев,чтоОнизгонялизхрамаИерусалимскоготоргующихскотом,рассыпалденьги,разложенныенастолахменял.ОднаждыОнсделалбичизверевокипогналторговцевизхрама(см.Ин.2:14-16).ТакгрозенбылиногдагневСынаБожия.

КакразобратьсявэтомкажущемсяпротиворечиивИисусеХристе,которогонеможетбытьвСынеБожием,ибоуНеговседадаилинетнет(см.Мф.5:37).Объяснениепростое:нужноразличатьто,чтозапрещаетХристос,оттого,чтоОнСамделал,нужноразличатьсловабраниотсловобличения.Ибокогдаговоримближнемусвоему;дурак,безумный,—товыражаемэтимпрезрениекбратусвоему,уничижаемего.Такуюбрань,такоепревозношениенадближнимГосподьстрожайшезапретил.

Арезкимисловами—змии,порожденияехиднины,лисицы—ИисусХристособличаллюдей,достойныхсего(см.Мф.23,33).

Обличение,вотличиеотбрани,заповеданонамкакдолжноевСвященномПисании:Неучаствуйтевбесплодныхделахтьмы,ноиобличайте(Еф.5:11).АпостолуТимофеюсвятойПавелзаповедует:Согрешающихобличайпередвсеми,чтобыипрочиестрахимели(1Тим.5:20)Проповедуйслово,настойвовремяиневовремя,обличай,запрещай,увещевайсовсякимдолготерпениеминазиданием(2Тим.4:2).

Разнамзаповеданообличениезлыхдел,мынесмееминедолжнымолчаиравнодушнопроходитьмимонечестия.ОднакоГосподь,говорярезкиеслова,неуничижалчеловеческогодостоинства,алишьобличаллицемериезалживость,ибо«отецлжи—диавол»(см.Ин.8:44).

Естьсвятойгнев,заповеданныйнамотБога,которыммыдолжнывоспылать,когдавидимнадругательствонадсвятыней.СвятымипламеннымгневомобрушивалсяИисусХристоснанечестивцев,торгующихвхрамеБожием.ТакойжегневпобудилвеликогосвятителяичудотворцаНиколаяМирликийскогоприобсужденииарианскойересинаПервомВселенскомСобореударитьАрияволицу.

Резкие,обличительныесловаГосподавполнеоправданы.РазвенезаслуживалИродназваниялисицы?Чтохарактерноговповеденииэтогозверя?Известнолукавство,скоторымонаобманываетиохотника,исвоюжертву.НазываятакИрода,ИисусХристосзаконнообличилеговхитрости,склонностикпредательству.

АпочемуГосподьназвалапостолаПетрасатаной?ПотомучтоПетр,услышавотИисусаХриста,чтоЕмунадлежитбытьпредануираспятурадиспасенияродачеловеческого,сталотговариватьЕгооттакойстрашнойсмертиипросить,чтобыОнпожалелСебя.Этолибылонеделосатаны?НесатанелинужнобылоудержатьХристаотГолгофскойжертвы?Устамиапостолаговорилтогдасамсатана,потомуисказалГосподьемустольгрозноеслово.

ПастыриЦеркви,позаветуапостолаПавла,обязаныпубличнообличатьгрешников,этовменяетсяимвдолг.Поэтомунынеобличувас,Богомданныхмнепасомых,водномтяжкомивсеобщемгрехенашем—вгрехеосужденияближних.Ктоизвассвободенотэтогогреха?Ктоизвасвсейдушойбоитсяевангельскихслов:Несудите,данесудимыбудете.Чтотысмотришьнасучоквглазубрататвоего,абревнавсвоемглазунечувствуешь?Лицемер!Выньпреждебревноизсвоегоглаза(Мф.7:1,3,5)?

Амызанятывсегданетолькосамымимелкимисучками,адажесоринкамивглазахнашихбратьев,иосуждаемвсехсутрадоночиисночидоутра,дажесвоихблизкихилюбимых.Осуждаемисвященниковиархиереев,небоясьответапередБогом,небоясьсловХристовых:несудите,данесудимыбудете.

Судятименя,архипастырявашего;судитенестольковы,—пожалуй,отвастакоеосуждениеможетбытьуслышановвидеисключения,—носудяточеньрезковКирсановеиМоршанске.Судятте,которыхявправеназватьокаянными,—бродячиемонахиимонашки,внушаютнароду,чтояненастоящийархиерей,чтомнененадоподчиняться,чтоялишенблагодатиБожией.

Азачтосудят?Зато,чтояоблегчаюстраданиямножестванесчастныхбратьевнаших,про.лившихкровьсвоюзанас,зато,чтояспасаюотсмертимногихимногих,стоящихнеодной,аобеиминогамивмогиле.Господьпомогаетмнеизвлекатьихизмогилы.Господьдалмневеликоехирургическоеискусствоиглубинузнания,ипозаветудвухпокойныхПатриархов—ТихонаиСергия—янесмеюпрекращатьсвоюхирургическуюдеятельность.ЭтоготребовалиотменяпокойныеПатриархи.

Аэтиокаянные,которыевсезнаютлучшеПатриархов,говорят:«Какойжеэтоархиерей,которыйсегодняслужитвхраме,совершаетЛитургию,азавтраидетпроливатькровьчеловеческую?»Вотдокакихпределовдоходитосуждениечеловеческое,вотнакакуюнеправдуспособнылюди!

Данебудемповиннымывтакомстрашномгрехеосуждения,откотороговвысшейстепенитрудноизбавиться,ибогрехэтоттаквъелсявсердцанаши,чтоотделатьсяотнегосвоимисиламимынеможем.

Какженамбыть?ПоучимсяуапостолаПавла,наставляющегонас:Братиемои,укрепляйтесьГосподомимогуществомЕго(Еф.6:10),—иботолькомогуществомсилыГосподнейможеммыизбавитьсяотстрашногогрехаосуждения.ОблекитесьвовсеоружиеБожие,чтобывамможнобылостатьпротивкознейдиавольских;потомучтонашабраньнепротивкровииплоти,нопротивначальств,противвластей,противмироправителейтьмывекасего,противдуховзлобыподнебесных.(Еф.6:11-12).

Подобнотому,каквсветломликеАнгеловдевятьчинов,такиусатаныестьначальства,власти,мироправители,духизлобыподнебесные.Инашаборьбасгрехом—этоборьбапротивних.Этоцельнашейжизни.ДлясегоприимитевсеоружиеБожие,дабывымоглипротивостатьвденьзлыйи,всепреодолев,устоять(Еф.6:13).Каквоины,идущиенавойну,облекитесьвовсеоружиеБожие.

Итак,станьте,препоясавчреславашиистиноюиоблекшисьвбронюправедности.Толькоэтойбронейзащититесьотстреллукавогоиосужденияближнихваших.Иобувногивготовностьблаговествоватьмир;апачевсеговозьмитещитверы,которымвозможетеугаситьвсераскаленныестрелылукавого.Щитомверы,горячей,пламеннойверы,выможетеугаситьэтистрелылукавого.Ишлемспасениявозьмите,имечдуховный,которыйестьсловоБожие(см.Еф.6:14-17).Этиммечомбудетевыпосекатьвсехдуховзлобыподнебесных(см.Еф.6:12).

Иеслибудетевсегдавооруженытак,какговоритсвятойапостолПавел,еслибудетевоинамиХристовыми,пламеннымизащитникамиверы,торазженныестрелылукавогоотскочатотвас,какоткаменнойстены.Итак,воиныХристовы,впереднаборьбуслукавым,скознямидиавольскими,сдухамиподнебесными!Аминь.

10декабря1944года

См.также:
БлаженныйФеофилакт,архиепископБолгарский.ТолкованиенаЕвангелиеотЛуки СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).МыобязаныобличатьсогрешающихпередБогом СвятительНиколайСербский.Неделя27-япоПятидесятнице.Евангелиеоскорченномтелеискорченныхдушах. ЕпископМитрофан(Зноско-Боровский).Неделя27-япоПятидесятницеипраздниквведениявохрамПресвятойДевыМарии... ЕпископМитрофан(Зноско-Боровский).Неделя27-япоПятидесятнице ИеромонахМефодий(Савелов-Иогель).ПредочамиБожиейПравды.Неделя27-япоПятидесятнице. МитрополитВладимир(Иким).СлововНеделю27-юпоПятидесятнице,обисцелениискорченнойженщины МитрополитАнтонийСурожский.Неделя27-япоПятидесятнице.Исцелениесогбеннойженщины АрхимандритКирилл(Павлов).Озависти ПротоиерейАлександрШаргунов.Евангелиедня.Неделя27-я. ПротоиерейАлександрШаргунов.СамаябольшаяопасностьдляЦеркви СхиархимандритАвраам(Рейдман).Апостольскиепоучения.Неделя27-япоПятидесятнице.
АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(I). АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(II). АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(III). АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(IV). АрхимандритКирилл(Павлов).Онеосуждении. Архим.Кирилл(Павлов).СловозалитургиейПреждеосвященныхДаров МитрополитСаратовскийиВольскийЛонгин.Несудите,илиМолитвамытаря. МитрополитСаратовскийиВольскийЛонгин.Огрехеосуждения. ДушеполезныепоученияаввыДорофея. СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).МыобязаныобличатьсогрешающихпередБогом.